20% настоящего или невеселые размышления перед запуском госпрограммы патриотического воспитания

Dec 08, 2013 00:40


Российское понимание патриотизма основательно отличается от смысла этого слова в западных языках. У греков, франков и пруссов ПАТРИОТ - это просто земляк. Мы тоже используем слово земляк, но чаще как обращение, к тому же сленговое. А вот собственно ПАТРИОТИЗМ после Чаадаева и Толстого в России понимается куда шире и многослойней, как любовь, преданность и служение Родине. Хотелось бы сразу же заметить, что люди, изначально задавшие градус значения этого слова, равно как и те, кто в более поздние времена трактовали ПАТРИОТИЗМ в исконно российском смысле, почти все оказались в конфликте с существующей на тот момент властью. Кроме Чаадаева и Толстого в качестве эталонов российского патриотизма мы привыкли называть и Пушкина, и Солженицина, и Галича, и даже Бродского. Практически любое большое имя, которое составляет славу российской культуры и самобытности - это имя неугодного власти человека. Человека либо высланного, либо сосланного, либо и вовсе упеченного куда-либо. Это, конечно не означает, что российский ПАТРИОТИЗМ исключительно оппозиционен, это просто означает, что российское понимание РОДИНЫ попросту не рассматривает и не включает в себя понятие существующей власти, как существенное. Кстати, именно поэтому модные сегодня обсуждения значения государственной символики к ПАТРИОТИЗМУ не имеют никакого отношения, и серьезно население не занимают.

Итак, в русском языке термин ПАТРИОТИЗМ связывается с двумя словами ЛЮБОВЬ и РОДИНА. Любовь к Родине. Можно попросту посмотреть на эти слова с точки зрения великого и могучего русского языка, и российское понимание ПАТРИОТИЗМА станет вполне ясным, да к тому же и действенным и активным. Любой грамотный человек знает, что российский алфавит - не просто таблица символов звучания разных звуков. Русский алфавит представляет собой поэтическое и весьма судьбоносное послание, о котором мы, скорее всего, забыли очень зря. Исходя из нашего, в историческом смысле совсем недавно отмененного алфавита, слово Любовь имеет вполне конкретный смысл: ЛЮДИ - БУКИ - ВЕДИ. ЛЮДИ и ВЕДИ - слоги понятные: люди знают, а вот БУКИ - слог многослойный. Для воцерквленного православного БУКИ - Бог. Кстати, в церковном алфавите буква эта и читается не как БУКИ, а как БОГИ. Ну а светские или бытовые смыслы буква БУКИ значат в зависимости от контекста либо буквы (или язык в широком смысле), либо Будущее.

В контексте разговора о ПАТРИОТИЗМЕ, наверное, имеет смысл ясно видеть все три значения слова Любовь: Люди ведают Бога, язык, будущее. То есть, любить - это значит знать свой язык, знать своего Бога и знать свое будущее. Слово Родина в эту замечательную словесную конструкцию можно уже и не добавлять, потому что Родина - это твой РОД во всей совокупности, а совокупность-то как раз и касается Бога, Языка и Будущего.

Собственно, здесь содержаться и критерии отличия патриотического отношения к Родине от имитации такового. Особенно, если понимать, что исконное слово ВЕДАТЬ имеет более широкое значение современного слова ЗНАТЬ. То есть, слово ВЕДАТЬ имеет основу в действии, тогда как ЗНАТЬ - статичное состояние. Можно сказать, что глагол ВЕДАТЬ более правильно понимать сегодня не как ЗНАТЬ, а, скорее, как ПОЗНАВАТЬ. Любить Родину, равно как и служить ей и быть преданным ей - это ПОЗНАВАТЬ своего БОГА (в алфавите, кстати, это слово употреблено во множественном числе - БОГИ), познавать свой ЯЗЫК, познавать свое БУДУЩЕЕ. Если уже совсем перейти на современный разговорный и светский, получится, что ПАТРИОТИЗМ связан с изучением и размышлением, а так же с желанием действовать во имя своего языка, своей культуры и своего будущего. Все просто, не правда ли?

Однако есть нюанс, связанный как раз со властью. Интересно же, почему это большинство наших российских патриотов, вне зависимости от национальности и вероисповедания оказались в конфликте с властью. Сегодняшние стратегии государственного управления весьма наглядно демонстрируют - почему, даже в историю нырять не требуется. Собственно, противоречие здесь выгляди очень просто, буквально как в любом учебнике начальной школы: государство - система управления, она обязана стремиться к повышению управляемости той общности, которой управляет. Это - ее природа. Ну а ПАТРИОТИЗМ в российском варианте - как раз собственная внутренняя работа по поводу формирования собственного понимания, собственного мнения, и собственных осмысленных самостоятельно действий. И ЛЮБОВЬ, как собственное ПОЗНАНИЕ собственного БУДУЩЕГО и всего собственного прочего всего - это его природа. Чем активней человек думает, познает или действует, исходя из собственных познаний и представлений, тем менее он становится управляемым - вот и природа извечного конфликта российского ПАТРИОТИЗМА с российской же ГОСУДАРСТВЕННОСТЬЮ.

И, чтобы эти размышления не казались высосанными из пальца, и не имеющими отношения к реальности - маленький пример: Не так давно Государство расстаралось и создало документ, регламентирующий любое мероприятие в области культуры. В нем есть все критерии качества мероприятия. Помимо прочего, там есть, например, такой критерий: количество получающих услугу. Иногда пишут зрителей. Наша команда много уже лет проводит фестиваль авторской песни. Для нас главное, чтобы на поляне вообще не было «получающих услугу», чтобы любой человек, оказавшийся на фестивальной поляне, оказался активным участником события. И мы таких результатов худо-бедно достигли. Так вот, полторы тысячи человек, включенных в активные процессы, и пребывающие на фестивальной поляне трое суток в полевых условиях - это по цифрам прошедшего сезона, 100 000 рублей из государственного бюджета, которые доходят до организаторов приблизительно через полгода после мероприятия. А вот организация бардовской площадки для «получателей услуги» на «Белых ночах», которая никого не включает в активные процессы культурообразования (или ПАТРИОТИЗМА, если угодно) стоила 150 000, и средства были выплачены в течение недели. То есть, 6 часов ненапряжной раздачи культурной услуги стоит ровно в полтора раза дороже, чем 3 суток серьезной работы в области культурообразования и ПАТРИОТИЗМА, в которой никто не остается в статусе бесполезного «получателя услуг», в которой у каждого формируется какое-то собственное отношение к происходящему.

Другими словами, имтитация или просто демонстрация культурных процессов государству в качестве заказчика в полтора (в данном случае) раза нужней и ценней, нежели реальные культурные процессы. И со своей государственной точки зрения оно, государство, несомненно право. Оно же действует в согласии со своей природой.

Сейчас государство запускает программу патриотического воспитания, и смешно ожидать от государства какой-то измены своей природе. То есть, следует ожидать, что имитационные результаты и имитационные процессы соберут на себя процентов 80 всех средств запускаемой программы. Людям, реально понимающим, что такое российский ПАТРИОТИЗМ нужно постараться не упустить оставшиеся 20% и использовать с максимальной пользой, согласуясь со своими собственными представлениями, и собственными критериями.

Ну а критерии, исходя из всего вышеизложенного, очень просты: наши действия должны быть направлены на развитие самостоятельного мышления ЛЮДЕЙ о БОГЕ, о ЯЗЫКЕ и о БУДУЩЕМ. На выработку собственного, никем не вмененного мнения обо всем, что происходит в нашей стране, на стимулирование активных собственных действий ЛЮДЕЙ в интересах БУДУЩЕГО. Такого, каким они сами его себе представляют. Нужно просто учить ЛЮДЕЙ думать самостоятельно о важном, говорить о важном и действовать, ставя себе важные цели. Настоящие, а не имитационные. Это и будет патриотическое воспитание в чистом виде.

культура, Культурная революция, патриотическое воспитание

Previous post Next post
Up