Качества прокладки

Nov 02, 2012 15:26



Поразмышлять на темы эти, поговорить с умеющими слышать и думать людьми меня  подтолкнула одна не слишком удачная программа на канале «Культура». Ее, кстати, можно посмотреть вот тут: http://www.tvkultura.ru/news.html?id=1105490&cid=50

Очень достало, если честно, постоянно дискутировать с этим  утверждением достаточно умных, информированных и весьма уважаемых людей:  авторская песня по своей популярности и востребованности не идет ни в какое сравнение с попсой и даже так называемым «русским шансоном». Еще больше достал их грустный призыв поговорить об этом, взгрустнуть этак и, может даже, помянуть, как среди русских людей водится.

Ну ладно бы, эмоциональный крик души Окуджавы: «Авторская песня умерла!», кто же этого не помнит, да и не на долго Булату Шалвовичу хватило эмоций по этому поводу, он-то  очень быстро отказался от этих слов, но вот сейчас подобные вещи кричит уже не Окуджава, не кто-нибудь из живых еще, слава Богу, классиков АП первой волны.  Покрикивать на эти темы принялись люди, которые на это мертвое тело снисходительно (или немного доброжелательно) поглядывают со стороны.  И, понятное дело, особенных эмоций нехарактерное для мертвеца поведение исследуемого у них не вызывает. А все дело-то в одном простом качестве: в ракурсе, или точке зрения. Вот с точками-то и тянет разобраться. Так и подмывает предложить встречную  версию событий, увиденных с совершенно иной точки зрения. Это же только весьма ограниченные люди считают, что смотреть на вещи нужно строго из одной точки. Если вещь не плоская и не маленькая, точку зрения не просто стоит, ее необходимо менять, иначе целиком вещи не увидеть.

Есть одна ошибка во всех нынешних утверждениях о смерти (на крайний случай деградации) авторской песни, которая свойственна всем без исключения любителям потрендеть на эти темы. Она, эта ошибка, настолько раскрученная, что ее уже принимают за истину даже сами барды. Она, с одной стороны, лежит на поверхности, с другой, настолько похожа на правду, что усомниться в истинности стоит определенных трудов и раздумий. Куда проще не думать, а подхватить вселенский плач, вплести, так сказать, в него и свой поставленный на многочисленных фестивальных площадках голос. Я говорю вот о чем: а по тем ли критериям оценивается популярность, востребованность и даже сама живость как таковая рассматриваемого явления. Критерии-то, друзья, ложные, чуждые и не подходящие совсем.

Ну посудите сами, можно ли говорить о явлении, изначально ориентированном на то, чтобы не допускать к своему костру посторонних через призму телевизионной известности? Мы что, все всё забыли? Никто уже не помнит, как организаторы московских слетов, например, рубили хвосты? Никто не знает, не читал и не слышал о том, что барды с самого начала забирались подальше вглубь лесов, чтобы туда любители попсы не добрались? Почему же сейчас нужно говорить о том,  что труднодоступность для лохов - качество деградации?

Для людей, считающих себя современными, информированными, живущими в так называемой информационной среде я постараюсь расшифровать и декодировать мои эмоциональные вопли-вопрошания. Можно ли по присутствию в общепринятом информационном пространстве судить о популярности или востребованности того или иного явления или предмета? А ведь популярность АП сравнивают с популярностью попсы и шансона именно на таком вот основании.  Воплями-то я своими на этот вопрос уже ответил, теперь поговорим спокойно и с примерами.

Вот первый пример, который в голову пришел, уж не обессудьте: в общепринятом информационном пространстве очень много прокладок с крылышками и совсем нету самого простого хлеба. Означает ли это, что прокладки намного более востребованы и популярны, чем хлеб? Наше индивидуальное восприятие реальности говорит о том, что хлеб нам намного нужней, а информационное пространство очень сильно возражает, изо всех сил придавая прокладкам видимость состоявшейся мировой звезды. Давайте для простоты в дальнейшем надуманные, ложные  и раскрученные качества именовать, например, «качествами прокладки».

Итак, сравнивая попсу, шансон и авторскую песню, любители погрустить о мертвецах основываются исключительно на «качествах прокладок»: в телевизоре бардов нет, на радио тоже, и, что уж вовсе не современно, никто не озаботился формированием эти самых «качеств прокладки» у среднестатистического барда. Вот у какого-нибудь Киркорова или Лепспа «качества прокладки»  сделаны так, что комар не подточит - они и популярны, значит, и всенародно любимы всеми без исключения.

Ну а на это, основополагающее качество, или критерий оценки уже накручиваются всевозможные следствия. Например, если ты отсутствуешь в информационном пространстве, то тебя и в жизни нет. Пока не будем оспаривать это утверждение, хотя пример хлеба и прокладок заставляет, как минимум, усомниться, так ли оно на самом деле.  Давайте-ка посмотрим, кто формирует такую информационную среду, которая видится нам - единственным критерием существования в реальности. И вот тут-то сомнения достаточно заметно набирают вес.  Даже в интернете, который вроде бы - ва-а-а-ще свободная информационная среда, доля коммерческого контента едва ли не превышает долю свободного общения. А уж если сравнивать долю коммерции с долей свободной мысли, вопросы отпадают на фиг, как и не было их никогда. Ну а все, что вещает в телевизорах или радио - это названо информационным пространством исключительно из скромности или желания спрятать истину поглубже. Информационное пространство было бы честней назвать пространством денег. То, что мы с таким воодушевлением именуем информационным полем, чему приписываем качества единственно возможной реальности, по сути, является полем, на котором мы с вами - чей-то финансовый ресурс. Мы там - не люди, не личности, не индивидуальности - мы ресурс. И наши кошельки - еще больший ресурс. И присутствуя в информационном поле, мы не живем в реальности, а кормим тех, кто реально живет. И чем больше набираем качеств прокладки, тем вкусней кормим.

А теперь по-новому постараемся взглянуть на свою популярность, востребованность и жизнеспособность. В информационном пространстве, аналогичном пространству денег мы реально смотримся смердящим трупом. То, что от нас там присутствует и смердит и разлагается на радость реальным хозяевам этого пространства. Качествами прокладок барды не обладают совсем. Мало того, качества прокладок все больше и больше становятся критерием принадлежности к бардовской культуре для самих бардов. Только с обратным знаком: чем больше качеств прокладки, тем больше не наш и не интересен. Организаторам телевизионных панихид по авторской песне стоило бы эту особенность бардовского мировоззрения учитывать, чтобы не выглядеть дураками.

Я бы поостерегся пока говорить о критериях, действительно позволяющих сравнивать популярность попсы, шансона и авторской песни, но вот о разнице способов формирования творческого заказа в каждом из этих песенных направлений сказать уже стоит. Итак:

Творческий заказ на попсу формируется в пространстве денег - это несомненно. Владельцы медиа-ресурсов и владельцы шоу-биза работают на одном поле и одними же ресурсами располагают. А очень часто эти двое - вообще один человек или филиалы одной организации. И работают эти организации не с талантом, содержанием или формой искусства, а исключительно с качествами прокладки.  Это совсем не означает, что у представителя шоу-бизнеса изначально не может быть таланта или вообще качеств, отличных от качества прокладки. Совсем нет. Это означает только одно - без качества прокладки попсовик не имеет никакой продажной ценности. А поскольку целью любого бизнеса, и шоу-бизнеса даже в первую очередь, является  реализация товара и услуг для извлечения прибыли, то попсовик, как бы талантлив он не был изначально - не человек, а товар, и чем выше его качества прокладки, тем больше прибыли он приносит. К формированию творческого заказа в этой среде на пушечный выстрел не подпускаются никакие любители. Это - сугубо профессиональная сфера деятельности. Деньги - дело серьезное и самодеятельности не позволяет, да и не прощает. Может при формировании такого заказа рассматриваться интерес конечного потребителя, то есть, собственно народа? Может. Но, в крайнем случае, поскольку дело это не надежное и непостоянное. Гораздо проще и надежней (хотя, конечно, затратнее) конкретный интерес у народа сформировать. Вот и пашет наше с вами информационное пространство день и ночь, вколачивая нам в башку простые мысли о популярности конкретных проплаченных имен, и смерти тех, кто при другом раскладе мог бы составить этим самым именам серьезную конкуренцию. Другими словами, заказ на «поющие трусы» и на обсуждение смерти авторской песни, очень похоже, оплачиваются с одного и того же счета.

Шансон - надо сказать, что по задачам и формам работы шансон - часть шоу-бизнеса. Есть, правда, один серьезный нюанс - криминальность основателей. Любители поразмышлять вслух в пространстве денег о жизни и смерти отдельных жанров усиленно настаивают на том, что уголовный шансон и то, что сейчас почитается за шансон - совсем разные шансоны.  Дескать, ни Трофим, ни Лепс, ни Михайлов с Ваенгой не поют про тюрьму, и тем самым они реабилитируют сам жанр. Забавно. В качестве представителей шансона перечисляются имена ярчайших представителей шоу-бизнеса, обладающих самыми ярчайшими и недвусмысленными качествами прокладок. Но это, между прочим, вполне закономерно. Заказчики шансона, обладая огромным опытом криминальных взаимоотношений, поступают вполне привычно: они включают в свой заказ все, что может его максимально легализовать с целью дальнейшего присвоения. В сферу этого заказа легко попадает огромное количество бардов, ни сном ни духом не помышляющих о шансонной карьере и шансонном зрителе, попадают и попсовики тоже. Ну а поскольку шансону тоже принадлежит немалая доля медиа-ресурса, и свое собственное поле на пространстве денег, его методы формирования творческого заказа и его реализации мало чем отличаются от аналогичных методов попсы или, если уж говорить честно и точно, шоу-бизнеса.

Ну и авторская песня многострадальная - она, не имея собственного серьезного представительства в пространстве денег, сформировала совершенно уникальную систему формирования заказа. Это реально общественный заказ. Изначально бардовской средой оказались клубы и фестивали, то есть никаких удаленных способов управления спросом. Личное знакомство, личное знание, личный опыт и умение отстаивать личное мнение. Знаете, если отключить (хотя бы мысленно) электричество, все становится несколько ясней, между прочим. Сразу видно, умеет ли человек играть и петь, умеет ли складывать буква в строчки, и, что самое главное, умеет ли эти самые строчки донести убедительно до довольно критичного зрителя. Зрителя, который к тому же, ни за что не согласится с ролью пассивного участника действа, который молчать не станет. Если что не по нему, он умеет и сам взять гитару и ответить своему оппоненту. Не стоит забывать и о том, что авторская песня сразу же с момента появления встала в оппозицию к тому искусству, которое  навязывалось в тогдашнем информационном поле. Барды не хотели слушать всякую фигню, и не слушали. А кроме того, довольно ревностно относились к тем, кто пытался слушать их наряду со всякой фигней. Уход в леса - это же попытка сбежать не только от дурновкусия, но и из официального информационного поля.  Да и сейчас мало что поменялось по сути. Тот же уход в леса, тот же выбор свободных от противного для них мусора информационных ресурсов, во многих закрытых для непосвященных. Та же система клубов, бард-кафе, закрытых концертов, квартирников и т.д. Другими словами, барды не только творческий заказ сделали внутренним и общественным, они еще и всячески стремятся к созданию собственного информационного пространства, которое не является одновременно пространством денег и пространством с качествами прокладок.

И вот теперь давайте попробуем сравнить и жизнеспособность, и популярность, и востребованность.  В той же программе Архангельского, на которую я тут ссылку в начале привел, есть такая реплика: дескать, как же это нет авторской песни, если вон вся Москва обклеена анонсами бардовских событий и мероприятий. В самой программе это сомнение не посчитали существенным, поскольку объявления на стенах - не то информационное пространство, которое стоит принимать в расчет представителям информационного века и т.д.  Однако, если посмотреть под другим углом, с другой точки зрения, получается забавная картина: явление, совершенно не представленное в общепринятом информационном пространстве, не озабоченное раскруткой качеств прокладки в своей среде, как-то непонятно существует рядом, да еще и все стены облепило своими анонсами. Для представителей шоу-бизнеса и его верных слуг из числа организаторов информационного пространства это видится смертью, или агонией в лучшем случае, ну а ежели посмотреть на это непредвзято, можно увидеть какой-то невероятный просто запас жизнеспособности.  Вы только представьте, без рекламы, без раскрутки, без вложений в наполнение залов (а это реально самая большая статья расходов шоу-биза) система не просто выживает, а ведет активную жизнь. Очень много лет, причем, и в самые даже такие времена, когда и шоу-биз сам-то едва не сдох. И никто из тех организаторов бардовских мероприятий и событий, кто продолжает этим заниматься, с голоду не помер. Это, что касается популярности.

Теперь немного о востребованности. Востребованность вообще не связана с качествами прокладок. Если честно. Этот пример о востребованности прокладок в сравнении с хлебом, мне кажется вполне говорящим сам по себе. Не знаю, как кому, а мне не доводилось слышать про коллективы, кружки или классы в системе хоть основного, хоть дополнительного образования, посвященные шансону, например. Детские клубы авторской песни существуют повсеместно, и их количество просто огромно. Попсовые, правда, тоже есть, отрицать смешно. Но чтобы было еще смешнее, представьте, например, учебник для средней школы «русская попса» или «русский шансон», а вот учебник «авторская песня» существует, и предмет этот, хоть и факультативно, но преподается. Правда, преподается плохо, учебник, скорее, стоило бы назвать «история авторской песни первого периода», и тем не менее, такой предмет есть и он востребован даже в таком сильно урезанном виде.  В высших учебных заведениях уже немного серьезнее:  курсовые, дипломные и прочие учебные работы студентов на темы авторской песни, в том числе и на темы современной авторской песни - это весьма и весьма существенная доля научных изысканий на всевозможных филфаках, искусствоведческих факультетах, творческих ВУЗах и т.д. Больше того, курс авторской песни в рамках российского фольклора читается не только в России. Точно знаю о регулярных подобных курсах лекций в Австрии и Италии - это с привлечением наших специалистов, и вся славянская Европа - это они там сами такой курс читают. Думаю, что читается такой курс много где, просто информация о его существовании в пространстве денег не востребована. Ну и еще одна забавная форма - бард-лагерь. Заметьте, не шансон-лагерь, не попса-лагерь, а именно наш бард-лагерь.   Можно много рассуждать о востребованности АП в реальности, но я вообще-то не для того этот текст горожу.

Понимаете, тем, кто с бардовским информационным полем, а не с полем денег связан, и так все эти перечисления излишни. Достаточно показать человеку ту самую точку зрения, которую усиленно стараются отнять у него СМИ, и остальное он уже сам приведет в порядок и систему. Но вот дальше-то как раз и можно говорить о грустном.  Смешно было бы говорить о себе, как о носителе конечно истины. Конечно, востребованность и жизнеспособность авторской песни как таковой сомнений никаких не вызывает. У меня, во всяком случае, да и, надеюсь, у вас тоже. Но ведь та точка зрения, которую я вам тут продемонстрировал - она тоже локальная точка. Всех качеств явления она не отражает. Мы же говорили в самом начале, что на большое явление следует смотреть с разных сторон, а не только с двух кардинально противоположных. И вот тут-то…

И вот тут-то стоит признать, что шоу-бизнес со своей утилитарной точкой зрения просто не мог не прорасти и в авторской песне тоже. Он и пророс, разумеется. И все сегодняшние болезни авторской песни, которые невозможно не признать и не заметить, похоже связаны именно с теми самыми частями системы, в которой шоу-биз утвердился наиболее прочно. Думаю, что разговор о болезнях АП, связанных с этим стоит большого и отдельного разговора, а потому

Похоже ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Previous post Next post
Up