Про манипуляции общественным сознанием: окно Овертона

Jan 19, 2014 23:04

Интересная статья мне попалась на глаза (оригинал здесь я его чуть-чуть изменила, т.к. не люблю лозунги). Я всегда думала, что общественное сознание - вещь не очень тонкая, что есть несколько стандартных приемов, типа: "ложь повторенная дважды становится истиной"(с) или "говорите правду, только правду и ничего кроме правды, говорите больше правды, ( Read more... )

Leave a comment

dj_begemot January 20 2014, 13:18:49 UTC
>Нет табу ( ... )

Reply

behemotic January 20 2014, 15:45:17 UTC
Есть табу, которые должны быть общими для всего общества.
Например: убийство, воровство и прочие аналогичные вещи. Нужно объяснять почему или и так понятно?

Люди вообще-то очень разные и свобода одного человека всегда будет нарушать свободу другого. Поэтому в любом случае потребуется устанавливать те или иные рамки, которые будут приемлемы для большинства и будут соответствовать наиболее выгодной стратегии для данного момента развития (как правило, второе подбирается эмпирически). Так что этот идеал не достижим ни при каком раскладе. А если всем все разрешить, то наступит анархия и прав будет тот, кто сильнее. Много раз такое уже было на никем не контролируемых территориях.

Reply

mick_vav January 20 2014, 16:01:20 UTC
Убийство террориста до терракта - табу?
А смертная казнь?
А воровство в интересах государства? А кого за это сажать?

Reply

behemotic January 20 2014, 17:10:33 UTC
Я против смертной казни. Поэтому во всех случаях, перечисленных тобой, да табу.
Про воровство в интересах государства я что-то не поняла, воровство, оно и в африке воровство.
Поэтому, рамки и устанавливаются и законы разрабатываются, чтобы каждый случай можно было определить и посмотреть кому что за это, а не тыкать пальцем в небо.

Здесь же отвечу и про другие твои комменты. Ссылка классная. Рождаемость там у всех низкая. Должна быть 21.4 для воспроизводства населения. А откуда они цифры взяли - без понятия. Я некоторые проверила что-то сходится, что-то нет.

Про фанатизм. Я думаю, что он везде есть. У меня вот родственница всерьез верит в кармы и чакры, прям до умопомешательства. И даже болезни предлагает лечить силой мысли и зеленкой (хорошо хоть, что не клизмами :) ). Если бы она пошла в христианство, то было бы то же самое.

Reply

mick_vav January 20 2014, 17:26:21 UTC
Воровство в интересах государства - это когда принимается некий закон, сильно меняющий конкурентную среду (ну, взять хотя бы свежую идею про хранить весь трафик абонентов в течение определенного времени). Представь, что ты - маленький оператор. Тебе надо где-то взять пару-тройку миллионов, чтобы это реализовать. К тебе приходят люди из большого государственного оператора и говорят "51% акций, и мы тебе дарим железку за два ляма. Или завтра у тебя роскомнадзор отбирает лицензию. За несоответствие, так сказать.". Или ты берешь кредит и его гасишь, подняв цены, так что большой оператор опять же имеет конкурентное преимущество.

Да, ситуация гипотетическая, но возможная в нашем правовом пространстве. И понятно, что речь о законодательно-подкрепленном рейдерстве.

Reply

mick_vav January 20 2014, 17:31:25 UTC
Про воспроизводство - там еще вправо можно покрутить - в Нью-Йорке - 30 (!). И воспроизводство, как я понимаю, это все же рождаемость * средняя продолжительность жизни = 1000. Так что для Японии с их ~80 годами 12.5 - достаточно.

Reply

behemotic January 21 2014, 18:38:00 UTC
Миш, в Америке хорошие показатели рождаемости (2-3 ребенка на женщину, если я правильно помню), но обеспечиваются они в основном латиносами и неграми. Как правило в очень небогатых семьях (хотя, я этот, выделенный тобой критерий определяющим не считаю -- если бы я им руководствовалась, не было бы у меня детей сейчас). Я же европейцев и американских европейцев имела ввиду.

Reply

mick_vav February 7 2014, 07:19:00 UTC
А кстати, как ты думаешь - почему оно так? Почему приезжие дают (и у нас, кстати, тоже) такой здоровый вклад в демографию?

Reply

dj_begemot January 21 2014, 05:25:07 UTC
>Есть табу, которые должны быть общими для всего общества ( ... )

Reply

plasmaden January 21 2014, 06:34:42 UTC
Как раз читал сегодня Эйнштейна на эту тему. В том то и дело, что "рациональное обоснование", доступно только есть четко сформулированные цели, которых мы хотим достичь. И есть общественный консенсус по этой Цели. А такую цель невозможно поставить рационально ( ... )

Reply

dj_begemot January 21 2014, 07:17:42 UTC
Так я же полностью согласен -- конечно, интеллект лишь инструмент, целеполагание не его функция. Поэтому в том-то и дело, что для сакрального всегда остается место, и это очень важное место. Какие-то глобальные, миссионерские цели являются сакральными, безусловно.

Вот только место сакрального не является неизменным -- какие-то цели мы становимся в состоянии обосновать рационально, понять рационально, и сакральное смещается дальше, на более глубокий уровень. Я говорю про то, что нельзя _назначить_ какую-то тему сакральной. Она либо является таковой (для конкретного человека), либо нет. Попытка навязать сакральность лишь обесценивает само понятие.

Reply

plasmaden January 21 2014, 07:45:53 UTC
Ясно, благодарю. Согласен с тем, что области сакрального/профанного дрейфуют. Не обязательно, кстати, здесь рациональное обоснование. В вопросах естествознания да, это наука. Но в том, что в Турции туристы могут присесть отдохнуть на алтарь древнего храма - нет ничего научного. Десакрализация природы, благодаря которой возникло современное естествознание - тоже во многом заслуга христианства.

Но я бы не сказал, что "сакральное" уходит на более глубокий уровень. Как и табу. Современные табу отнюдь не глубоки. Да и современная нерелигиозная вера тоже не всегда глубока. Была недавно любопытная статья Соколова-Митрича на этот счет http://www.pravoslavie.ru/jurnal/65298.htm

Reply

mick_vav January 21 2014, 08:41:32 UTC
Тут еще нужно понимать, что кто-то должен (государство? общество? - не знаю, честно говоря) следить за ненавязыванием сакрализации понятий.
Потому, что возможность вложить людям в головы некую идею, как сакральную, может быть очень легко монетизирована в финансовый или политический капиталл, чем многие пользуются без малейших угрызений, совершенно не разделяя исходную идею. (Но никто не признается, естественно :)

Reply

behemotic January 21 2014, 09:39:46 UTC
О! Ну так с идеей свободы ровно то же самое.
Пожалуй, самая классная и самоокупаемая!
Я на эту тему, по мотивам дискуссии в этом посте, хочу вообще отдельный пост написать, но соберусь, наверно только на выходных, т.к. дел много очень.

Reply

mick_vav January 21 2014, 19:00:30 UTC
Ну нет, есть еще по крайней мере идеи отказа от мирских ценностей в угоду духовным, служения личному земному воплощению великого и шикарная идея о вечном блаженстве для отдавших земную жизнь во имя священной войны с теми, кто против нас ;)

Reply

behemotic January 21 2014, 19:09:34 UTC
Ну нет. На этой идее столько бабла не сделать, сколько сделали на идее свободы. :)
И эта идея, кстати, очень катит в качестве пугала из поста.

Reply


Leave a comment

Up