Наше современное существование наполнено деятельностью. Мы живем в постоянной деловой спешке. Вся жизнь нашего общества, трудится ли оно, молится или развлекается, пропитана агрессивностью, общепризнанной, старательно пестуемой, всеми добровольно принимаемой и запрограммированной. О промышленности и дипломатии и говорить не приходится, если даже молитву я считаю актом агрессии по отношению к Богу. Заложенная в нас воспитанием, внушенная нам программа действий конечной целью имеет удовлетворение потребностей. К нему мы стремимся и в воскресные дни, и даже во сне. Любой перерыв в своей деятельности мы воспринимаем как отсрочку, задерживающую удовлетворение. Все, что совершается вокруг нас, весь этот широкий поток, эта быстрая смена событий, даже вполне приятных и мирных, следует реалистически воспринимать как открытое столкновение утонченных проявлений агрессивности. Никто уже ничего не ждет, поскольку ничего дождаться невозможно, никто не занимает наблюдательной позиции. Наблюдение не пестуется и не культивируется, никто ему не учит, и все бессознательно от него отказались.
Пожалуй, только старые люди способны непроизвольно наблюдать, когда не предаются воспоминаниям и размышлениям, не дремлют или незаметно не перешли в мир иной. Конечно, у нас есть специальные научные учреждения и лаборатории. Но наблюдение ведется там лишь в интересах производства и капиталовложений, которые в конечном счете должны принести пользу. С наблюдением. которое имею в виду я, это не имеет ничего общего.
Истинное наблюдение, как я его только что весьма приблизительно охарактеризовал, есть состояние духа. Теперь я уточняю: это способ существования. Неизменного, я бы сказал, пассивного, молчаливого и тихого. Это ожидание? Нет, нет, да и чего нам ждать! Для наблюдателя время не движется, ибо это не крестьянин, ожидающий, когда взойдут зеленя. Истинный наблюдатель нисколько не заинтересован в результатах наблюдения, потому что это не кошка, следящая за мышью. То наблюдение, какое я имею в виду, есть такое состояние тела, которое не нарушает предшествующего состояния духа. Дух вовлечен, но отнюдь не пребывает в напряженном ожидании. Он не испытывает ни удовольствия, ни отвращения, ибо не судит. Наблюдение связано с самозабвением. Следовательно, это нечто такое, на что из всех живых существ способен только человек, но вместе с тем оно требует от него отказа от человеческой заинтересованности. Образцовым Наблюдателем был бы Бог, ибо только в этом случае око наблюдающего не связано с его лапами, которыми он мог бы вмешиваться в события. Только Бог ничему не препятствует и ничему не помогает. Как будто смотрит и ничего не видит, или видит, но акции его вложены в другое предприятие.
(Людвик Вацулик. Морские свинки)
upd. На самом деле, кот не бьёт челом, а мотает головой в такт клёвому стонер-року (например, от питерцев Widowland).