"Пушкинская-10. Ковчег ХХI века" - выставка в Манеже

Sep 04, 2024 00:07



Выставочный проект представил коллекцию Товарищества "Свободная культура" (Пушкинская-10), которая в 2023 г. была передана в дар ЦВЗ "Манеж". Когда культурная жизнь на Пушкинской-10 только зарождалась, будущие основатели музея Юлий Рыбаков и Сергей Ковальский придумали концепцию "Ковчег XXI века", на котором свободные художники остаются на плаву на смене тысячелетий и отправляются в новый век - отсюда и название данной выставки. Яркое цветовое решение пространства повторяет расцветку флага легендарного Арт-центра, придуманную художником Андреем Хлобыстиным.
В отдельных экспозиционных боксах, напоминающих грузовые контейнеры, представлены произведения ведущих художественных группировок (всего более 400 работ). Такая чётко структурированная подача материала позволила проследить развитие андеграундного искусства и не запутаться в многочисленных именах и течениях.


КОНТЕЙНЕР №1 - Основатели Евгений Орлов, Вадим Воинов
Евгений Орлов об истории формирования коллекции:
"Начиная с 80-х годов ХХ века в оформительско-рекламной мастерской, где я в то время работал, стали скапливаться картины, подаренные авторами после выставок неофициальных художников. Так как большинство авторов этих выставок, не будучи членами Союза художников, не имели своих мастерских, хранить картины у себя они не могли.
Уже к 1984 году картины заполнили все подсобные помещения, и тогда я принял решение развешивать их в производственных помещениях мастерской. Мастерская сразу приняла какой-то несоветский вид музея современного искусства... Впоследствии там стали проводиться неофициальные выставки художников группы "5/4" и группы "7", устраивались собрания членов Совета ТЭИИ. Всё это способствовало ещё большему притоку картин...
В 1989 году первые художники стали осваивать дом на Пушкинской, 10, а я стал собираться на длительный срок в Швецию... и сразу же встал вопрос, куда девать картины. Лариса Улитина, организовавшая совместно с Сергеем Ковальским первую галерею на Пушкинской, 10, предложила мне перевезти работы в Галерею 10-10... К сожалению, во время одного из моих отъездов за границу часть картин из моей коллекции безвозвратно исчезла из Галереи 10-10. К счастью, другая её часть сохранилась и легла в основу собрания Музея нонконформистского искусства. Тогда, собирая картины своих друзей, я и подумать не мог, что стану причастным к созданию музея и впоследствии стану его директором. Само время лепило из меня фигуру директора и знатока нонконформистского искусства с помощью моих друзей - художников Вадима Воинова и Сергея Ковальского".


Гранитная скульптура Люциана Долинского (Приходько) "Взлёт Доротеи" (1998) на фоне коллажей Вадима Воинова


Вадим Воинов
слева-направо: "Недомашние пельмени" (2014), "Время" (1990), "Семеро с ложкой" (2013)
"Для попытки создания нового жанра, названного мной "функцио-коллаж", применяется метод компоновки различных предметов в одной композиции. Тема и весь образный строй определены феноменом, возникающим благодаря сочетаемости вещей. Характер предметов, их "личное обаяние" заставляют в каждом отдельном случае искать новый приём сочетания объектов и их конструирования в определённом мною сюжете".


Вадим Воинов
слева "Казино-вешалка" (1993)
справа два коллажа из цикла "Червонцы": "Пять тысяч - пять червонцев?" (2009) и "Вот вам на всех" (2014)


Вадим Воинов - "Пятьсот рублей с цепью" (2010)


Вадим Воинов
слева "Супрематический этюд №8 из цикла "Лирический супрематизм" (1991)
справа "Золотой огонь Рухина" (2000)


Вадим Воинов - "Шпиономания" (1980)


Вадим Воинов - "Красный песок" (2007)


Евгений Орлов - триптих "Пишите сердцем, и вы поймёте, что это дух..." (1979, бумага на фанере, эмаль, акрил)




Евгений Орлов - полиптих "Куликовское поле" (1979, оргалит, эмаль, коллаж)




Евгений Орлов - "Над горой" (1993)


КОНТЕЙНЕР №2 - Основатели Сергей Ковальский, Юлий Рыбаков
Работы Сергея Ковальского
Самая эффектная, на мой взгляд, крайняя справа - "Не дай в обиду русский язык" (2000, ткань, бумага, масло)


Сергей Ковальский - "Параллелошар в пространстве. Модель №1" (2000, дерево, пенопласт, масло)
Идея "параллелошара" родилась в результате осмысления параллельного существования свободного искусства в несвободном обществе, но в результате привела художника к более глобальному осознанию феномена "параллелошара" как особой вневременной субстанции. Истинное творчество всегда - нонконформизм. Во все времена для оригинально мыслящих творческих личностей ближе оказываются не находящиеся рядом знакомые люди, а такие же оригиналы из прошлого и настоящего. Духовная близость основана не на временной и пространственной близости, а на совпадении сфер параллельного существования. Для советских нонконформистов Леонардо да Винчи, Малевич, Уорхол или Леннон были гораздно ближе, чем соседи по лестничной клетке.

Побеждённое солнце задыхается
В Чёрном квадрате.
Год за годом, сто пыточных лет,
Висит над Россией!
Мы не живы и не мертвы,
Выдыхали чёрный воздух,
Переживая затмение
Коллективного разума
И выстраивали ступени
Трансрадуги Мира,
По которой над нами взошёл
Параллелошар
Освобождённого Солнца!
(стихотворение Сергея Ковальского)


Сергей Ковальский - "Союз нерушимый" (2000, дерево, металл, коллаж)


Сергей Ковальский - "Возвращение блудного сына. Посвящается Евгению Орлову" (1999, холст, масло)


Сергей Ковальский - "Дюшан, алле!" (2015, холст, масло)


Сергей Ковальский
вверху - "Всенощная (Верхний мир). Сергей Рахманинов" (1988-2004, холст, масло, дерево, коллаж)
внизу - "Дуальная композиция. Посвящается Даниилу Хармсу" (2005, оргалит, ткань, перо, пластик, дерево) и "Автопортрет" (2007, холст, масло)


Сергей Ковальский - "Считалка для Велимира" (2010, ткань, масло, акрил)
Очевидная отсылка к стихотворению Велимира Хлебникова "Заклятье смехом":
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь, усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево!
Усмей, осмей, смешики, смешики!
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!


Работы Юлия Рыбакова по стилистике совсем другие, напоминают книжные обложки популярной фантастики 80-90х годов.
Юлий Рыбаков - триптих "Жили-были" (1986) и "Животворящий крест" (1989, холст, масло)


Юлий Рыбаков - "Сегодня, завтра, никогда..." (1984, дерево, картон, железо, масло)


КОНТЕЙНЕР №3 - Митьки
Это один из самых маленьких контейнеров на выставке, малочисленность работ этой группы связана с тем, что Митьки не входили в ТЭИИ, на выставках Пушкинской-10 появлялись эпизодически и далеко не все участники передавали свои работы в коллекцию Музея нонконформистского искусства. Но даже эти несколько картин дают представление о самом узнаваемом андеграундном объединении Ленинграда-Петербурга, демонстрируя знаменитые тельняшки, добрую сатиру, немного хулиганства, яркую лубочную манеру, и, конечно, любовь к нашему городу.
Владимир Яшке - "Зинаида Морковкина повстречала моряка дальнего плавания" (1991, холст, масло)


Олег Фронтинский - "Набережная" (2002, холст, масло)


Виталий Чернобрисов - "Не бей птиц" (1993, оргалит, масло)


слева Василий Голубев - "Прогулка в Царском Селе" (1987, картон, масло)
справа Александр Флоренский - "Таня, жена Фила" (1991, холст, масло)


Александр Флоренский - "Семья" (1994, холст, масло)


Владимир Шинкарёв - "Взятие Зимнего - 2" (1997, оргалит, масло)


КОНТЕЙНЕР №4 - Арефьевский круг
Группа образовалась в конце 1940х - начале 1950х гг. в городе, пережившем страшную блокаду. Почти все арефьевцы - ученики Средней художественной школы при Академии художеств, оказались исключёнными из неё за формализм. Подростки 14-16 лет создали "Орден нищенствующих живописцев". Пройдя неизбежный для инакомыслящих путь "исправительно-воспитательных мер" - аресты за хулиганство (Арефьев, Васми, Шварц) и психбольницу (В.Шагин) художники Арефьевского круга во многом определили облик ленинградского андеграунда 1960-70х гг. Их отличает интерес к окружающей реальности, о которой не принято было говорить: жизнь коммуналок, ссоры, драки и, конечно, непарадный Петербург-Ленинград. Художников отличала экспрессивная живописная манера и гротеск.

Александр Арефьев - "Лестница" (1953, акварель, гуашь, белила)


в центре Александр Арефьев - "Мы ещё встретимся. Хрущёв с Булганиным (1955, акварель, белила)
справа Владимир Шагин - "Тысяча и одна ночь Шахерезады" (1973, оргалит, темпера)


Шолом Шварц - "Портрет Титова" (1991, оргалит, масло)


Шолом Шварц - "Натюрморт с молотком" (1992, картон, масло)


Рихард Васми - "Пейзаж с авто" (1960, холст, темпера)


Рихард Васми - "Рыбацкий посёлок в Стрельне" (1991, оргалит, масло)


Рихард Васми - "Женский портрет" (1995, оргалит, масло)


В центре работа Натальи Жилиной (жена Владимира Шагина, затем фотографа Бориса Смелова, мать Дмитрия Шагина)
"Незабываемый прохожий" (1989, холст, масло)


Валентин Громов - "Театр" (1972, картон, масло)


КОНТЕЙНЕР №5-8 - Газаневская культура
Первая масштабная санкционированная властями города выставка неофициальных художников прошла в ДК им. И.И.Газа с 22 по 25 декабря 1974 г. Посетителям пришлось стоять в многочасовой очереди, а на осмотр отводилось 20 минут. Следом за первой выставкой 10-20 сентября 1975 г. состоялся вернисаж в ДК "Невский" - Дворце культуры Машиностроительного завода им.Ленина, на этот раз время на осмотр экспозиции не ограничивалось. В целом вторая выставка была организована лучше, был сформирован выставком, куда вошли 4 художника от "неофициалов", 2 - от ЛОСХа и 2 представителя от Управления культуры, что дало возможность более объективно провести отбор произведений и повысить художественный уровень выставки, всего в ней приняли участие 88 художников.

Игорь Иванов - "Три куклы" (1994, холст, масло)


Евгений Абезгауз - "Ай да славься ты, Русь молодецкая" (1976-77, коллаж, оргалит, масло)


Юрий Козлов - "Взад-вперёд" (1972, картон, масло)


Владлен Гаврильчик - "Бой Руслана с головой" (1994, холст, акрил)


Анатолий Васильев - "Посвящение Павлу Флоренскому" (1983, холст, масло, темпера)


Юрий Галецкий - "Всадники Апокалипсиса" (1994, холст, масло)


По краям работы Геннадия Юстюгова "Куда ведёт лестница" (1983) и "Вернулся солдат" (1988, холст, масло)
в центре Алек Раппопорт - "Завод" (1963, оргалит, картон, масло)


Слева - направо:
Яков Виньковецкий - "Композиция №10 (1982, картон, масло, акрил)
Леонид Болмат - "Объект" (1992, дерево, масло, смешанная техника)
Леонид Борисов - "Третье око" (2008, фанера, акрил, коллаж)




Евгений Михнов-Войтенко - "Квадрат с голубым просветом" (1979)


ВИК (Вячеслав Забелин) - "Портрет Тимура Новикова" (1977, бумага, пастель, уголь, чёрная акварель, белила)


КОНТЕЙНЕРЫ № 9-12 - Документальная фотография
Коллекция фотографий фонда "Товарищества "Свободная культура" (Пушкинская-10)" как концептуальное собрание основана в мае 1995 г. группой экспертов галереи "Фотоimage". С 1998 г. разросшаяся коллекция стала самостоятельным фондом в собрании Музея искусства нонконформизма. Основное ядро коллекции составляют работы мастеров фотографии 1980-90х гг.
Владимир Пешков - Сергей Курёхин (1983)


Арт-центр "Пушкинская-10". Выступление музыкантов и перфомансы художников на Празднике Дома (сер.1990х)


Александр Рец - Арт-центр "Пушкинская-10". Праздник Дома (1991)


КОНТЕЙНЕРЫ № 13-16 - Художественная фотография
Александр Рец - Без названия (1990е)


Борис Смелов - Наводнение 1983 года


Лестница на второй этаж.




КОНТЕЙНЕРЫ № 17-27 - ТЭИИ - Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства
Участники газаневских выставок в 1975 г. организовали первое в СССР объединение неофициальных художников - ТЭВ (Товарищество экспериментальных выставок) в противовес ЛОСХу (Ленинградскому отделению Союза художников). Лидер ленинградского андеграунда Юрий Жарких направил в Минкульт проект устава ТЭВ. Цель организации провозглашалось: "Способствовать творческой деятельности художников, в том числе не являющихся членами Союза художников РСФСР, в целях развития советского изобразительного искусства". Но ТЭВ было отказано в регистрации. В знак протеста и в память о погибшем художнике Рюхине 30 мая 1976 г. у стен Петропавловской крепости прошла несанкционированая выставка-демонстрация художников, закончившаяся арестом нескольких участников. В том же году членам объединения удалось добиться официального разрешения на проведение двух групповых выставок в ДК им. Серго Орджоникидзе.

Преемником ТЭВ стало ТЭИИ, основанное в 1981 г. новым поколением неофициальных художников.
С 14 по 17 ноября 1981 г. в доме 1/3 на Бронницкой улице, расселённом под капитальный ремонт, прошла крупнейшая квартирная выставка андеграундного искусства, прерванная арестом экспонируемых картин. По инициативе организаторов этой выставки (С.Ковальского, Ю.Новикова, С.Григорьева и других) возникло ТЭИИ. Согласно уставу товарищество ставило целью поддерживать художников, "чьё творчество отражает реальность в её широком понимании и несёт в себе эксперимент, направленный на определение нового изобразительного языка, адекватного современности". Устав ТЭИИ отвергал образовательный ценз и утверждал равноценность любых направлений в искусстве. Юридического статуса ТЭИИ также не получило, однако к 1990 г. провело 13 крупных выставок и стало прямым предтечей арт-центра "Пушкинская-10".


В самом маленьком контейнере в центре зала видна работа Юрия Никифорова - Без названия (1990е)




Юрий Гуров - скульптура "Икар" (1985, красное дерево)


Эдуард Шарипов
вверху - "Разговор" (2009, дерево, металл)
внизу  - "Адам и Ева - 1" и  "Адам и Ева - 2" (2009, дерево, масло)


Валерий Лукка - "Фигура в пейзаже" (2003, холст, ткань, смешанная техника)


Валерий Лукка - "Пейзаж" (2007, холст, ткань, верёвка, смешанная техника)




Вячеслав Михайлов - "Чаю воскрешения мёртвых" (1989, оргалит, смешанная техника)


Тимур Новиков - "Египет" (1987, ткань, акрил)


Иван Сотников - Без названия (1991, холст, масло)


Олег Котельников - Без названия (1978, оргалит, масло)


Тимур Юсупов - скульптура "Битва" (2010, металл)
слева Игорь Межерицкий - "Антей и Геркулес" (1994-96, холст, масло)
справа Вячеслав Афоничев - "Благовещение" (1993, холст, масло)


слева Сергей Сергеев - "Вход" (1997, металл, офортная краска)
справа две работы без названия, выполненные в 1994-97 гг. Алексеем Чистяковым


слева - направо
Сергей Сигей (Сигов) - "Униф-сфор портрет" (1977, холст, масло)
Юрий Нашивочников - "Открытая дверь в будущее" (2007, оргалит, дерево, эмаль, акрил)
Юрий Нашивочников - "Равновесие" (2008, оргалит, акрил)


Валерий Вальран - "Рыба на бронзовом блюде" (1979, холст на оргалите)


Алексей Вермишев - "Два яблока" (1999, оргалит, масло)


слева Леонид Борисов - "Д.П.И." (1986, темпера, оргалит, дерево, пластик)
справа Евгений Ордановский - "Повторится сначала" (1985, металл)


в центре Дмитрий Пиликин - "PWS" (1989, дерево, темпера, коллаж)
слева Тимур Юсупов - "Портрет художника С.Ковальского" (2011, металл, тонированный гипс)
справа Тимур Юсупов - "Портрет художника Е.Орлова" (2011, металл, тонированный гипс)


Юлий Рыбаков - "Террор" (1987, металл, стекло)


Юрий Гуров - "Memoire" (1990, дерево, левкас, масло)


Юрий Гуров - Без названия (1990е, холст, масло, бронза)


Кирилл Миллер - "Ангел-Хранитель" (1984, холст, масло)


слева Владимир Жуковский - Без названия (1990, крашенное дерево)
справа Андрей Пономарёв - Без названия (1992, холст, масло)


Владислав Гуцевич - "Переход быков через реку Оранжевую" (1992, холст, масло)


Марина Колдобская
слева "Лель" (1998, гипс, темпера), справа "Венера" (1995, гипс, темпера)


Марина Колдобская - "Добыча" (2012, холст, акрил)


Эдуард Берсудский - "1946" (2004)
рядом помещён комментарий автора:
"...Мне - 7 лет. Стою на Невском напротив "Колизея". Мимо меня едет трамвай. Сзади прицепился крюком безногий на коляске и машет мне рукой..."
Судя по проводам и кнопке на подставке, эта скульптура должна приводиться в движение, но нажимать на кнопку смотритель в зале запретил.


Владимир Некрасов - "Человек в огороде (Ангелы)" (1998, холст, масло)


В центре зала помещена работа Александра Малея - "Серебристый объект в пространстве картины" (2009, картина - холст, масло, объект - металл)
На стене в центре висит диптих Николая Гавриленко - "Саянские туры" из серии "Путь" (2008, холст, нитроэмаль)


Александр Зайцев - "Мужчина с сигаретой" (2008, холст, масло)


Александр Батурин - "Крестовский остров" (1964, картон, масло)


Люциан Долинский (Приходько) - "Набат" (1999, гранит)


Николай Сычёв - "Геометрическое поле - 2" (1980, оргалит, масло)


Баби Бадалов - "Жертва для Казимира" (1989, холст, масло)


Михаил Иванов - "Фигура с чашей и пламенем" (1980, бумага, тушь) и "Голова в архитектуре №2" (2003-04, картон, масло)


Игорь Орлов - "Тесей в лабиринте" (1987, холст, темпера)


Никола Зверев - "Испуг" (1977, фанера, смешанная техника)


Александр Гуревич - Портрет Юлия Рыбакова (1986, фанера, левкас, масло)


ВИК (Вячеслав Забелин) - "Художник Афоничев" (1991, холст на оргалите, масло)


Алёна (Валентина Сергеева) - "Портрет ВИКа" (1977, холст, масло)


Дмитрий Маркуль - "Натюрморт с керосиновой банкой" (2002, холст, масло)


Дмитрий Маркуль - "Пушкинская улица. Весна" (2006, холст, масло)


Семён Мотолянец - "Чемодан с "Маяковской" (2006, ледерин, картон, масло)
Крышка чемодана - одновременно и холст и рама!


КОНТЕЙНЕР № 28 - Стерлиговцы
Самый последний и стоящий как бы особняком, контейнер представляет работы группы Стерлигова. Так называемая "Домашняя академия" сложилась в начале 1960х годов вокруг Владимира Стерлигова - ученика Казимира Малевича, художника, поэта и мыслителя, которого называли "последним художником классического русского авангарда". Стерлигов развивает идею о чаше-купольном строении мира. Стерлиговцы считали, что всё в мире одухотворено божественным светом, а труд художника - духовная работа. Показать действительность в просветлении, отринуть сиюминутное, соединить геометрию и духовный смысл - такова задача "стерлиговского реализма". На экспозиции ключевое место занимает работа Геннадия Зубкова, ученика Владимира Стерлигова, продолжившего его идеи и собравшего вокруг себя новое поколение учеников.


Геннадий Зубков - "Старые корабли ночью" (1967-96, холст, масло)


Михаил Цэруш - "Тотальный знак" (2011, холст, масло)


Елизавета Александрова - "Троица" (1999, оргалит, масло, ткань, мешковина)


Лариса Астрейн - "Умиротворение" (1998, 2012, холст, масло)


Светлана Цвиркунова - "Монастырь в горах" (2010, холст, бумага, смешанная техника)


Лариса Астрейн - "Пейзаж Воды" (1990-92, холст, масло)


Александр Кожин - "Пейзаж с птицей" (1992-95, холст, масло)


Александр Гостинцев - "Натюрморт" (1997, холст, масло)


Елена Гриценко - "Материнство" (1995, холст, масло)


Юрий Люкшин - "Беседа III" (1974, холст, масло)


Юрий и Ирина Грецкие - "Дорожные знаки - 1" (2011, холст, масло)






живопись, Петербург, выставки

Previous post Next post
Up