"Мода языком Набокова" - выставка в музее Набокова СПбГУ

Aug 30, 2024 21:30



Выставка приурочена к 125-летнему юбилею писателя. Описывая своих литературных персонажей Владимир Набоков особое значение придавал одежде, делая её частью психологического портрета. На выставке показаны подлинные костюмы и аксессуары рубежа XIX-XX вв., сопровождаемые цитатами из произведений Набокова.


Костюмы на выставке укомплектованы не полностью, отсутствуют шляпы, галстуки, обувь, различные аксессуары... Это сделано намеренно, чтобы представить зрителям образы из произведений Набокова, не рассеивая внимание на детали.




Остроумный экспозиционный ход: поместить в старом фотоальбоме не только копии фотографий Набоковых, но и этикетки с сопроводительным текстом к экспонатам. Фотоальбом примерно середины ХХ в., такие можно приобрести на бошином рынке, но тактильно он очень приятный и воспринимается как настоящий музейный экспонат.


КОСТЮМ-ТАЛЬЕР ДАМСКИЙ - жакет и юбка из хлопчатобумажного полотна рельефного переплетения "пике" (Рос.имп., сер.1890х)
Роман "Другие берега" (1953-54)
"Вижу мать, отдающую мяч в сетку и топающую ножкой в плоской белой туфле <...>. Воздушная блуза и узкая пикейная юбка матери (она играет со мной в паре против отца и брата, и я сержусь на её промахи) принадлежит к той же эпохе, как фланелевые рубашки и штаны мужчин".


Слева - ЖИЛЕТ ПОВСЕДНЕВНЫЙ МУЖСКОЙ
(тонкое шерстяное сукно, шёлк, перламутр, металл, портновская мастерская и магазин Р. Левинсона, Москва, нач.ХХ в.)
Роман "Ада, или радости страсти" (1969)
"В ноябре всё того же 1871 года, в самую ту минуту, когда Дан обсуждал распорядок вечера всё с тем же смердящим, но симпатичным чечероне в костюме cafe-au-lait, коего он нанимал уже дважды всё в том же генуэзском отеле, ему поднесли на серебряном блюде воздушную каблограмму от Марины".


Справа - СОРОЧКА НИЖНЯЯ ПОДКОРСЕТНАЯ (батист, шёлк, Зап.Европа. нач.ХХ в.),
КОРСЕТ (хлопчатобумажное полотно, металл, шёлк, Рос.имп.(?), 1-я пол. 1910х)
Роман "Отчаяние" (1934)
"Мы никогда не ссорились, я никогда не сделал ей ни одного замечания, - какую бы глупость она на людях ни сморозила, как бы дурно она ни оделась. Не разбиралась, бедная, в оттенках: ей казалось, что, если всё одного цвета, цель достигнута, гармония полная, и поэтому она могла нацепить изумрудно-зелёную фетровую шляпу при платье оливковом или нильской воды. Любила, чтобы всё "повторялось", - если кушак чёрный, то уже непременно какой-нибудь чёрный кантик или чёрный бантик на шее. В первые годы нашего брака она носила бельё со швейцарским шитьём. Ей ничего не стоило к воздушному платью надеть плотные осенние башмаки, - нет, тайны гармонии ей были совершенно недоступны, и с этим связывалась необычайная её безалаберность, неряшливость".


ПЛАТЬЕ ВИЗИТНОЕ (тафта, сутажный шнур, целлулоид, Франция(?), 1-я пол.1900х)
Пьеса "Событие" (1937)
"Входит Элеонора Шнап: фиолетовое платье, пенсне <...>
- ...На чём держится людское счастье? На тоненькой-тоненькой ниточке!"

ПАЛЬТО ЗИМНЕЕ МУЖСКОЕ (плотное шерстяное сукно, вата, целлулоид, плюш, Торговый дом К.С.Жарова с сыновьями, СПб)
Роман "Защита Лужина" (1929-30)
"Так прошёл месяц, другой. Зима была в тот год белая, петербургская. Лужину сшили ватное пальто. Нищим русским были выданы некоторые старые лужинские вещи, - между прочим зелёное шерстяное кашне швейцарского происхождения".


По бокам два ФРАКА (тонкое шерстяное сукно, шёлк, Зап.Европа, нач.ХХ в.)
Роман "Дар" (1938)
"Он поднялся по другому скату, и там, наверху, у спускавшейся опять тропинки сидел на скамейке под дубом, с медленно чертящей тростью в задумчивых руках, сутулый молодой человек в чёрном костюме. <...> Сидящий взглянул... Солнце, как деликатный фотограф, повернуло и слегка приподняло его лицо, бескровное лицо с широко расставленными близоруко-серыми глазами. Между углами крахмального воротничка типа "собачья радость" блеснула запонка над съехавшим узлом галстука".

В центре - СМОКИНГ (сукно, шёлк, Рос.имп.(?), нач.ХХ в.)
Роман "Защита Лужина" (1929-30)
"Кроме хорошего костюма, Лужину был сделан и фрак; старомодный же смокинг, найденный на дне его сундучка, был тем же портным изменён к лучшему".


ПОЯС СПОРТИВНЫЙ МУЖСКОЙ (Рос.имп., нач.ХХ в.)
Слева расположен кожаный кармашек для хранения часов, которые крепятся за ось шпингалета в верхней части.
Роман "Защита Лужина" (1929-30)
"Громко посвистывая, она (горничная) пошла в спальню, и сразу свист осёкся. Лужин, прикрытый до пояса пуховиком, в расстёгнутой, топорщившейся крахмальной рубашке, лежал в постели... Воротничок висел на изножье, штаны валялись на полу, раскинув помочи, фрак, криво надетый на плечики вешалки, лежал на кушетке, подвернув под себя один хвост. <...>
"Когда же, отказавшись от грубой помощи отельной горничной, она стала собирать лужинские вещи, то чувство жалости дошло до крайней остроты. Среди вещей были такие, которые он, должно быть, возил с собой давно-давно, не замечая их и не выбрасывая, - ненужные, неожиданные вещи: холщовый кушак с металлической пряжкой в виде буквы S и с кожаным карманчиком сбоку, ножичек-брелок, отделанный перламутром, пачка итальянских открыток, - всё синева да мадонны, да сиреневый дымок над Везувием; и несомненно петербургские вещи: маленькие счёты с красными и белыми костяшками, настольный календарь с перекидными листочками от совершенно некалендарного года - 1918".


БОТИНКИ МУЖСКИЕ (обувная мастерская Алпо Колехмайнена, Виипури (Выборг), Финляндия, 1-я четверть ХХ в.)
Роман "Защита Лужина" (1929-30)
"Когда чемодан и сундучок были наполнены и заперты, она ещё раз заглянула во все углы и достала из-под постели пару удивительно старых, рваных, потерявших шнурки жёлтых башмаков, которые Лужину служили вместо ночных туфель. Она осторожно сунула их обратно под постель".


САПОЖКИ ЖЕНСКИЕ (кожа, ткань, фабричное производство, 1920-30е)


ЩЁТОЧКА ДЛЯ УСОВ "КАВКАЗЪ" (корпус из серебра декорирован в технике черни, Рос.имп., до 1908 г.)
Роман "Король, дама, валет" (1927-28)
"Он крепко вытер губы, стряхнул крошки с колен и прошёл к себе в номер. Перед зеркалом он остановился, вынул серебряную щёточку, провёл ею вправо и влево по усам. Облупилась кожа на носу".








СУМОЧКА ТЕАТРАЛЬНАЯ (металл, шёлк, бисер, Богемия, нач.ХХ в.) и БИСЕРНЫЙ ВОРОТНИК (бисер, сутаж, Россия, нач.ХХ в.)


ШЛЯПНАЯ БУЛАВКА (металл, целлулоид, Западная Европа, нач.ХХ в.)










В музее часто проходят необычные выставки современных художников, и некоторые экспонаты остаются в музее и после их завершения. Эта восхитительная щукогусеница осталась после выставки "Аня в стране чудес".




После персональной выставки скульптора Антонины Фатхуллиной, прошедшей весной 2024 г., на потолке вместо люстры остался висеть арт-объект "Кокон".


Набоков увлекался ловлей бабочек, часть коллекции можно увидеть в витринах.












литература, мемориальные музеи, Петербург, выставки, мода

Previous post Next post
Up