"Врубель. Костюмы для музы" - выставка в музее Н.А.Римского-Корсакова

Jun 09, 2024 00:08

"Хорошо ли она играла... трудно сказать. Она, казалось, совсем не играла.
Она была на сцене Снегурочкой, Лебедью, Морской Царевной".(М.Ф.Гнесин)


В год 180-летия со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова в музее-квартире композитора была открыта маленькая, но очень значимая выставка, представившая два театральных костюма, выполненные по эскизам Михаила Врубеля для его жены - певицы Надежды Забелы-Врубель. Её можно считать по-настоящему корсаковской певицей. "Лучшая Снегурочка" и "единственная Волхова" - так называл её сам Николай Андреевич. Сказочные костюмы Врубеля продолжают "звучать" и сегодня, донося до нас сквозь время великолепие первых постановок.
26 декабря 1897 г. на сцене Частной русской оперы Саввы Мамонтова состоялась премьера "Садко" с декорациями Константина Коровина и Сергея Малютина. Михаил Врубель участвовал в написании декорации "Подводного царства" и сделал эскизы некоторых костюмов. 30 декабря в опере дебютировала Надежда Ивановна Забела-Врубель в роли морской царевны Волховы. На её выступлении в зале присутствовал сам композитор, и именно её исполнение получило полное одобрение автора, придав его произведению законченный вид. "Голос Надежды Ивановны подкупал композитора не силой и не техникой, а своей кристальной чистотой... В сочетании с красотой и поэтичностью тембра.", - вспоминал средний сын Римского-Корсакова Андрей.


В сентябре 1904 г. сезон в Мариинском театре открывается оперой "Садко". Возможно, именно тогда и был изготовлен в мастерских императорских театров этот роскошный наряд (Врубель, бесконечно стремящийся к совершенству, неоднократно видоизменял костюм Волховы). После долгой и сложной реставрации, выполненной специалистами Государственного Эрмитажа, он вновь предстал перед зрителями во всём своём великолепии. При создании костюма использовался шёлк, глазет, искусственный жемчуг, перламутр, стеклярус и морские раковины.








Костюм Снегурочки из одноимённой оперы.










Выставка из двух экспонатов занимает концертный зал, так что у нас остались силы и время на обзорную экскурсию по квартире Римского-Корсакова.
СТОЛОВАЯ


Николай Андреевич вставал раньше всех в 8 утра, сам варил себе кофе в спиртовом кофейнике. Выпивал две чашки со сливками в компании пса Рекса.


К 12 часам вся семья собиралась к завтраку. Место во главе стола занимала супруга Надежда Николаевна, Николай Андреевич садился справа от неё. Так их столовые приборы с личными инициалами расставлены и сейчас.






ГОСТИНАЯ
Квартира Римских-Корсаковых была одним из музыкальных центров Петербурга, здесь проходили "корсаковские среды", в домашних концертах принимали участие музыканты, артисты и художники, исполняли свои партии Забела-Врубель и Фёдор Шаляпин. В роли аккомпаниатора на рояле выступала супруга Римского-Корсакова Надежда Николаевна, сыновья играли на виолончели и скрипке, дочери пели.


Римскому-Корсакову часто преподносили огромные венки, они были развешаны по стенам квартиры и, конечно, со временем увядали, а вот ленты сохранялись и вешались на окна ещё при жизни композитора.


Помимо венков композитору преподносили памятные сувениры, изготовленные на заказ, в гостиной представлены чернильница и каминные часы в виде колодца.




Самый дорогой подарок был сделан к 25-летию композиторской деятельности Николаю Андреевичу - это Адрес или "Золотой лист". Идея подарить адрес из позолоченного серебра в виде древнерусского свитка, на котором славянской вязью написано поздравительное послание, украшенное орнаментом, принадлежала музыкальному и художественному критику Владимиру Васильевичу Стасову. Внизу и на полях мелким шрифтом написаны имена 175 друзей и почитателей таланта, "скинувшихся" на дорогой подарок.
Текст на Адресе:
"Н. А. Римский-Корсаков. 25. 1865. 1890.
Николай Андреевич. В продолжение целой четверти столетия мы были свидетелями того, что Вы делали для Русской музыки и мы не перестаем удивляться и радоваться. Еще в молодых годах Вы почувствовали призвание быть русским композитором. По великому примеру Глинки 22х лет написали первую русскую симфонию. Скоро потом Вы создали "Садко", "Антара", "Псковитянку" и многие романсы. Все это останется навсегда неувядаемыми памятниками русского искусства. Впоследствии Вы присоединили к ним "Майскую ночь", "Снегурочку", "Сказку", "Шехеразаду", "Младу" и другие высокоталантливые вещи. Но вы не захотели удовольствоваться одною композиторскою деятельностью. Вы сделались музыкальным педагогом, и целая фаланга молодых русских музыкантов, возросших под Вашим руководством передаст, конечно, будущим поколениям, результаты Вашего знания, опыта и самобытного русского творчества. И ко всему этому Вы прибавили многое другое еще: Вы издали два превосходных сборника русских народных песен, долго стояли во главе Бесплатной музыкальной школы и управляли ее концертами, а позже взяли на себя задачу еще более дорогую для нашего отечества - управление Русскими концертами в России и заграницей.
Наконец, Вы употребили много таланта, времени и труда на то, чтобы вызвать к жизни и сделать достоянием всех - крупные создания Даргомыжского, Мусоргского, Бородина, оставшиеся за их смертью незаконченными. Вы никогда не покидали своего высокого поста представителя новой русской школы, никогда не отступили, никогда не теряли ни энергии, ни мужества, невзирая ни на какие неприятные обстоятельства, и всегда оставались руководителем национальным. Такая деятельность кажется нам славною, беспримерною, несравненною. Мы собрались сегодня здесь, чтобы высказать Вам наше благоговение, нашу благодарность и пожелать Вам впереди много других еще славных лет".


До 1960х годов в квартире была коммуналка. Когда её расселили, встал вопрос о воссоздании интерьеров. В гостиной на своих исторических местах находятся два подлинные зеркала, принадлежавших семье Римских-Корсаковых. Одно из них было продано в блокаду, его вернула в музей в 1960е годы жительница города, прочитавшее в газете объявление о его поисках. Обои воссозданы по найденному под слоем поздних обоев оригинальному образцу на единственной сохранившейся на тот момент в городе дореволюционной обойной фабрике.


Прихожая, через которую раньше попадали в квартиру хозяева и гости. На вешалке висит верхняя одежда композитора.


КАБИНЕТ
Над диваном помещён адрес работы Михаила Врубеля, поднесённый Римскому-Корсакову Товариществом русской частной оперы к 35-летию его композиторской деятельности.


У окна стоит стол Римского-Корсакова, на котором помещены мемориальные вещи композитора: семейные портреты, майоликовая пепельница в виде дракона (он выкуривал до 50 сигарет в день!) дорожные часы, завещанные ему матерью... У Николая Андреевича был исключительный музыкальный слух, он всегда сочинял музыку за письменным столом без рояля.


За вторым столом в кабинете работала жена Римского-Корсакова: правила корректуры, делала переложения для рояля партитур его опер.




Портрет Римского-Корсакова кисти Серова (оригинал хранится в Третьяковке)


Фотографии, сделанные в интерьерах квартиры при жизни композитора.


Во время революционных событий 1905-07 гг. Николай Андреевич выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия администрации Петербургской консерватории и был уволен.
Карикатура на увольнение Римского-Корсакова из консерватории, напечатанная в "Петербургском листке" от 29 марта 1905 г. и его письмо в редакцию газеты. Он вернулся в консерваторию лишь после предоставления ей частичной автономии и смены руководства.




Римский-Корсаков обладал "цветным слухом" - способностью ассоциировать слуховые и зрительные впечатления. В психологии термин синестезия используется для обозначения удивительной способности человека при раздражении одного из органов чувств непроизвольно испытывать ощущения, свойственные другому. Это проявление феномена синестезии сам композитор называл "ЗВУКОСОЗЕРЦАНИЕМ". Каждая тональность окрашивалась в его воображении в определённый цвет, обладала уникальной образностью и настроением.
С помощью калейдоскопов и воображения посетителям предлагается погрузиться в мир "звукосозерцания" великого композитора:
до мажор - белый
ре-бемоль мажор - темноватый, багряный, тёплый
ре мажор - желтоватый, солнечный, дневной, властный, царственный
ми-бемоль мажор - тёмный, сумрачный, серо-синеватый (тональность "крепостей и градов")
ми мажор - синий, сапфировый, тёмно-лазурный, блестящий, ночной
фа мажор - цвет весенних берёзок, ясно-зелёный, пасторальный
фа-диез мажор - серовато-зеленоватый
соль мажор - коричневато-золотистый, светлый, радостный, откровенный
ля-бемоль мажор - серовато-фиолетовый, нежный, мечтательный
ля мажор - розовый, ясный, весенний, цвет вечной юности, вечной молодости
си-бемоль мажор - несколько тёмный, сильный
си мажор - мрачный, тёмно-синий со стальным серовато-свинцовым отливом, цвет зловещих грозовых туч




"Световой орган" - светомузыкальный комплекс, который помогает ощутить ассоциативную связь звука и цвета.
Каждому звуку на клавиатуре соответствует определённый цвет, которым окрашивается одна из 12 труб.


мемориальные музеи, Петербург, выставки

Previous post Next post
Up