Сбылась давняя мечта побывать на Байкале и увидеть все оттенки льда!
Мы решили ехать на Байкал в конце марта на школьных каникулах, чтобы полюбоваться льдом в тёплую солнечную погоду. Прилетели в Иркутск 24 марта и сразу поехали на машине до Ольхона. Оказалось, что ледяную дорогу на остров МЧС официально закрыло аккурат накануне, но местных это вообще не смущает, они уверенно гоняют по льду, и водитель Николай благополучно довёз нас до Хужира. На фото видны колышки, которыми была размечена ледяная дорога, на наших глазах их убирали. Видно, что верхний слой льда подтаял, из-за этого он уже не такой прозрачный и красивый. Если вы хотите увидеть идеальный лёд, надо ехать на Байкал зимой и желательно в морозы. Лично мне больше нравиться гулять в +5, а не в -20, ещё один безусловный плюс в пользу выбора конца марта - минимальное число туристов.
Зимой по Байкалу можно передвигаться тремя способами: на хивусе, на буханках и на своём/арендованном авто. Своё авто я бы не рекомендовала, если вы не знаете специфики езды по льду. Местные понимают, где ехать, с какой скоростью, как оценивать и объезжать трещины, "жемчуг", торосы и прочие ледовые препятствия. Хивус - самый комфортный и безопасный способ...
... а буханки - самый дешёвый способ, на них-то все и катаются! Буханку вообще можно считать одним из символов Байкала, эти симпатичные машинки красиво смотрятся в кадре.
Ледяные гроты - что-то волшебное, заходишь со слепящего солнца в какую-то щель и попадаешь в покои Снежной Королевы. Каждый грот уникален, наплески и сосульки везде выглядят по-разному.
Хужир находится в центре Ольхона, оттуда возят экскурсии в северную и южную части острова. В первый день мы поехали на север.
Маленькая скала "Плывущий лев" (остров Едор)
Скала "Три брата". Легенды про названия мысов пересказывать не буду, суть везде примерно одинаковая: прогневали высшие силы - превратились в камень...
Мыс Хобой ("Белый клык") - самая северная точка острова Ольхон. За ним начинается так называемое Большое море, тут мы испытали настоящий первобытный ужас, когда под нами нами дала трещину полутораметровая толща льда: треск, грохот, тонкая белая трещинка и чувство абсолютной беспомощности перед природой.
Судя по количеству трещин на поверхности льда, здесь это дело обычное, спасибо, хоть не разошлась, но всё равно ноги дрожали ещё минут пять и наша компания моментально сгруппировалась возле родного водителя, который очень кстати успел приготовить уху, как сказали наши попутчицы из Якутии: "За мыс шли полчаса, назад добежали за 5 минут!"))
Традиционная туристическая забава - "поцелуй Байкала". Сверлится лунка, в неё заливается алкоголь и выпивается через трубочку. Наш водитель взял на себя только лунки, алкоголь нужно было привозить с собой.
Мне в местном магазине порекомендовали клюквенную настойку "Омулевая бочка" - зашла хорошо, оставшееся распили с якутками))
Байкальский лёд всевозможных оттенков синего, серого, зелёного и белого. Лёд похожий на битое стекло и паркетный пол, игольчатый лёд, лёд такой чистоты, что сквозь него видны зелёные камни на дне, тонкое прозрачное ледяное кружево, покрывающее стены гротов, и матовый белый лёд, похожий на пластик, свисающие с потолка сосульки и покрытые бархатным инеем своды...
Эти скалы находятся в южной части острова и входят в обязательный туристический трип с осмотром ледяных гротов:
Скала "Сарминский чёрт"
Скала Дракон.
Во время поездки на юг острова водители делают часовую остановку с обедом на острове Огой - самом крупном острове Малого моря. В 2005 г. здесь возвели буддийскую ступу Просветления.
Традиционные подношения духам. Вообще информационные стенды призывают выказывать уважения к духам, не мусоря на территории заповедника, но туристы слишком падки на эффектные ритуалы и упорно оставляют подношения...
Мы как два довольных суриката фотографируемся с уникальным розовым песком острова Огой. Песок приобретает такой цвет благодаря входящим в его состав гранатам-альмандинам, которые веками вымывало из толщи горной породы.
Прожив на Ольхоне три дня покидаем остров. Назад ехали на хивусе через паромную переправу, потому что наш водитель из Иркутска уже не рискнул выезжать на лёд.
Хивус оказался новеньким, чистым и очень комфортным.