Пенза

Jul 21, 2021 23:43



В Пензе в деревянном доме на Лекарской улице (сейчас ул. Володарского, 59) с 1881 по 1896 годы вырос будущий знаменитый режиссёр Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Дом 1881 года постройки являлся частью бывшей городской усадьбы семьи Мейергольд. Бронзовый памятник "Мейерхольд входит в дверь своего театра" был установлен в 1999 г.
Интересная особенность этого памятника - мистическая третья рука, выглядывающая из рукава пальто. Приглядевшись, мы узнаём кружевной рукав Пьеро - символичный для Мейерхольда образ.


Мейерхольд в роли Пьеро позирует для художника Н.Ульянова.
Драма "Балаганчик" Александра Блока была впервые поставлена Мейерхольдом в канун нового 1907 г. на Офицерской улице в Петербурге.


Перый зал посвящён петербургскому периоду творчества Мейерхольда.


25 февраля 1917 г. в Александринском театре состоялась премьера спектакля "Маскарад" по драме Лермонтова в легендарной постановке Мейерхольда. "Маскарад" стал вершиной его службы в Императорских театрах. Эта постановка стала самой дорогой в истории Александринского театра (300 тысяч рублей золотом). Работа над спектаклем длилась более шести лет, художник Александр Головин выполнил около 4000 эскизов! В спектакле задействовано 5 занавесов. Это позволило режиссёру свободно управлять сценическим пространством, то открывая сцену в глубину, то сокращая её размеры. Премьера состоялась в дни Февральской революции. "Маскарад" называли "последним спектаклем царской России" и "панихидой по уходящей Российской империи". Спектакль продолжали играть и после Октября, его последнее представление состоялось 1 июля 1941 г. В наши дни "Маскарад" в декорациях Головина вновь вернулся на сцену Александринки.


Мейерхольд о фигуре Неизвестного в "Маскараде":
"На великий маскарад, именуемый жизнью, Неизвестный пришёл в маске, держа под плащом своего домино большой запас новых масок. В последней картине Неизвестный предстаёт перед Арбениным, надев маску неопытного игрока, погибшего когда-то по вине Арбенина, а вслед за этим на его лице появится маска провокатора".




Копия портрета Мейерхольда кисти Бориса Григорьева, 1916 г. Оригинал находится в Русском музее.


25 апреля 1922 г. состоялась премьера спектакля "Великодушный рогоносец", поставленного Мейерхольдом по пьесе-фарсу бельгийского драматурга Фернана Кроммелинка. В этом спектакле впервые были воплощены принципы сценического конструктивизма: Мейерхольд отказался от занавеса, кулис, задника. Традиционные декорации заменяет станок Любови Поповой - лёгкая дощатая конструкция.
Актёр Игорь Ильинский, исполнивший роль ревнивого мужа, вспоминал: "Прыгал по конструкции с грациозностью кошки... Три акта взрывов восторга, потрясений, бешенства, буйных воплей, страстных монологов. Где взять голос? Можно умереть от разрыва сердца, играя эту роль".


Все актёры были одеты в одинаковые синие костюмы - т.н. "прозодежду", выполненную по эскизам Любови Поповой. Такая одежда не сковывала движений и идеально подходила для реализации принципов биомеханики.


Изучение Мейерхольдом итальянского театра "Комедия дель арте", где выразительность телодвижений, поз и жестов играют основополагающую роль в создании спектакля, приводят его к разработке собственной системы подготовки актёров - биомеханике:
"Биомеханика стремится экспериментальным путём установить законы движения актёра на сценической площадке. Биомеханика прорабатывает на основе норм поведения человека тренировочные упражнения для актёра. Из целого ряда физических положений и состояний возникают те "точки возбудимости", которые окрашиваются тем или иным чувством. При такой системе "возникновения чувства" у актёра всегда имеется прочный фундамент - физическая предпосылка".




"Если ваш спектакль все хвалят, почти наверное, это дрянь. Если все бранят - то, может быть, в нём что-то есть. А если одни восхваляют, а другие бранят, если вы сумели расколоть зал пополам, то это наверняка хороший спектакль. Сара Бернар тоже утверждала, что хуже всего, когда спектакль принимается всеми. Это часто бывает вежливой формой равнодушия" (Мейерхольд)


Карл Казимир Теодор Мейергольд родился в Пензе 9 февраля 1974 г. и был 8 ребёнком в семье. Его отец Эмилий Фёдорович, наполовину француз, был выходцем из Германии и отличался крутым нравом. Он был купцом Второй гильдии и владельцем винного завода.
Продукция фирмы "Э.Ф.Мейергольдъ и сыновья".


Летом 1895 г. Карл Казимир Теодор из лютеранства переходит в православие под именем Всеволод (в честь любимого писателя Гаршина). Также он отказывается от германского гражданства и в русский паспорт вписывает фамилию в соответствии с правилами русской грамматики. В том же году, не без труда окончив гимназию, Всеволод покидает Пензу, поступив на юридический факультет Московского университета. В 1896 г. переходит на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Немировича-Данченко. Так начинается его долгий и сложный театральный путь.


Этот путь оборвался резко и страшно. 2 февраля 1940 г. Мейерхольд был расстрелян по обвинению в шпионаже, троцкизме и антисоветской деятельности.
В музее представлена репродукция картины Петра Белова. Процесс её создания описан дочерью художника Екатериной Беловой: "На картине мы видим измождённое, избитое тело Мейерхольда в заключении, а вместо лица - такой парадный портрет на пропуск. Причём папа не знал, конечно, как выглядел пропуск Мейерхольда. Он срисовал удостоверение главного художника Театра Советской Армии и там, где должна быть фамилия, написал "Мейерхольд". Но нужна была дата пропуска "действителен до...". Я тогда работала в Институте искусствознания, на нашем секторе театра работал крупнейший исследователь творчества Мейерхольда Константин Лазаревич Рудницкий, который много лет занимался изучением его жизни и творчества. Рудницкий был допущен к закрытым архивам, но, естественно, тогда не обо всём можно было писать. Константин Лазаревич был у папы в мастерской в 1987 году. Когда папа показал ему эту работу, Рудницкий назвал дату смерти Мейерхольда - 2 февраля 1940 года, - она тогда ещё нигде не была опубликована и нигде не фигурировала. Так что на пропуске в графе "действителен до..." стоит точная дата гибели Мейерхольда. Папа вписал эту дату: это было первое, ещё негласное её опубликование".






В Пензе сохранился ещё один деревянный дом, сохранивший память о замечательном человеке. В этом доме жил великий русский историк Василий Осипович Ключевский. Музей был открыт в 1991 г. к 150-летней годовщине со дня рождения Ключевского. Музейный комплекс разместился в двух небольших деревянных домиках по улице Поповке (сейчас - улица Ключевского, 66). Он включает в себя мемориальный дом, в котором Василий Осипович жил с 1851 по 1861 гг., и дом соседей Шевиревых, находившийся в непосредственной близости от первого. Оба дома были соединены внутренним переходом, позволившим создать единую музейную экспозицию.


Ключевский родился в 1841 г. селе Воскресеновка Пензенского уезда. Его отец - сельский священник, погиб от удара молнии, после чего 9-летний мальчик стал заикаться. После смерти отца семья перебралась в Пензу, где Ключевский учится в духовном училище. По воспоминаниям учителей, "он до того резко заикался, что наставники тяготились им и не знали, что делать с его косноязычием; исключить же его им было жалко ввиду заметных его способностей". Впоследствии заикание удалось преодолеть, Ключевский вообще отличался упорством, летом 1861 г. он смог успешно сдать 16 (!) вступительных экзаменов и поступил на историко-филологический факультет Московского университета.


Подстаканник Ключевского с его инициалами.


"Если история способна научить чему-нибудь, то прежде всего сознанию себя самих, ясному взгляду на настоящее".
(В.Ключевский)


Василий Осипович вошёл в историю не только как выдающийся учёный-историк, но и как блестящий лектор. Художник Константин Юон вспоминал: "В Московском училище живописи, ваяния и зодчества в годы моего учения были организованы лекции, которые читали профессора Московского университета. Особой популярностью у студенчества пользовался профессор русской истории В.О.Ключевский. В лектории обычно не хватало мест для всех желающих его послушать, так как присутствовали не только учащиеся, но и весь преподавательский состав. Сам Ключевский однажды сказал, что ни одна аудитория не удовлетворяла его так глубоко, как слушатели Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Ключевский читал живо и содержательно, он умел доходчиво, образно осветить события и факты из прошлой и современной ему жизни русского народа. Его проникновенные слова западали в душу, будили воображение и вызывали патриотические чувства".


Пензенская картинная галерея имени К.А.Савицкого была открыта в 1892 г. В её основу положена коллекция, подаренная городу пензенским губернатором Николаем Дмитриевичем Селивёрстовым. Основной корпус построен в 1910-12 гг. в стиле модерн по проекту академика архитектуры А.И. фон Гогена.


Константин Аполлонович Савицкий получил известность, не только как художник, но и как педагог. Он преподавал в Центральном училище технического рисования барона А.Л.Штиглица в Петербурге, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1898 г. был назначен директором Пензенского художественного училища им.Н.Д.Селивёрстова. Он возглавлял Училище до самой своей смерти. Савицкий умер в начале 1905 г. в возрасте 60 лет и был похоронен в Пензе на Митрофановском кладбище.


В Пензенской картинной галерее хранится множество картин Савицкого: "Не сошлись характером" (1890) и "Инок" (1897)
Моделями для первой картины стали жена художника Валерия Ипполитовна и их сын Георгий. Справа от них был изображён сидящий в кресле мужчина с сигаретой в руке - автопортрет самого Савицкого. Но впоследствии, чтобы избежать пересудов, он разрезал полотно на две части. Судьба второй части с автопортретом неизвестна.


Картина с церковью - "Пейзаж. Косино", написана акварелью в 1887 г.


"Крутой спуск" (1902)


"Выздоравливающая"(1905)


В музее собрана отличная коллекция картин авангардных художников, входивших в объединение "Бубновый валет". Особенно ярко представлено творчество уроженца Пензенской губернии Аристарха Лентулова (около 40 произведений разных лет).
На картине "Портрет Н.А.Соловьёва" (1908) Лентулов изобразил своего пензенского приятеля на пленэре во время загородной прогулки в пензенском дачном посёлке "Ахуны".
На "Автопортрете" 1940 г. Лентулов пишет себя в мастерской с кистью в руке на фоне открытого рояля. Художник страстно любил музыку, обладал мощным голосом и даже пел в компании с Шаляпиным.


Когда критик Александр Бенуа, не особо жаловавший авангардную живопись, впервые увидел его картины, то написал: "Лентулов - прекрасный красочный талант. Нужно ценить и лелеять его ясный и радостный талант, его бодрое отношение к делу. Картины его поют и веселят душу".


Аристарх Лентулов - "Московские художники". Эскиз (1927)


В центре на стене представлена картина Кончаловского "Две грузинки с кувшинами" (1927), правее - работа Фалька "Портрет художника Минчина" (1931), рядом с ней - пейзаж Машкова "Парк".


Филиалом Пензенской картинной галереи является уникальный Музей одной картины. Он был открыт в 1983 г. на улице Кирова, 11 в особняке XIX в. Показ картины предваряется 45-минутным фильмом, знакомящим зрителя с художником и эпохой. По завершении фильма занавес открывается и подготовленный и заинтригованный зритель наконец видит подлинную картину. Каждая картина экспонируется в течение года, в 2021 г. в музее было выставлено полотно Айвазовского "Приморский город. Вид Ялты" (1866) из собрания Пензенской картинной галереи.






Памятник Первопоселенцу установлен 8 сентября 1980 г. в день 600-летия Куликовской битвы. Символизирует оборону юго-восточных границ от набегов степных кочевников.


Памятник установлен на смотровой площадке с видом на город и Спасо-Преображенский мужской монастырь с пятиглавием церкви Спаса Преображения (1735-50, колокольня утрачена) и шатровой часовней-усыпальницей супругов-благотворителей Киселёвых (2012-13)


Троицкий женский монастырь, XVII в.
Слева - церковь Троицы Живоначальной, 1911 г. арх. А.Г.Старжинский, русский стиль.
Справа - церковь Сошествия Св. Духа, 1858-59, арх. К.И.Игнатьев, русско-византийский стиль.


В советский период Троицкий и Духосошественский храмы были отданы конторе "Установка", позднее в них разместились кулинарное профтехучилище и реставрационный участок. В 1977 г. снесли колокольню. В 1992 г. монастырь вернули Епархии.


Главная городская доминанта - Спасский кафедральный собор, построенный в 1800-1824 гг., был взорван в 1934 г.


В 2011-21 гг. на Соборной площади возвели новый собор с колокольней.










Памятники Петру и Февронии устанавливаются в России повсеместно, Пенза не стала исключением.




Вид на Спасский собор со стороны пешеходной Московской улицы.


Неожиданное граффити во дворах.


В сквере "Копилка пословиц" установлено два памятника соответствующей тематики:
Скульптура "Шкатулка "Русские народные пословицы"" (2010)




Памятник "Пензяк толстопятый" (2018)
Молва приписывает это высказывание Александру Васильевичу Суворову. Дескать, во время перехода русских войск через Альпы в 1799 г. все солдаты, кроме пензенский стёрли ноги в кровь. Суворов поинтересовался причиной, и оказалось, что у пензяков были носки с двойной пяткой. За это Суворов и прозвал их толстопятыми.




Памятник ювелиру - лучшая реклама ювелирного магазина ))




Башенные часы "Кукушка" были установлены в сквере на Московской улице в 1974 г. Механизм часов сделали на Сердобском часовом заводе, хрустальные столбики - на Никольском стекольном, а 8-метровая башня была изготовлена на Пензенском дизельном.


Самый скандальный арт-объект Пензы - скульптора Юрия Ткаченко "Радушный Кентавр" на Фонтанной площади бесит пензенцев с 2020 г. В народе его прозвали "памятник Последнепоселенцу" и "Глянь, какая жопа кругом". В общем, не факт, что он там долго простоит...




Отличные цепные качели на Фонтанной площади.






Поволжье, Пензенская обл.

Previous post Next post
Up