Музей истории ГАЗ

Aug 22, 2023 19:30



Первая экспозиция музея истории Горьковского автомобильного завода была создана в 1965 г. После масштабной реконструкции 2021 г. музей выглядит очень стильно и современно и наглядно показывает все этапы автомобилестроения марки ГАЗ.
31 мая 1929 г. Высший совет народного хозяйства СССР и американская фирма "Форд Мотор Компани" заключили договор о технической помощи в организации и налаживании массового производства грузовых и легковых автомобилей. Основой производственной программы были выбраны модели "Форд-АА" и "Форд-А". Архитектурно-строительный проект цехов и корпусов осуществляла американская фирма "Остин Компани". Не случайно, первый логотип "ГАЗ" фактически повторяет знаменитый логотип "Форд".


ГАЗ-А (1932-1936)
Рядный, 4-цилиндровый, карбюраторный, нижнеклапанный двигатель жидкостного охлаждения, объём 3285 куб.см,
мощность: 40 л.с. при 2200 об./мин., макс.скорость: 90 км/ч, механическая 3-ступенчатая коробка передач.
Лицензионная копия Ford Model A образца 1930 г. Самая массовая советская легковая модель начала 1930х. Двигатель, радиатор, капот, моторный щит кузова и система электрооборудования такие же, как у грузового ГАЗ-АА.


ГАЗ М1 (1936-1942)
Рядный, 4-цилиндровый, карбюраторный, нижнеклапанный двигатель жидкостного охлаждения, объём 3285 куб.см,
мощность: 50 л.с. при 2800 об./мин., макс.скорость: 105 км/ч, механическая 3-ступенчатая коробка передач.
Первый массовый легковой автомобиль, самостоятельно разработанный Техотделом завода под руководством главного конструктора А.А.Липгарта. Обозначение "М1" расшифровывается как "Молотовец Первый", но в народе автомобиль прозвали просто "Эмкой".
Данная модель имеет цельнометаллический пятиместный закрытый кузов типа "седан", оборудована "бессквозняковой" системой вентиляции, регулируемым передним сиденьем, прикуривателем и пепельницей, приспособлена для установки отопителя и радиоприёмника.


Эмблема Горьковского автозавода в виде крылатой красной звезды была введена с 1936 г.




2 мая 1930 г. был заложен первый камень в фундамент кузнечного корпуса. Несмотря на нехватку рабочих и почти полное отсутствие механизации, стройку завершили в рекордно короткие сроки - за 18 месяцев. 1 января 1932 г. Нижегородский автомобильный завод вступил в строй, став первым в СССР предприятием с поточно-массовым методом производства автомобилей. Нижний Новгород стали называть Советским Детройтом. Завод ГАЗ продолжал получать техническую поддержку от "Форд Мотор Компани" до 1935 г., когда действие договора было досрочно прекращено по обоюдному согласию сторон.


Интерактивная тележка с сенсорными ручками, с помощью которых можно управлять презентацией на стене.




ГАЗ-АА (1932-1949)
Рядный, 4-цилиндровый, карбюраторный, нижнеклапанный двигатель жидкостного охлаждения, объём 3285 куб.см,
мощность: 40 л.с. при 2200 об./мин., макс.скорость: 70 км/ч, механическая 4-ступенчатая коробка передач.
Легендарная "полуторка" названа так за грузоподъёмность в 1,5 тонны. Именно на этих грузовиках доставляли продовольствие в блокадный Ленинград по ледовой Дороге жизни.




ГАЗ-ААА (1934-1943)
Рядный, 4-цилиндровый, карбюраторный, нижнеклапанный двигатель жидкостного охлаждения, объём 3285 куб.см,
мощность: 50 л.с. при 2800 об./мин., макс.скорость: 65 км/ч, механическая 4-ступенчатая коробка передач + 2-ступенчатый демультипликатор (дополнительная коробка передач)
Трёхосный грузовик повышенной проходимости, грузоподъёмность увеличена до 2 тонн. Сейчас "трёхоски" представляют собой коллекционную редкость, известно о пяти сохранившихся экземплярах. Данный грузовик найден энтузиастом технической истории Е.И.Прочко в селе под Бердянском в середине 1960х. Приобретён музеем в 1995 г.


Ввиду нехватки металла в стране во время Великой Отечественной войны автомобильным заводам разрешалось выпускать грузовые автомобили упрощённой конструкции:




Дневник художника И.И.Пермовского. Записи и рисунки сделаны во время налётов вражеской авиации в 1941-43 гг.


ГАЗ-67Б (1943-1953)
Рядный 4-цилиндровый, карбюраторный, нижнеклапанный двигатель жидкостного охлаждения, объём 3285 куб.см,
мощность: 54 л.с. при 2800 об./мин., макс.скорость: 90 км/ч, механическая 4-ступенчатая коробка передач.
Командирско-разведывательный автомобиль повышенной проходимости. Во время войны использовался как тягач 45-мм противотанковой пушки.




ГАЗ-69 (1953-1956)
Рядный, 4-цилиндровый, карбюраторный, нижнеклапанный двигатель жидкостного охлаждения, объём 2112 куб.см,
мощность: 55 л.с. при 3600 об./мин., макс.скорость: 90 км/ч, механическая 3-ступенчатая коробка передач +2-ступенчатый демультипликатор.
Легковой автомобиль повышенной проходимости 4х4. В декабре 1954 г. сборку ГАЗ-69 развернули на Ульяновском автозаводе. В 1956 г. производство этого автомобиля полностью перевели из Горького в Ульяновск.




ГАЗ-М20В "ПОБЕДА" (1946-1958)
Рядный 4-цилиндровый, карбюраторный, нижнеклапанный двигатель жидкостного охлаждения, объём 2.112 куб.см,
мощность: 52 л.с. при 3600 об./мин., макс.скорость: 105 км/ч, механическая 3-ступенчатая коробка передач.
Первый в мире автомобиль с кузовом без выступающих крыльев. Первый отечественный автомобиль с несущим кузовом. С 1951 г. выпускался в Польше под маркой "Варшава". Всего было выпущено 235.999 машин, в музее представлен последний автомобиль ГАЗ-М20В, сошедший с конвейера 31 июля 1958 г.


Начало выпуска послевоенной "Победы" способствовало появлению новой эмблемы. Буква "М" символизировала присвоение заводу имени В.М.Молотова, а цифра "20" - объём двигателя, близкий к 2 литрам.


ГАЗ-18
Рядный 2-цилиндровый, карбюраторный, нижнеклапанный двигатель жидкостного охлаждения, объём 610 куб.см,
мощность: 18 л.с. при 4200 об./мин., макс.скорость: 40 км/ч, автоматическая 3-ступенчатая коробка передач с гидротрансформатором от ГАЗ-М21 "Волга". Для переключения служил кольцевой подрулевой рычаг.
Заднемоторный двухместный автомобиль с ручным управлением - спецзаказ для инвалидов ВОВ. Активное участие в разработке данной модели принимал начальник экспериментального ЦЕХа ГАЗ Борис Борисович Котельников, лишившийся в результате аварии обеих ног. Автомобиль в серию не пошёл, 1959 г. было выпущено всего два опытных образца, один из них был передан в личное пользование Котельникову, второй отправлен для изучения на Серпуховский мотоциклетный завод, именно он представлен на экспозиции музея.




В 1951 г. Совет Министров СССР обязал автомобильные заводы освоить выпуск велосипедов. Проектно-технологическая группа ГАЗ изучила опыт Харьковского велозавода (велосипед В-110 "Прогресс") и выполнила технический проект поточно-массового производства велосипедов на площадях кузовного корпуса ГАЗ. Первую продукцию новый велосипедный цех дал уже в 1951 г. В 1969 г. производство выделено в Велосипедный завод ГАЗ, выпускавший знаменитый детский велосипед "ШКОЛЬНИК". В 2004 г. ОАО "Велозавод" свернул производство.


Реконструкция кабинета Сергея Сергеевича Дьякова - второго директора автозавода с 1932 по 1938 гг.


Перечень всех директоров завода. Степан Семёнович Дыбец - начальник строительства и первый директор ГАЗа (1929-1932), и Сергей Сергеевич Дьяков - оба были расстреляны в 1937-1938 гг. по обвинению во вредительстве и невыполнении плана. Третий директор Иван Кузьмич Лоскутов возглавлял завод во время войны (1938-1948), при нём ГАЗ в кратчайшие сроки смог наладить выпуск танков Т-60 и Т-70. Лоскутову повезло больше предшественников - его не репрессировали, а перевели в Ульяновск, где до 1953 г. он возглавил УАЗ и подготовил там к выпуску ГАЗ-69.


ГАЗ-12 ЗИМ (1950-1960)
Рядный 6-цилиндровый, карбюраторный, нижнеклапанный двигатель жидкостного охлаждения, объём 3485 куб.см,
мощность: 90 л.с. при 3600 об./мин., макс.скорость: 120 км/ч, механическая с гидромуфтой 3-ступенчатая коробка передач.
"ЗИМ" - "Завод имени Молотова". Первый в мире автомобиль с тремя рядами сидений в несущем кузове. Данная модель представительского класса отличалась повышенной комфортабельностью: в ней имелись система отопления с подводом тёплого воздуха к задним сидениям, двухрежимный стеклоочиститель, часы, трёхдиапазонный радиоприёмник, 2 прикуривателя и 4 пепельницы.


На эмблеме ГАЗ-12 ЗИМ, разработанной дизайнером Л.М.Еремеевым в 1949 г. впервые появляется изображение оленя, взятое со старинного герба Нижнего Новгорода.


ГАЗ-М21 "ВОЛГА" (1956-1970)
Рядный 4-цилиндровый, карбюраторный, верхнеклапанный двигатель жидкостного охлаждения, объём 2445 куб.см,
мощность: 70 л.с. при 4000 об./мин., макс.скорость: 130 км/ч, механическая 3-ступенчатая коробка передач.
В экспозиции музея представлена модификация ГАЗ-М21В "ВОЛГА", выпускавшаяся в 1956-58 гг.






ГАЗ-21УС "ВОЛГА" (1956-1970)
Рядный 4-цилиндровый, карбюраторный, верхнеклапанный двигатель жидкостного охлаждения, объём 2445 куб.см,
мощность: 75 л.с. при 4000 об./мин., макс.скорость: 130 км/ч, механическая 3-ступенчатая коробка передач.
Автомобиль ГАЗ-21 "Волга" несколько раз модернизировался, трижды изменялось внешнее оформление, всего было создано 53 модификации. Общий выпуск "Волги" с 1956 по 1970 гг. составил 638.875 автомобилей. В музее представлен последний автомобиль ГАЗ-21, сошедший с конвеера 15 июля 1970 г.


Олень на эмблеме сменил позу на более динамичную, а форма внешнего контура стала чётче и лаконичнее.


ГАЗ-13 "ЧАЙКА" (1959-1981)
V-образный, 8-цилиндровый, карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения, объём 5526 куб.см,
мощность: 195 л.с. при 4400 об./мин., макс.скорость: 160 км/ч, гидромеханическая 3-диапазонная коробка передач.
Данная представительская модель имела трёхрядный семиместный кузов седан, отличалась повышенной комфортабельностью, была оборудована электрическими стеклоподъёмниками, пятидиапазонным радиоприёмником с автоматической настройкой. В своём классе является абсолютным рекордсменом по продолжительности выпуска.






ГАЗ-14 "ЧАЙКА" (1977-1988)
V-образный, 8-цилиндровый, карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения, объём 5526 куб.см,
мощность: 220 л.с. при 4200 об./мин., макс.скорость: 175 км/ч, гидромеханическая 3-диапазонная коробка передач.
Уровень комфорта и безопасности продолжает расти: в данной модели появились травмобезопасная приборная панель из вспененного полиуретана, трёхточечные инерционные ремни безопасности, галогенные фары с омывателями, электрообогрев заднего стекла, стереофонический радиоприёмник с кассетной приставкой.


ГАЗ-14-05 "ЧАЙКА" (1985-1988)
V-образный, 8-цилиндровый, карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения, объём 5526 куб.см,
мощность: 220 л.с. при 4200 об./мин., макс.скорость: 100 км/ч, гидромеханическая 3-диапазонная коробка передач.
Легковой автомобиль с кузовом кабриолет для проведения парадов отличался усиленной рамой, отсутствием среднего ряда сидений, на месте которого был закреплён поручень, и аппаратурой для усиления звука. Планировалось, что автомобили будут отправляться в парадные расчёты на территории всех союзных республик, а также в армии стран Варшавского договора. Первая партия в количестве 3 штук была сдана заказчику в лице Главного автобронетанкового управления Министерства обороны СССР в ноябре 1985 г. Всего было выпущено 15 автомобилей, все они были окрашены светло-серой нитроэмалью, по оттенку она примерно совпадала с цветом сукна парадной формы офицерской шинели. В музее представлен самый первый опытный образец ГАЗ-14-05.






ГАЗ-24 "ВОЛГА" (1968-1993)
рядный, 4-цилиндровый, карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения, объём 2445 куб.см,
мощность: 98 л.с. при 4500 об./мин., макс.скорость: 145 км/ч, механическая 4-ступенчатая коробка передач.
15 июля 1970 г. новая "Волга" полностью сменила на конвейере ГАЗ-21 без остановки производства.




ГАЗ-3102 "ВОЛГА" (1982-2009)
рядный, 4-цилиндровый, карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения, объём 2445 куб.см,
мощность: 105 л.с. при 4500 об./мин., макс.скорость: 150 км/ч, механическая 4-ступенчатая коробка передач.
Первый макетный образец был собран в 1973 г., первоначально именовался ГАЗ-3101. Данная модель выпускалась для госучреждений и до "перестройки" в свободную продажу не поступала.


ГАЗ-3105 "ВОЛГА" (1987-1989)
V-образный, 8-цилиндровый, карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения, объём 3398 куб.см,
мощность: 170 л.с. при 5400 об./мин., макс.скорость: 200 км/ч, механическая 5-ступенчатая коробка передач.


ГАЗ-3105 "ВОЛГА" (1992-1996)
Легковой автомобиль представительского класса, серийный образец. Выпускался в Производстве автомобилей малых серий, всего было создано 55 экземпляров. Деревянная модель ГАЗ-3105 "ВОЛГА" в масштабе 1:4 была изготовлена для продувки в аэродинамической трубе с целью оценки обтекаемости кузова.


ГАЗ-3111 "ВОЛГА" (2000-2002)
рядный, 4-цилиндровый, бензиновый с впрыском двигатель жидкостного охлаждения, объём 2286 куб.см,
мощность: 130 л.с. при 5200 об./мин., макс.скорость: 180 км/ч, механическая 5-ступенчатая коробка передач.
Всего за 2 года было выпущено 415 автомобилей.


ГАЗ-3115 "ВОЛГА" (2003)
рядный, 4-цилиндровый, бензиновый 16-клапанный двигатель с двумя верхними распределительными валами, объём 2287 куб.см,
мощность: 131 л.с. при 5200 об./мин., макс.скорость: 195 км/ч, механическая 5-ступенчатая коробка передач.
Построено несколько опытных образцов.


"VOLGA SIBER" модель RB6X (2008-2010)
4-цилиндровый, 16-клапанный двигатель с распределённым впрыском, объём 2429 куб.см,
мощность: 143 л.с. при 5200 об./мин., макс.скорость: 185 км/ч, гидромеханическая 4-диапазонная коробка передач.
Последняя попытка воскресить легендарную Волгу. За основу взят среднеразмерный седан Chrysler Sebring (проект JR41), выпускавшийся корпорацией Chrysler Motor Corporation c 2001 по 2006 гг. Всего было выпущено 8933 автомобиля. На этом история легковых автомобилей марки ГАЗ закончилась.


ГАЗ-2308 "АТАМАН" (1998-2000)
рядный, 4-цилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом жидкостного охлаждения, объём 2134 куб.см,
мощность: 110 л.с. при 3800 об./мин., макс.скорость: 110 км/ч, механическая 5-ступенчатая коробка передач.
Использование кабины грузового автомобиля ГАЗ-3309, узлов и агрегатов легкового автомобиля "ВОЛГА" и грузовиков "ГАЗель" позволило организовать производство с минимальными затратами. Было выпущено несколько сотен пикапов.


ГАЗ-2169 "КОМБАТ" (2000)
рядный, 4-цилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом жидкостного охлаждения, объём 2133 куб.см,
мощность: 95 л.с. при 3800 об./мин., макс.скорость: 130 км/ч, механическая 5-ступенчатая коробка передач.
Создан на модернизированной платформе пикапа ГАЗ-2308 "АТАМАН". Построено два экземпляра.


ГАЗ-3106 "АТАМАН II" (1999)
рядный, 4-цилиндровый бензиновый двигатель с впрыском, жидкостного охлаждения, объём 2280 куб.см,
мощность: 145 л.с. при 5200 об./мин., макс.скорость: 150 км/ч, механическая 5-ступенчатая коробка передач.
Макетный образец комфортабельного внедорожника был построен в 1999 г. фирмой Venture Industries  (Детройт) по чертежам, разработанным УКЭР ОАО "ГАЗ", начать производство рассчитывали в 2003 г., но не сложилось...


Вездеход ГАЗ-334031




2 поколение - ГАЗ-51 (1946-1975)
рядный, 6-цилиндровый, карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения, объём 3486 куб.см,
мощность: 70 л.с. при 2800 об./мин., макс.скорость: 70 км/ч, механическая 4-ступенчатая коробка передач.
В1938-39 гг. было построено два опытных образца ГАЗ-51, но работы над автомобилем прервала война. В послевоенные годы этот грузовик стал самым распространённым в колхозах и совхозах, а также в качестве каммунального транспорта в городах и участника спортивных соревнований по автокроссу. Долгая конвейерная жизнь данной модели объясняется простой конструкцией, лёгкостью в обслуживании и низкой отпускной ценой. За 29 лет производства было выпущено почти 3,5 миллиона грузовиков ГАЗ-51 и ГАЗ-51А (усовершенствованная версия 1955 г). В музее представлен последний ГАЗ-51А, сошедший с конвейера 2 апреля 1975 г.


2 поколение - ГАЗ-63А (1948-1968)
рядный, 6-цилиндровый, карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения, объём 3486 куб.см,
мощность: 70 л.с. при 2800 об./мин., макс.скорость: 65 км/ч, механическая 4-ступенчатая коробка передач.
Первый полноприводный грузовик марки ГАЗ, вариант с лебёдкой получил обозначение А. Выпуск ГАЗ-63 был запланирован на 1942 г., война отодвинула внедрение на 6 лет. Используя довоенные наработки, а также опыт эксплуатации аналогов в годы войны, Горьковский автозавод разработал новую конструкцию. На опытные образцы ГАЗ-63 поставили кабины от американских грузовиков Studebaker US6, что ускорило процесс. В отчёте по испытаниям Главного автомобильного управления Красной Армии отмечалось, что "Механическая прочность и надёжность вполне удовлетворительны и выше, чем у автомобиля Chevrolet G-7107, принятого на вооружение в американской армии.


3 поколение - ГАЗ-53-12 (1983-1992)
V-образный, 8-цилиндровый, карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения, объём 4254 куб.см,
мощность: 125 л.с. при 3200 об./мин., макс.скорость: 90 км/ч, механическая 4-ступенчатая коробка передач.
Дальнейшее развитие модели дорожного грузовика ГАЗ-53А, грузоподъёмность увеличена до 4,5 тонн.


3 поколение - ГАЗ-66 (1964-1999)
V-образный, 8-цилиндровый, карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения, объём 4254 куб.см,
мощность: 120 л.с. при 3200 об./мин., макс.скорость: 90-95 км/ч, механическая 4-ступенчатая коробка передач.
Яркое техническое решение ГАЗ-66 - откидывающаяся вперёд кабина, открывающая доступ к мотору.






4 поколение - ГАЗ-33088 "САДКО СПОРТ" (2014)
Рядный 4-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения, объём 4430 куб.см,
мощность: 215 л.с. при 2600 об./мин., макс.скорость: 132 км/ч, механическая 5-ступенчатая коробка передач.
Спортивный грузовой автомобиль, участник внедорожных соревнований по ралли-рейдам.


5 поколение - ГАЗ-3310 "ВАЛДАЙ" (2004-2015)
Рядный 4-цилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом, жидкостного охлаждения, объём 3760 куб.см,
мощность: 152,3 л.с. при 2600 об./мин., макс.скорость: 105 км/ч, механическая 5-ступенчатая коробка передач.


В 1988 г. рыночные преобразования остро поставили вопрос о необходимости выпуска лёгкого и экономичного грузового автомобиля. ГАЗ по собственной инициативе приступил к разработке концепции новой "полуторки". ГАЗ-3302 стал первым отечественным автомобилем, сконструированным методом сквозной компьютерной технологии проектирования производства.


В январе 1991 г. был собран первый макетный образец, серийное производство "ГАЗели" началось в июле 1994 г. Этот автомобиль фактически спас завод от разорения, став его самой популярной и востребованной продукцией.


ГАЗ-3302 "ГАЗель" (1994-2003)
рядный, 4-цилиндровый, карбюраторный, бензиновый двигатель жидкостного охлаждения, объём 2445 куб.см,
мощность: 90 л.с. при 4500 об./мин., макс.скорость: 115 км/ч, механическая 5-ступенчатая коробка передач.
Опытный образец , с января 1992 по май 1995 года прошедший стендовые и дорожные испытания с общим пробегом 270 тыс.км. На кабине размещены имена создателей культовой машины: конструкторов, технологов и испытателей.


ГАЗ-2217 "СОБОЛЬ"
рядный, 4-цилиндровый, бензиновый двигатель жидкостного охлаждения, объём 2690 куб.см,
мощность: 106,8 л.с. при 4000 об./мин., макс.скорость: 120 км/ч, механическая 5-ступенчатая коробка передач.
"Соболь" во многом унифицирован с семейством "ГАЗель", старт производства - 1998 г.


Новое поколение - "ГАЗель NN". (1921- )
рядный, 4-цилиндровый, дизельный двигатель с турбонаддувом, жидкостного охлаждения, объём 2776 куб.см,
мощность: 149,6 л.с. при 3400 об./мин., макс.скорость: 130 км/ч, механическая 6-ступенчатая коробка передач.
NN - Нижний Новгород, серийное производство запущено в канун 800-летия города.
В рекламном образце даже разрешают посидеть, правда музейный смотритель в лице пожилой дамы остаётся верен профессии и ругает посетителей, за то что руками трогают и ломают экспонат))


Последняя лаконичная версия фирменного знака (2015).


В целом музей произвёл очень хорошее впечатление, он наглядно демонстрирует весь путь развития ГАЗ от основания до современности.








Метро Автозаводская оформлено соответствующим образом))


ретротехника, Нижний Новгород

Previous post Next post
Up