Ярославский художественный музей размещается в здании бывшего Губернаторского дома, построенного в 1820х гг. арх. П.Я.Паньковым по велению Александра I как Императорский путевой дворец. С момента постройки здание являлось официальной резиденцией губернаторов.
После революции дом занимали различные учреждения, не заботившиеся о сохранности интерьеров и самого здания. В 1969 г. дом передали Ярославскому художественному музею, а в 1994 г. вернули ему статус Губернаторского. В 2001 г. по инициативе ярославского губернатора А.И.Лисицына в музее был воссоздан губернаторский кабинет. На стене представлен парадный портрет Александра Михайловича Безобразова - создателя и первого хозяина губернаторской усадьбы, занимавшего должность ярославского губернатора с 1820 по 1826 гг. В 1823 г. Безобразов принимал в этом доме императора Александра I. Поскольку собственное убранство кабинета губернатора не сохранилось, при воссоздании интерьера использована мебель XIX в. из особняка ярославских крахмало-паточных магнатов Понизовкиных.
В бывшем губернаторском доме представлена коллекция русской живописи с XVIII по ХХ вв., здесь встречается много громких имён!
Левицкий Дмитрий Григорьевич - "Портрет великой княжны Александры Павловны в детском возрасте", 1791 г.
Александра Павловна удивительно похожа на своего отца - Павла I. Её короткая жизнь тоже оказалась незавидной, обвенчавшись с наследником австрийского престола эрцгерцогом Иосифом, она вскоре скончалась во время родов в возрасте 17 лет.
Аргунов Николай Иванович - "Портрет Елизаветы Ивановны Бантыш-Каменской", 1815 г.
Брюллов Карл Павлович - "Портрет графа Владимира Алексеевича Мусина-Пушкина", 1838 г.(?)
Вариант-повторение портрета из Архангельского музея искусств. Портрет представляет человека из поколения декабристов, Мусин-Пушкин состоял в Северном обществе и после подавления восстания декабристов был сослан на Кавказ. В 1831 г. он вышел в отставку и получил разрешение жить в столице, где "Великий Карл" создал этот романтический портрет, отразивший образ "героя своего времени".
Николай Дмитриевич Мыльников - "Парный портрет супругов Соболевых - Данила Семёновича и Матрёны Фёдоровны, урождённой Баженовой", 1834 г.
Творчество этого ярославского живописца мало известно широкой публике, в отличие от работ Карла Брюллова, современником которого он был. Мыльников родился в семье городских живописцев-ремесленников и продолжил традиции местной школы, став классиком провинциального купеческого портрета, особенно ему удавались парные портреты.
Репин Илья Ефимович - "Портрет горного инженера Алексея Ивановича Антипова", 1884 г.
При мне двое посетительниц допытывались у смотрителя, неужели это подлинный Репин! У многих почему-то сложилось устойчивое убеждение, что все шедевры русской живописи сконцентрированы в Третьяковске и Русском, но на самом деле многим провинциальным музеям есть чем похвастаться. Во многом это результат политики большевиков 1920х годов. Тогда активно продвигали идею распределения объектов культурного наследия из больших музеев и национализированных частных коллекций по всем музеям страны.
Серов Валентин Александрович - "Портрет Прасковьи Дмитриевны Антиповой", 1890 г.
Верещагин Василий Васильевич - "Письмо к матери. Из серии, посвящённой Испано-американской войне за Филиппины в 1898-1899 гг.", 1901 г.
Мартирос Сарьян - "Сурп-Хачские скалы в Калаки, Дагестан", 1914 г.
Павел Кузнецов - "Дождь в степи", 1911-12 гг.
Николай Рерих - эскиз декорации "Ярилина Долина", 1908 г.
Николай Сапунов - "Цирковое представление", 1903-04(?)
Константин Коровин - "Корабли. Марсель", ок.1890 г.
Константин Коровин - "Цветы. Гурзуф", 1916 г.
Константин Коровин - "Натюрморт с селёдкой", 1920-30е гг.
Константин Коровин - "Натюрморт с фруктами и бутылкой", 1930е.
Константин Коровин - "Париж. Сен-Дени", 1930е.
В этой картине особенно чувствуется влияние французских импрессионистов.
Филипп Малявин - "Девушка со спицами", 1920е.
Мой любимый период - АВАНГАРД!
Илья Машков - Портрет неизвестного, ок.1910 г.
Аристарх Лентулов - "Семейный портрет. Жена и дочь", 1919 г.
Аристарх Лентулов - "Небозвон", 1915 г.
Яркий представитель русского авангарда, один из лидеров "Бубнового валета", Лентулов обладал абсолютным чувством цвета и даже ассистировал Скрябину в опытах цветомузыки. "Цветозвук" был для него единой светоносной энергией, это прекрасно отражено в картине "Небозвон", где наклонённые колокольни будто повторяют движения сотен раскачивающихся колоколов в Златоглавой, заполнивших ликующим звоном всё небо.
Павел Кузнецов - "Портрет Елены Михайловны Бебутовой", 1918 г.
Александра Экстер - "Берег Сены", 1912 г.
Одна из "амазонок русского авангарда" часто бывала в Париже, где снимала мастерскую. Она была знакома с ведущими представителями европейского кубизма - Пабло Пикассо, Жоржем Браком и Фернаном Леже и разделяла их взгляды на искусство. Движение плоскостей, их грани, углы и дуги подсказаны очертаниями домов и деревьев и их преломляющимися отражениями в воде, все эти линии объединяются на картине в некий кристалл с преломляющимися гранями, передающий не видимый мир, а взгляд художника.
Ольга Розанова - "Синее на жести (город)", 1913 г.
Иван Клюн - "Супрематизм", 1916 г.
Любовь Попова - "Оранжевая живописная архитектоника", 1918 г.
Самуил Адливанкин - "Натюрморт", 1920 г.
Ильич задумчиво взирает на искусство авангарда ))
Татьяна Глебова и Алиса Порет - "Дом в разрезе", 1931 г.
Полотно было найдено почти случайно среди работ Глебовой, оно было разрезано на части, после длительной реставрации картину впервые представили публике в 2003 году, сейчас она является одним из ключевых экспонатов постоянной экспозиции Ярославского художественного музея. Изображенный на картине дом действительно существует в Ленинграде, он стоит на углу Московского проспекта, 16 и набережной Фонтанки, 110. С 1927 по 1933 гг. художница Татьяна Глебова жила здесь в квартире №4 у своей подруги Алисы Порет. У них в гостях бывали не только друзья-художники, но и писатели, к примеру, такие известные как Даниил Хармс, Александр Введенский, Михаил Зощенко и Евгений Шварц.
На картине мы видим реальных жильцов дома: музицирующую пианистку Марию Юдину, сестёр-художниц Марию и Магну Алфераки - одна играет на кастаньетах, другая возлежит с кошками. Павел Николаевич Филонов, учитель обеих художниц, бывавший у них в гостях, будто дирижирует оркестром. Конечно, в реальности, он никаким оркестром не управлял. Здесь ученицы отдали дань уважения своёму наставнику и учителю. Татьяна Глебова оставила такую запись в своём дневнике:
"Я художник. Я музыкант. Два начала боролись во мне... Я нашла Филонова, и в его методе музыкальная незримая отвлечённость соединилась со зримой изобразительной стихией. Драма с музыкой разрешилась в художестве. Но любовь к музыке не прошла, а стала моей музой в изобразительном творчестве".
Алиса Порет оставила замечательные воспоминания о Павле Филонове, которые помогают нам увидеть в нём не только великого художника, но и человека:
"Несмотря на наше с Глебовой прилежание, Филонов относился к нам с недоверием, считая нас чужими - чуть не классовыми врагами. Мальчики - особенно Кибрик и Рабинович - ему доносили на нас дикие россказни. Филонов: «Товарищ Глебова, а это правда, что у вас были имения в Ярославской губернии?» - «Нет, неправда, - ответила она, был только конный завод» (смех в зале). «Товарищ Порет, а вот наши мастера были у вас дома и видели во всю комнату ковер - огромного тигра, - вы знаете, сколько он стоит? А золотой стол с инкрустациями, как в Эрмитаже?» Я с удивлением на него посмотрела. «Ну, а собака? - на то, что она ест, можно трех бедных детей прокормить!! Стыдитесь, товарищ Порет!»
Вскоре произошла неожиданная встреча. Я вышла перед работой прогулять свою милую собаку на Фонтанку, бросала ей мячик, чтоб она немного побегала, но ужас! - увидела вдали Филонова! Повернуть обратно было невозможно, а идти вперед - страшно. Я позвала ее к себе, взяла за ошейник и сказала добрым голосом: «Хокусавна, подойди и поздоровайся, он очень хороший». Она послушно пошла к нему навстречу, села перед ним и доверчиво протянула ему свою лапу. Филонов встал по-рыцарски на одно колено, поцеловал лапу и сказал: «Ладно, Порет, погуляйте с ней, - ведь вы уходите на целые дни»".
Часть изображения в левом нижнем углу утрачена, понять, что там находилось, помогло описание картины, оставленное Павлом Филоновым: "Одна вещь - "Разрез нашего дома", - писанная ими обеими, представляет чуть не все квартиры их дома и характеристику их жильцов, живущих как в норах. По улице перед домом везут красный гроб". Таким образом, перед нами разворачивается похоронная процессия, от которой сохранился лишь фрагмент.
У этой замечательной картины даже есть собственный сайт
domvrazreze.ru!
Александр Лабас - "В метро", 1935 г.
Александр Самохвалов - "Встреча друзей", 1945 г.
Амир Мазитов - "Майское утро", 1968 г.
Завершает экспозицию чудесное весеннее полотно, в Русском музее есть похожая по настроению картина художника Левитина "Тёплый день" (1957 г), на которой изображена девушка, сидящая на окне тёплым весенним днём.
А за окнами Губернаторского дома раскинулся чудесный сад!
В Губернаторском саду сейчас выставлена современная скульптура, но по газонам к ней подходить категорически запрещено, тут же из ниоткуда материлизуется суровая смотрительница и начинает громко отчитывать нарушителей))
Бегемот и пеликан, 2000е, Зураб Церетели
Лаконичная ворона
Грустный король, 1995, ск.М.В.Дронов
Дон Кихот, 1987, ск. Н.А.Силис
Коллекция зарубежного искусства Ярославского художественного музея находится в особняке начала XIX в., который находится в непосредственной близости от Губернаторского дома. Если бы не закрытая для посетителей калитка, можно было бы из Губернаторского сада попасть в Сад экзотических растений при Музее зарубежного искусства. Этот музей был открыт относительно недавно - в 2014 г.
Его коллекция насчитывает более 500 экспонатов и располагается в 6 небольших залах, посвящённых искусству Нидерландов, Италии, Франции, Германии и Японии. Большинство произведений бытовало в дореволюционной России в домах аристократов и богатого купечества.
ЗАЛ №1 - Искусство Нидерландов XVII - нач. ХХ вв.
Йорис ван Сон - "Натюрморт с фруктами, чашей и устрицами", 1658-59 гг.
Фламандские натюрморты XVII в. славятся своей символикой. Так, устрицы традиционно ассоциировались с богиней Венерой и символизировали плотские соблазны. Лимон с надрезанной кожурой намекал на обманчивость внешней красоты. Яблок - символ грехопадения, а гроздья винограда - искупительная жертва Христа.
ЗАЛ №2 - Искусство Италии XVI - нач. ХХ вв.
Адольфо Баччи - "Капуцин, кормящий (дразнящий?) кошку", 1880-90е гг.
В переводе с итальянского cappuccio означает капюшон, поскольку они носили рясы с остроконечными капюшонами. Существует несколько версий того, почему известный кофейный напиток стал называться также, как монашеский орден.
- из-за характерной молочной пены, напоминающий капюшон;
- из-за того, что коричневый цвет рясы монахов напоминает характерный цвет кофе капучино;
- байка, рассказанная музейным экскурсоводом, гласит, что монахам нельзя было пить чёрный кофе, потому что он считался греховным напитком, и они додумались разбавлять его молоком ))
Декоративная мраморная ваза "Голуби Плиния", 2 пол. XIX в., неизвестная мастерская.
Древнеримский писатель Плиний Старший в своём труде "Ествественная история" называл самым искусным греческим мастером мозаичной живописи пергамского художника Соза. Одной из самых известных работ Соза была напольная мозаика "Голуби на чаше", на ней была изображена "пьющая голубка, затемняющая поверхность воды тенью своей головки; остальные сидят, прихорашиваясь". Работа была так популярна, что при раскопках в Помпеях и Риме было найдено несколько вольных подражаний этому сюжету.
Чезаре Аугусте Дэтти - "Игра в жмурки", 1869 г.
Двери двустворчатые со вставками из майолики - мастерские Кастелли, XIX в.
Кастелли - маленький городок в Центральной Италии. От красочных майолик Ренессанса майолики мастеров Кастелли отличают более светлые, бледные тона. Главные темы сюжетов отражают повседневную сельскую жизнь, в частности, сбор морских обитателей, вынесенных на берег во время отлива.
Сундук -"кассоне" с изображением фантастических морских существ и купидонов, XVI в., Флоренция, неизвестный мастер
Cassoni - свадебный сундук, входивший в приданое невесты. Источниками декоративных изображений на таких сундуках часто служили римские мраморные рельефы. На передних стенках по центру между фигурками купидонов обычно помещались гербы домов жениха и невесты.
Голова сарацина в золотом обруче на красном фоне - изображение, встречающееся в родовых гербах потомков участников Крестовых походов против мусульман XI-XIII вв.
ЗАЛ №3 - Искусство Франции XVI - XIX вв.
Анна-Розали Фийёль - "Портрет Бенджамина Франклина", ок. 1778-79 гг.
Успешная французская художница из династии живописцев, портретировавшая саму Марию-Антуанетту. Франклин был отправлен во Францию в 1776 г. в качестве посла Американской республики с целью добиться союза против Англии. Этот портрет может быть этюдом к большому портрету, в настоящее время хранящемуся в Музее искусств Филадельфии. Ходили слухи, что Франклин был дружен с Анной-Розали и даже был одним из её поклонников, поэтому портрет носит такой камерный характер.
Пьер-Александр Вилль - "Дама с письмом. Огорчительные новости", 1776 г.
ЗАЛ №4 - Искусство Германии XVI - XIX вв.
Неизвестный художник (тип Кюгельгена) - "Портрет императрицы Марии Фёдоровны в траурном платье", нач.XIX в.
Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна (урождённая София Доротея Августа Луиза Вюртембергская) изображена в трауре по убитому супругу императору Павлу I, чьё изображение помещено в медальоне. На плече на чёрном банте - крест ордена Св.Иоанна Иерусалимского.
На третьем этаже музея в маленьком зале представлено искусство Азии. Меня впечатлила резьба по кости на вазе для кистей с изображением персонажей из "Кодзики". Мастер - Гансин Старший по прозвищу "Настоящий меч", конец XIX в., Япония.