В Москве проходит любопытная выставка, посвященная феномену панка и истории группы "Король и шут". Место проведения полностью соответствует заявленной тематике: центр современного искусства располагается на территории старейшего московского комбината виноградных и десертных вин. Маршрут начинается в Цехе Белого, где размещены эффектные инсталляции, иллюстрирующие развитие панк-культуры на западе и в Советском Союзе. Цех Красного целиком посвящен группе "КиШ", сокуратором этой части выставки стали Андрей Князев и его жена Агата Нигровская.
Журнал "Melody Maker" писал о панке в 1977 г.: "Это скучная трехаккордная музыка без мелодии и с текстом, который помещается в одну строчку. Она не имеет никаких шансов протянуть дольше, чем до Рождества". Как показало время, консервативные критики в очередной раз ошиблись в своих прогнозах...
Вход на выставку оформлен как вход в магазин одежды "SEX". Культовый лондонский магазин, открытый в1971 г. в доме на Кингс Роуд, 430, стал эпицентром панк-движения, там тусовались и подрабатывали в том числе участники Sex Pistols. Владельцами магазина были супруги Вивьен Вествуд и Малкольм Макларен. Бывшая школьная учительница, Вивьен ввела моду на растянутые джемперы крупной вязки, футболки с надписями от руки, ремни и цепи из ассортиментов секс-шопов, швы наружу, ярлыки напоказ и, конечно, драную одежду, прорехи в которой были скреплены английской булавкой, которая стала одним из символов панка.
Муж Вивьен - Малкольм Макларен, был музыкальным продюссером. 7 июня 1977 года он устроил презентацию сингла "God Save The Queen" во время прогулки по Темзе на теплоходе Queen Elizabeth. Выступление было прервано полицией, а продюссеры Ричард Брэнсон и сам Макларен - арестованы. Лучшей рекламы сингла нельзя было и желать!
Изначально песня "God Save The Queen" должна была называться "No Future". Она появилась, когда Британия праздновала 25-летие пребывания Елизаветы II на престоле. Вокалист группы Джонни Роттен объяснял идею песни: "Мы хотели всех шокировать. "God Save The Queen" написана не из ненависти к Англии. Наоборот, она создана из любви к ней и из злости от того, как обращаются с её людьми".
Обложку пластинки выполнил Джейми Рид, она представляет собой коллаж фотографии королевы Великобритании Елизаветы II, сделанной специально к серебряному юбилею её восшествия на престол королевским фотографом Питером Грагоном. Первоначально планировалось использовать в качестве обложки сингла изображение королевы, помещенное в овал, с английской булавкой, скрепляющей её губы, и напечатанной в правом углу фразой "She Ain't No Human Being" ("она - не человеческое существо"). После скандала, связанного с отказом рабочих печатать конверты для пластинки, решено было использовать более приемлемый вариант - ту же фотографию королевы, на которой её рот и глаза были заклеены газетными обрывками. Буквы, из которых составлены слова "God Save The Queen" и "Sex Pistols", вырезаны из газет и напоминают анонимные письма шантажистов.
Слева: королева Елизавета II - первоначальный вариант обложки сингла "God Save The Queen" (1977)
Справа: королева Виктория - "Кровавая империя - Красное и синее" (2022)
Реконструкция туалета нью-йоркского клуба "CBGB", но в ней не хватает главного - характерного запаха!
Когда в 2013 г. вышел фильм о культовом клубе, слоган на афишах гласил: "50 тысяч групп и одна омерзительная уборная". Фред Шнайдер из группы В-52 в интервью журналу "Rolling Stone" описывал эту уборную, как "худший туалет в мире". Дэвид Бирн называл его "легендарно отвратительным". Терстон Мур из "Sonic Youth" в интервью "The New York Times" утверждал, что этот туалет был "единственным, что врезалось в вашу память".
Зона "НЕТ".
"No Elvis, Beatles or Rolling Stones in 1977" - строчка из песни The Clash свидетельствует, что панк отрицает достижения предшествующих рок-н-ролльных эпох. Отрицание общепринятых ценностей, идеалов, норм нравственности и поведения было основой панк-культуры. Впрочем, они были не первые))
Панк-культура - это культура протеста, соответственно панк может существовать и вне панка, за пределами сугубо музыкального направления. Организаторы считают, что одним из лозунгов панка могли бы стать слова Герцена (!): "Мы не врачи, мы боль". К панкам прошлого они отнесли также Диогена, землепашца Льва Толстого, футуриста Маяковского и, помимо прочих, ХОХУ! Да-да, тот самый говорящий кед из детской телепередачи "Большой фестиваль", настоящий кумир детей из 90х!
Знаменитая фраза "Анархия - мать порядка" - сокращенная цитата из книги французского теоретика анархизма Пьера Жозефа Прудона "Решение социального вопроса" (1848 г.) Полностью фраза звучит так:
"Республика - есть позитивная анархия. Это взаимная свобода; свобода - не дочь, а мать порядка!".
"Анархия - порядок, правительство - гражданская война" - высказывание французского анархиста Ансельма Бельжарри, издававшего журнал "Анархия, журнал порядка", в котором в 1850 г. был опубликован первый в истории манифест анархизма.
Согласно формулировке российского анархиста Ильи Романова, стать анархистом - значит "признать себя достаточно разумным и свободным человеком и руководствоваться в жизни своим разумением, своим пониманием добра и зла, а не навязанными сверху законами государства".
Бессловесные в мире брани
Зрячие в мире пустых глазниц
Балансирующие на грани
Своих свобод и чужих границ
Забытые за углом
Немые помойным ведром
Задроченные в подвал
Заранее обречённые на полный провал
Мы убили в себе государство!
(Егор Летов)
Идеологом ленинградского панка в начале 80х считается лидер "Автоматических удовлетворителей" Андрей Панов, он же Свин. Мои друзья любили орать под гитару песни воронежской группы "Сектор Газа", но самыми крутыми, конечно, были сибиряки - Егор Летов и Янка Дягилева.
Реконструкция домашней студии Летова.
Гитары Егора (слева-направо):
- Бас-гитара "Тоника" производилась на Свердловской фабрике с 1972 по 77 гг. На фото Егор с этой гитарой в "ГрОб-студии" во время записи альбомов "Солнцеворот" и "Невыносимая лёгкость бытия" в 1995 г.
- Полуакустическая гитара Musima производства ГДР 60-70х гг. была куплена за 100 советских рублей. Егор играл на ней сольные концерты в 90х. С неё началась традиция украшения инструментов всевозможными наклейками.
- Бас-гитара Binson - самопальный инструмент с мифическим названием, купленный в конце 80х для Янки. Егор собирался взять её в группу в качестве басистки, но из этой затеи ничего не вышло. Впоследствии гитара фигурировала в качестве концертной в середине 90х, на ней играл Женя Махно.
Летов хотел поместить на титульной обложке альбома "Хорошо!!" изображение женского влагалища - цензура не пропустила))
Конечно, на контрасте с "Гражданской Обороной" группа "Король и Шут" выглядит просто детской, но по сути она такой и была)) "КиШ" вошёл в мою жизнь в восьмом классе, это был 1998 г. Никаких интернетов и музыкальных приложений у нас тогда не было, с музыкой мы знакомились в основном через радио, слушали всё подряд, в основном всякую попсу: "Руки Вверх", "Русский размер", Demo, Aqua и т.п. И тут ко мне в руки попала кассета КиШ. "Камнем по голове" подогнал старший брат одноклассницы в благодарность за какой-то реферат по лит-ре. Это была любовь с первого аккорда, заслушав кассету до дыр, я выучила наизусть все песни, а затем просветила кой-кого из своих одноклассников. Это была НАША группа - молодая, драйвовая, понятная, без романтических соплей и страданий о судьбах мира. Это уже потом, в старшей школе "КиШ" стал казаться детским, и в плеере стали звучать "Кукрыниксы", "Сплин", "Пилот", затем дело дошло до "ДДТ", "Алисы" и "Гражданской Обороны", но в 14-16 лет "КиШ" был самое оно!
Выставка, по сути, была открыта в поддержку сериала "Король и Шут", сериал мне не понравился, с трудом досмотрела 1ю серию, и опасалась, что выставка тоже не зайдёт. Но опасения оказались напрасными: переписка "Мишки" и "Андрюхи", многочисленные рисунки Князева и личные вещи сделали этот раздел выставки очень душевным и правдивым.
Фантастическое существо - рисунок 16-летнего Андрея Князева))
Три самых первых и самых любимых альбома группы, все тексты помню наизусть до сих пор!))
"Камнем по голове" (1996)
"Сказочник (мудрое дерево)" - первая мрачная версия легендарного образа.
"Будь как дома, путник" (1997).
"Акустический альбом" (1998)
Слева: календарь группы, который педантичный Князев аккуратно вёл в 1997 г.
Справа: в верхней части листа - первый логотип "КиШ".
Ткань с печатью логотипа из первой серии мерча "КиШ".
Разрисованная самим Князем его концертная рубашка.
Жилет Князя с нашивками.
Шикарный кожаный плащ Горшка с надписью: "Всё пропью, но панк не опозорю". Возможно, никому бы и в голову не пришло считать "КиШ" панк-группой, если бы не Миха Горшенёв.
Горшок был крут и он был панк, и дело даже не в беззубом оскале (кстати, вполне добродушном), и не в ирокезе, это всё наносное. Он вёл себя по-панковски. Его шедевральные интервью, где он никогда не пытался красоваться перед камерой, а говорил, что в голову взбредёт, рассказы о нём его друзей, которые не вошли в пресловутый сериал, а жаль...
Однажды во время фестиваля Горшок со сцены увидел, как ОМОН избивает дубинками подростка. Миха швырнул в сторону микрофон, прыгнул со сцены и побежал в толпу, за ним - остальные музыканты. Подростка отпустили.
Другой характерный случай описал Александр Балунов в книге "Между Купчино и Ржевкой":
Йоська Пригожий из "ОРТ-рекордз" кинул группу на деньги, пообещав заплатить 30 тысяч рублей, но лишь на словах:
"Из обещанных 30 тыщ мы в итоге получили около толи 12, толи 13. Мы ездили за ними в Москву раз пять, причем три из них - зря. Лена Карпова и Гоша разводили руками: "Нет сегодня денег, зря приехали". Это было унизительно, но мы всё равно на что-то надеялись. В последний раз поехали вместе с Горшком. Лена Карпова попросила нас подождать в соседнем кабинете, а через несколько часов сказала, что Пригожий уже ушёл и денег сегодня не будет. Сегодня. А мы, вообще-то специально приехали, и ночевать нам в Москве негде, да и зачем? Ясно, что кидалово... Короче, Горшок психанул и побежал за Пригожиным, пока тот не уехал. Вернулся ужасно довольный.
- Неужели, - говорим, - догнал?
- Догнал, - говорит, - у самой машины, он уже сел в неё, только дверь не успел закрыть.
- И что, прям денег дал?
- Да нет, стал мямлить, что ему заправиться не на что и всякое такое.
- А ты тогда чего такой довольный?
- Да я штаны расстегнул и нассал на него, прям на руль, на пиджак, на пальто его поганое. На лысину хотел, но не достал.
- А он чего?
- А чего он? Промок, наверное".
Шарж на группу "КиШ" Андрея Князева (ок.2002).
Слева-направо: Александр Щиголев (Поручик), Андрей Князев (Князь), Михаил Горшенёв (Горшок), Александр Леонтьев (Ренегат), Александр Балунов (Балу), Яков Цвиркунов (Яша) и скрипачка Мария Нефедова.
Ели мясо мужики, пивом запиваааали...
В целом, нам с дочерью выставка понравилась, больше 20 лет прошло с тех пор, как я восьмиклассницей слушала "КиШ", нынешние школьники, как ни странно, тоже в теме. Многие считали "КиШ" однодневками рока, но вышло иначе. Секрет популярности группы не в выпуске глупого сериала. Михаил Козырев в недавнем интервью телеканалу "Дождь" признался, что его 11-летние дочери слушают "КиШ": "Мало какая группа из моей реальности времён работы на радио возникла снова у моих дочек. Может быть, "Муми-тролль", наверное, "Би-2", но "Король и Шут" - это абсолютно отдельно стоящий феномен, связанный с тем, что за вот этим вот отталкивающим, на первый взгляд, прикидом с чудовищной внешностью, с беззубым солистом, с каким-то демоническим эпосом разных сказок из ада, тёмного леса, где колдуны, где ведьмы, где чародеи... если эти все слои убрать, в основе стоят чудесные абсолютные поп-мелодии, которые моментально ложатся на слух и которые являют собой, на самом деле, яркое высокое воплощение настоящей популярной музыки, такой, какой она должна быть".