Возрождение ВДНХ

Aug 24, 2020 19:19



Изначально (с 1939 по 1959 гг.) этот легендарный выставочный комплекс назывался ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка).
В 1959 году он был переименован в привычную и более благозвучную аббревиатуру ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства).
В 1992 году стал именоваться ВВЦ (Всероссийский выставочный центр), хотя по мне так там был обычный вещевой рынок. С 2014 года комплексу вернули название ВДНХ и начали масштабную реставрацию, сейчас ВДНХ - это огромная прогулочная зона, объединенная с парком Останкино и Ботаническим садом, а также музейно-выставочное пространство, а в будущем, еще и парк аттракционов!



Арка Главного входа на ВДНХ была построена арх И.Мельчаковым в 1951-54 гг. в ходе послевоенной реконструкции выставки (изначально главным был Северный вход). Арка выполнена в стилистике сталинского ампира, колонны украшены барельефами с изображением представителей сельхозпрофессий, венчает арку скульптура "Тракторист и колхозница", олицетворяющая промышленность и сельское хозяйство. Скульптура выполнена из бетона и облицована золотой смальтой, сноп колосьев латунный.


Главный павильон ВДНХ 1939 года.
Этот деревянный павильон был построен по проекту академика Щуко и проф.Гельфрейха на месте, где сейчас находится часть партера фонтана "Каменный цветок". Перед павильоном стояла 50-метровая башня, увенчанная эмблемой выставки - скульптурой "Тракторист и колхозница", которая сейчас установлена на  Арке Главного входа. Павильон украшали 11 гербов Союзных республик и герб СССР. Перед павильоном на площади Колхозов стояли статуи вождей Ленина и Сталина, сейчас статуя Ленина установлена перед новым Центральным павильоном, Сталина "изгнали" еще в 1962 году. Экспозиция павильона демонстрировала, как большевики превратили убогую царскую деревню в цветущую советскую, каких успехов достигло сельское хозяйство в результате перехода на социалистические рельсы.


В 1954 году было решено демонтировать старый деревянный павильон и построить новый в камне. Павильон сооружался на присоединенной к ВСХВ территории. Он выдержан в традициях классической архитектуры и напоминает центральную башню Адмиралтейства в Петербурге. В 1964 году павильон стал называться "Центральным".


Одинокий Ильич...


Как и на прежнем здании, на фасаде нового Центрального павильона установлены герб СССР и 16 медальонов с гербами союзных республик, входивших в состав СССР к 1954 году.


Павильон № 71 был построен в 1952-54 гг. арх. Рубеном Бегунцем и С.И.Никулиным в стиле сталинского ампира для экспозиции "РСФСР". Центральный фасад оформлен в виде шестиколонного портика и увенчан гербом РСФСР. К боковым фасадам павильона пристроены декоративные ротонды, увенчанные скульптурами тракториста и колхозницы. Первоначально в павильоне размещалась экспозиция, посвященная народному хозяйству РСФСР (примечательно, что павильон для самой большой республики Советского Союза появился только при послевоенной реконструкции комплекса). В 1963 году тематика павильона была полностью изменена, в нем разместилась экспозиция "Атомная энергия". В 2018 году здесь открылся Дворец госуслуг. Он стал первым центром госуслуг, где можно зарегистрировать право собственности на объекты недвижимости, расположенные по всей России (мы уже успели воспользоваться этим сервисом - удобно!)


Внутри лоджии портика вогнутую полукруглую стену украшает фреска "Народы России построили социализм". На фреске изображены торжествующие люди разных национальностей и профессий, населяющих РСФСР, а также некоторые известные сооружения республики (например, шлюзы Волго-Донского канала, здание МГУ). В центре композиции люди держат знамена и портреты Ленина со Сталиным, изображение Сталина после развенчания культа личности закрасили, но в наше время его портрет расчистили и сейчас можно увидеть обоих вождей вместе.


Павильон "Карелия" построен в 1954 году как павильон "Карело-Финская ССР", построенный по проекту архитектора из Петрозаводска Фарида Рехмукова при участии арх. А.И.Резниченко. Архитектурный облик павильона решен в стиле традиционной карельской избы. Колонны облицованы гранитом и шокшинским малиновым кварцитом с медными капителями. Скульптурные группы деревянного резного фронтона символизируют главные отрасли экономики республики - лесную промышленность, земледелие, животноводство и рыболовство. Фронтон увенчан щитом, на котором размещался позолоченный бронзовый герб Карело-Финской ССР, в 1957 году в связи с упразднением КФССР его заменили на герб РСФСР. Резные деревянные двери изображают орнамент из еловых ветвей с фигурками белок и птиц.


Павильон № 68 был построен в 1952-54 гг. по проекту арх. Кликса и Таушканова  и изначально назывался "Сибирь".
Центральный фасад выделен шестиколонным портиком, на каждой из колонн помещена барельефная фигура, мы видим здесь охотника, механизатора, колхозницу, животновода, агронома и шахтера. Здание увенчано снопом колосьев и двумя рогами изобилия. Первоначальная эскпозиция была посвящена достижениям сельского хозяйства и промышленности регионов Сибири - Алтайского и Красноярского краев, Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской, Кемеровской и Иркутской областей и Тувинской АО. Основными темами были освоение новых земель, механизация и электрификация. В 1959 году тематика павильона изменилась и он стал называться "Сельское хозяйство РСФСР", затем "Топливная промышленность", позднее "Угольная", в 1977 году здесь открылась экспозиция Эстонской ССР. С 2003 года в павильоне действует выставочно-коммерческий центр Республики Армения и ресторан армянской кухни "Арарат".


Павильон № 14 - "Азербайджан" был построен в 1939 году и изначально назывался "Азербайджанская ССР". Павильон являлся типичным образцом сталинской эклектики с добавлением этнических мотивов, арх. С.А.Дадашев и М.А.Усейнов даже были удостоены сталинской премии II степени за этот проект. Экспозиция была посвящена достижениям Азербайджанской ССР в сфере промышленности (особенно добычи нефти), шелководства, сельского хозяйства и культуры. В 1959 году к зданию пристроили оранжерею, где выращивались растения, привезенные из республики, в центре оранжереи был помещен аквариум с рыбами из Каспия.
В 1964 году тематика павильона была полностью изменена, здесь разместилась экспозиция  "Вычислительная техника". После реконструкции 1967 года  облик павильона изменился до неузнаваемости. Главный фасад был закрыт глухим металлическим коробом с остекленным первым этажом. На черно-белом фото можно оценить, как выглядел павильон до реставрации 2014 года.


К счастью, первоначальный фасад не был поврежден, он просто оказался спрятан за новым металлическим и был вновь раскрыт в 2014 году! В 2016 году павильону была возвращена первоначальная тематика и он был официально передан Азербайджану.


Павильон №11 - "Казахская ССР". Первый павильон, посвященный Казахской ССР был построен из дерева еще в 1937 году, после войны в 1949-54 гг. соорудили  новый каменный павильон по проекту арх. И.М.Петрова, И.В.Куприянова и Т.К.Басенова. Архитектурный облик отражал мотивы казахского национального зодчества и по композиционному принципу напоминал среднеазиатские мавзолеи. Главный фасад был оформлен в виде трехпролетной арки, наверху установлены скульптуры сталевара и колхозницы, по сторонам от главного входа - памятники поэту Джамбулу Джабаеву и передовику сельскохозяйственного производства Чиганаку Берсиеву.
В 1960-е гг. при переходе выставки на отраслевой принцип показа, этот павильон, как и павильон Азербайджана, был до неузнаваемости реконструирован для отраслевой выставки "Металлургия". Фасад был расширен за счет пристройки из стекла и бетона и получил вид "бетонной коробки", на черно-белом фото можно оценить всю унылость его облика в 1967-2017 гг.


В 2017 году началась реставрация павильона, сейчас ему возвращен первоначальный облик. Павильон передан Казахстану для размещения в нем национальной экспозиции.




Фонтан "Дружба народов" создан в 1954 году по проекту К.Топуридзе и Г.Д.Константиновского. 16 женских фигур символизируют 16 Союзных республик.
По часовой стрелке фигуры выстроены в такой последовательности: РСФСР, Украинская ССР, Узбекская ССР, Грузинская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР, Карело-Финская ССР, Эстонская ССР, Армянская ССР, Молдавская ССР, Киргизская ССР, Азербайджанская ССР, Белорусская ССР. Последовательность расположения республик скопирована с Герба СССР, который опирался на список республик, закрепленный в Конституции СССР 1947 года, в нем республики были отранжированы по численности населения (РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР ...). На фонтане скульптуры расставлены в том же порядке, только распределены поочередно то вправо, то влево от РСФСР (только вот Киргизская и Молдавская республики, следуя этой логике, должны поменяться местами)



Если смотреть на фонтан от Главного павильона, то на переднем плане стоят три славянские республики:  Украина в венке, в ее руке видна виноградная гроздь, у ног растет подсолнух и пшеница, Россия в сарафане со снопом пшеницы в руках, Белоруссия в косынке, в одной руке она держит яблоко, в другой лен.



Слева в профиль видна Казахская ССР в национальном головном уборе из перьев и пшеницей в руках, Азербайджанская и Киргизская ССР держат в руках хлопок, Молдавская ССР изображена с кукурузой.


Армянская ССР держит в руках виноград - символ республики, Эстонская ССР показана в традиционном наряде острова Муху с характерным головным убором.


Карело-Финская ССР (с растущей у ног елочкой) стала автономной в 1956 году, но убирать ее статую с фонтана не стали, чтобы не рушить целостность композиции. Рядом Туркменская ССР с хлопком в руках, за ней - Таджикская ССР все с тем же хлопком.




Фонтан "Каменный цветок" в лучах закатного солнца.


Идея фонтана навеяна сказами Павла Бажова. Огромный цветок составлен из бетонных плит, облицованных многоцветной смальтой.


По периметру бассейна фонтан украшен композициями из рогов изобилия, ваз, фруктов и колосьев. Бассейн украшен шестнадцатью гранитными столами, изначальная идея показать на столах дары каждой из союзных республик не была реализована в полной мере - было сделано всего три композиции, потом их "скопировали" на остальные столы. Также в бассейн были помещены бронзовые фигурные фонтанчики гусей и осетров.


Возле фонтана "Каменный цветок" находится самый большой и красивый павильон выставки - павильон № 58 "Украинская ССР".
В 1964 году тематика павильона была изменена, здесь разместилась экспозиция "Земледелие". В отличие от множества других республиканских павильонов, этот не был передан Украине в 2010-е годы, масштабная реставрация павильона была проведена в 2017-18 гг.


Первый павильон Украинской ССР был построен в 1937 году, через 10 лет его разобрали и в 1950-54 гг. на этом же месте соорудили роскошное каменное здание по проекту А.Тация. Фасад и карниз павильона украшены керамической лепниной с изображением золотых колосьев. Входная арка обрамлена майоликовым венком с растительными узорами, ее украшает витраж с изображением Переяславской рады, 300-летие которой отмечалось в год постройки павильона в 1954 году, в основе композиции витража лежит культовая картина Михаила Хмелько "Навеки с Москвой, навеки с русским народом", написанная в 1951 году. На картине запечатлен кульминационный момент Переяславской рады, состоявшейся 8(18) января 1654 года в Переяславле. После речи Богдана Хмельницкого перед собранием казацких полковников, в которой гетман Войска Запорожского предложил собравшимся выбрать государя из четырех возможных кандидатур, охарактеризовав турецкого султана, крымского хана и польского короля как гонителей православных христиан, толпа единодушно возопила: "Волим под царя восточного, православного!". Так Войско Запорожское перешло на службу к Алексею Михайловичу и часть территории современной Украины (Гетманщина) вошла в Русское царство. Это событие в советской историографии считалось знаковым, поэтому  "Воссоединением Украины с Россией" и было помещено на витраже павильона.


По бокам от входа в павильон "Украина" установлены две скульптурные группы "Стахановцы промышленности" и "Стахановцы сельского хозяйства".


Герб Украинской ССР


По четырем углам карниза павильона "Украина" установлены скульптуры девушек с лавровыми венками в руках.


Скульптура "Родина-мать" венчает Беларусский павильон, который стоит рядом с Украинским.


Павильон "Космос" был построен в конце 1930х и перестроен в 1954 году, изначально здесь располагалась экспозиция, посвященная механизации сельского хозяйства СССР. На постаментах-башнях установлены скульптуры Механизатора и Трактористки. По центру арки расположен барельеф с изображением герба СССР, над ним изначально были помещены изображения профилей Ленина и Сталина, во время реконструкции их не стали воссоздавать. С 1967 году экспозиция "Машиностроение" стала занимать лишь половину павильона, в другой разместилась экспозиция "Космос", знакомившая посетителей с историей и новейшими достижениями Советского Союза в области освоения космоса. В 1990-е годы экспозиция была разобрана и павильон сдавался под торговые площади. Обновленный центр "Космонавтика и авиация" был открыт в павильоне 12 апреля 2018 года в День космонавтики.


Макет ракеты-носителя "Восток" перед павильоном "Космос".






Павильон № 51 "Мясная промышленность"
Первый павильон, представлявший на выставке Народный комиссариат мясной и молочной промышленности СССР, был построен в 1939 году. Существующее здание было возведено в 1951-54 годах  по проекту архитекторов Лисицына и Чернобая в стиле сталинского ампира. Капители колонн украшены головами быков, портик венчает скульптура "Боец с быком". Экспозиция на первом этаже была посвящена развитию и новейшим достижениям мясной промышленности Советского Союза, на втором этаже был дегустационный зал и магазин. В 1990е павильон сдавался в аренду под торговые и офисные помещения, сейчас здесь планируется открыть ресторан, что, в принципе, близко к первоначальной тематике))


Павильон № 44 "Кролиководство". Возведен в 1954 году на замену одноименному павильону № 41 арх. Зайцевым и Телятниковым.
В СССР поощрялось частное кролиководство и размер личного хозяйства (в отличие от других видов животных) не ограничивался. Экспозиция  демонстрировала успехи кролиководческих ферм СССР и различные кроличьи породы.


Скульпторы Розов и Снигирь создали фигуры двух девушек с кроликами.






Памятник русскому биологу и селекционеру Ивану Мичурину в Мичуринском саду.


Ресторан "Московское небо" - наше любимое местечко с отличной кухней. С 1954 по 1964 гг. здесь находилось кафе-кондитерская "Главкондитер", позже зал приемов иностранного отдела ВДНХ. В центре ротонды установлена скульптура "Девушка с виноградом".


Фонтан "Золотой колос" в центре Верхнего пруда.




На Верхнем пруду можно покататься на лодке, он маленький, зато можно проплыть вокруг фонтана "Колос".




Вечерняя подсветка купола павильона "Космос"




Подсветка фонтана "Каменный цветок"




По вечерам после семи возле метро ВДНХ ребята из Fire Family показывают разные крутые штуки с огнем, завораживающее зрелище!










Монумент "Рабочий и колхозница" находится за пределами ВДНХ в стороне от главного входа, но при этом является самым известным советским павильоном благодаря легендарной статуе работы Веры Мухиной. Этот монумент предназначался для Международной выставки в Париже, открытой в 1937 году. Его спроектировали и собрали в Москве, затем разделили на 65 частей и перевезли во Францию, где провели монтаж вторично. Скульптура выполнена из хромоникелевой стали, облицовка из листов 0,5 мм толщиной крепилась на внутренний каркас. На Парижской выставке для монумента было выбрано крайне удачное место рядом с Эйфелевой башней напротив павильона фашистской Германии. Эти два монумента пророчески противопоставлены друг другу, стремительный порыв  советской скульптуры как будто налетает на мощную каменную стену, которую охраняет немецкий орел.


34-метровый павильон, на котором была изначально установлена скульптура, после окончания Парижской выставки из-за неаккуратного демонтажа и перевозки был сильно поврежден и его пришлось изменить, понизив высоту пьедестала до 10 метров. В таком виде статуя была установлена перед Северным (на тот момент - главным) входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Вера Мухина с горечью называла укороченный постамент "пеньком": "Мне остается только беспомощно разводить руками, ибо все мои протесты при решении этого вопроса ни к чему не привели. Никто из архитекторов не поднял протеста по поводу совершенно недопустимой постановки этой статуи, постановки, уничтожившей весь порыв скульптуры".


В 2003-2009 году скульптуру отреставрировали и установили на павильон, повторяющий оригинальный проект Иофана для Парижской выставки.


Комиссия под председательсвом Вячеслава Молотова долго изучала проект Мухиной и потребовала внести ряд изменений: главным требованием было "одеть" фигуры, поскольку по замыслу скульптора они были обнаженными в подражание древнегреческому прообразу.


Фигуры были драпированы складками декоративного шарфа, который одновременно был связующим звеном всей композиции и соединял скульптуру с павильоном. По воспоминаниям Константина Рождественского был записан диалог наркома и скульптора:
- Зачем этот шарф? Это же не танцовщица, не конькобежец!
... Мухина спокойно ответила:
- Это нужно для равновесия.
Она, конечно, имела в виду пластическое, образное равновесие и столь необходимую ей горизонталь. Но председатель, не сильно искушенный в искусстве, понял ее "равновесие" в чисто физическом смысле и сказал:
- Ну если технически нужно, тогда другой вопрос...




Павильон украшен барельефами с гербами союзных республик.






На ВДНХ можно увидеть макеты семи сталинских высоток "семь сестер". В 2017 году эти макеты участвовали в уличном шествии по случаю дня города, а потом установили перед зданием РГСУ

Самая знаменитая высотка - здание МГУ на Воробьевых горах

Дом на Котельнической набережной.


Гостиница "Украина" на Кутузовском проспекте, где сейчас располагается Radisson.


Еще на ВДНХ открылся макет Москвы, сам он огромный, но постройки на нем такие маленькие, что невооруженным взглядом разглядеть что-либо очень трудно, питерский Гранд-макет нравится мне гораздо больше, хоть там и другая концепция показа.




Москва

Previous post Next post
Up