За всю тысячелетнюю историю в Суздале насчитывалось 15 монастырей! До наших дней сохранилось лишь пять, да и то не полностью. Немало поспособствовала архитектурным утратам советская власть, напротив колокольни Ризположенского монастыря до сих пор стоит статуя Ленина, как угроза культурному наследию дореволюционной России...
Сейчас в монастыре ведутся восстановительные работы, он возвращен РПЦ, хотя советская надпись "КИНОТЕАТР" до сих пор читается на фасаде Трапезной Сретенской церкви...
Центральная улица всё ещё носит имя Ильича...
Ансамбль Ризположенского монастыря создавался в XVI-XIX веках. Входом в монастырь является редкий памятник архитектуры 1688 года - двухшатровые Святые ворота (слева).
"В память о скорбных утратах 15 храмов Суздаля, погибших в 20-е - 30-е годы ХХ века"
На территории монастыря в XVII веке был возведён 5-главый Троицкий собор, его взорвали в 1930-е годы.
Сейчас на этом месте монахини разбили огород.
Главным храмом обители является 3-главый Ризположенский собор, построенный в 1688 году. В советский период его обезглавили и приспособили под электростанцию, сейчас заканчиваются реставрационные работы.
Наивысшая точка Суздаля - 72-метровая Преподобенская колокольня, на которую можно подняться!
С колокольни весь город как на ладони! Синие главки - Рождественский собор на территории Кремля.
Местный райсовет и Ленин в ёлках ))
Вид на Ризположенский собор, а на горизонте поля, луга..., лепота, одним словом!
Вид на три монастыря, куда мы сейчас отправимся:
по центру красные стены Спасо-Евфимиева монастыря, правее белокаменные Покровский и Александровский монастыри.
Монастыри Покровский (с золочёными главками) и Александровский (с пятью чёрными главками). Кажется, что они стоят рядом, на самом деле их разделяет речка Каменка.
Спасо-Евфимиев монастырь легко можно принять за Кремль из-за внушительных крепостных стен и башен!
Обитель была основана в 1352 году преподобным Евфимием, сподвижником Сергия Радонежского, на северной окраине города на возвышенном участке берега реки Каменки.
В XVII веке монастырь входит в пятёрку богатейших русских монастырей, ему принадлежало более 10 тыс.крепостных крестьян. Именно в этот период в монастыре ведётся интенсивное каменное строительство и складывается современный архитектурный ансамбль. Мощные стены протяжённостью 1.200 метров с 12-ю башнями возводятся во второй половине XVII века, но их ни разу не штурмовали с оружием в руках.
Главный вход в монастырь - 22-метровая Проездная башня. Перед башней в 1955 году установлен памятник Дмитрию Пожарскому, народному герою, чей прах покоится в родовой усыпальнице на территории монастыря.
Род Пожарских прервался по мужской линии в 1682 году со смертью его бездетного внука Юрия Ивановича. фамильная усыпальница была заброшена и в 1765-66 годах сломана "за ветхостью".
В 1851 году граф А.С.Уваров в ходе раскопок обнаружил на этом месте кирпичные склепы и белокаменные гробницы, расположенные в три ряда, и в 1885 году над ними был сооружён мраморный мавзолей по проекту А.М.Горностаева. Мавзолей был разобран в 1933 году. археологические исследования 2008 года показали, что гробница осталась нетронутой. Над местом погребения Пожарского в день его рождения 1 ноября 2008 года были установлены плита и памятный крест. Мраморный мавзолей воссоздали в 2009 году.
Надпись на табличке:
"Место родовой усыпальницы князей Пожарских и Хованских, где в апреле 1642 года был похоронен национальный герой России Д.М.Пожарский. В 1885 году над могилой Пожарского на собранные народные средства был сооружён памятник, разрушенный в 1933 году".
Благовещенская надвратная церковь, здесь размещается музей, посвящённый Дмитрию Пожарскому.
Спасо-Преображенский собор со звонницей (справа) и Успенской трапезной церковью (слева)
Ливень, который едва не поставил прогулку по Суздалю под угрозу...
Алтарная часть Спасо-Преображенского собора. Собор был расписан в 1689 году костромским мастером Гурием Никитиным и его артелью.
"Житие преп.Евфимия". Фрески Евфимиева придела Спасо-Преображенского монастыря.
Сцена в которой Суздальский епископ Иоанн благословляет преп.Евфимия на строительство новой обители.
Никольская церковь с больничными палатами, 1669 год. проход в бывшую монастырскую тюрьму.
Камера отца Конона.
Описание жизни заключенных (до революции):
Пищу заключённые употребляют два раза на обед и ужин. Могли подовать самовар, но чай и сахар арестанты покупали за свои деньги. Употребляли в постные дни щи со снетками, кашу гречневую с постным маслом, в скоромные дни полагалась говядина, рыба и некоторые овощи. Специальной тюремной одежды для узников не было: лица духовного звания носили подрясники и тулупы, лица светские - кафтаны, халаты, тулупы.
После упразднения обители в 1923 году камерам нашли соответствующее применение:
здесь размещался политизолятор, лагерь для военнопленных, затем колония для несовершеннолетних.
Экспозиция посвящена политическим репрессиям 1930-х годов.
В 1967 году монастырь был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, к 1992 году была завершена реставрация, сейчас на территории монастыря располагаются многочисленные музейные экспозиции. Сейчас он внесён в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
На территории монастыря воссоздали Аптекарский огород. В монастырях издавна занимались разведением и сбором целебных растений. Для целенаправленного выращивания лекарственных трав в XVI веке Иваном Грозным открывается Аптекарская Палата, преобразованная в XVII веке в Аптекарский приказ.
Река Каменка. Мостик ведёт на противоположный берег к Покровскому женскому монастырю.
Вид на Покровский монастырь со смотровой площадки у стен Спасо-Евфимиева монастыря.
Покровский монастырь был основан суздальско-нижегородским князем Андреем Константиновичем в 1364 году, изначально все постройки обители были деревянными. В камне монастырь отстраивается в 1510-20-е годы, когда сюда ссылают насильно постриженную в монахини под именем Софии первую жену Василия III Соломонию Юрьевну Сабурову, обвинённую в "неплодии" (Василий вскоре женился на Елене Глинской, подарившей России наследника - Ивана, будущего Ивана IV Грозного). Монахиня София провела в монастыре 17 лет, после смерти была погребена в усыпальнице Покровского собора, впоследствии канонизирована.
Именно Василий III "моля о чадородии" стал заказчиком каменных построек монастыря: Благовещенской надвратной церкви и Покровского собора.
Интересная архитектурная особенность: надвратная церковь представляет собой миниатюрную копию главного храма обители.
В XVI - XVII веках Покровский монастырь становится одним из богатейших в России, вместе с новыми монахинями из родовитых семей сюда поступают вклады от влиятельнейших представителей знати и царей. В подклете собора было похоронено около 20 знатных монахинь, среди которых были пятая жена Ивана Грозного Анна Васильчикова, жена Василия Шуйского Мария...
Последней великой княгиней, сосланной в Покровский монастырь, стала Евдокия Фёдоровна Лопухина - первая жена Петра I.
23 сентября 1698 года её насильно отправили в Суздальско-Покровский монастырь и постригли под именем Елены. Однако через полгода Евдокия оставила монашескую жизнь, став жить в монастыре как мирянка. В 1709-10 годах вступила в связь с приехавшим в Суздаль для проведения рекрутского набора майором Степаном Глебовым.
Во время Кикинского розыска по делу царевича Алексея в 1718 году в Суздаль был прислан капитан-поручик Скорняков-Писарев, он застал бывшую царицу в мирском платье, а в церкви монастыря обнаружил записку, где её поминали не инокиней, а "Благочестивейшей великой государыней нашей, царицей и Великой княгиней Евдокией Фёдоровной", и желали ей и царевичу Алексею "во благополучном пребывании многая лета здравствовать". Евдокия и её сторонники были арестованы и отправлены в Москву. Евдокия признала свою связь с Глебовым: "Я с ним блудно жила в то время, как он был у рекрутского набора, в том и виновата", он тоже не отрицал близости с опальной царицей. Но главная его вина была не в этом, а в том, что посмел в письмах "цифирью" изливать "безчестныя укоризны, касающияся знамой высокой персоны Его царского величества, и к возмущению против Его величества народа". Такого Петр не прощал никому, Глебов был посащен на кол и, прежде чем умереть, мучался 14 часов... После допросов и пыток были казнены и некоторые другие сторонники Евдокии, прочие биты кнутом и сосланы. В Манифесте, изданном в связи с "делом царевича Алексея" Пётр так сформулировал обвинения против бывшей жены: "... за некоторые её противности и подозрения". Собор священнослужителей приговорил Евдокию к избиению кнутом, затем её сослали сначала в Александровский успенский монастырь, потом в Ладожский Успенский монастырь, где она жила 7 лет под строгим надзором. После смерти Петра её отправили в Шлиссельбург , где Екатерина I, опасаясь за свою власть, держала её в секретном заключении под именованием "известной особы".
Опала Евдокии кончилась с воцарением внука - Петра II. Её с почётом перевезли в Москву, дали большое содержание и особый двор, особым указом восстановили честь и достоинство. Умерла Евдокия в 1731 году, похоронена в Новодевичьем монастыре.
Покровский собор
В 1922 году монастырь упразднили, здесь располагалась биохимическая лаборатория, т.н. "шарашка" - научное учреждение закрытого типа, где работали репрессированные учёные. Затем в монастыре был просто один из жилых районов города. В 1970-е годы, после выселения жителей, здесь был построен гостиничный комплекс, его деревянные постройки, стилизованные под старину, и сейчас находятся на территории действующей обители.
От крепостных стен Покровского монастыря открывается вид на Спасо-Евфимиев монастырь.
Напротив входа в Покровский монастырь стоит летняя Петропавловская церковь и кажущаяся на её фоне совсем крошечной Никольская зимняя церковь.
Один из престолов теплой Никольской церкви - Алексеевский - был учреждён самой Евдокией Лопухиной в память о сыне - опальном царевиче Алексее.
За Никольской церковью на противоположном берегу виднеется 4-й монастырь Суздаля - Александровский.
Через речку Каменку перекинут автомобильный мостик, с которого открывается отличный вид на сразу три монастыря (слева направо):
Покровский, Спасо-Евфимиев, Александровский.
Никольская церковь и Спасо-Евфимиев монастырь
Вид на Александровский монастырь
В соответствии с местными преданиями, обитель была основана в 1240 году самим Александром невским для приюта вдов и сирот после страшного разорения края монголо-татарами в 1238 году. Вскоре после возникновения монастырь стали называть Большой лаврой, и он пользовался покровительством московских князей Ивана Калиты и его сына Ивана.
Каменный Вознесенский собор сооружён на пожертвования матери Петра I Натальи Кирилловны Нарышкиной в 1695 году.
В 1764 году по указу о секуляризации церковных земель монастырь прекратил своё существование, а собор стал использоваться как приходской храм.
Пятый и последний монастырь Суздаля - Васильевский, расположен на некотором удалении от основных архитектурных ансамблей Суздаля на восточной границе города.
Обитель была основана ещё в XIII веке, сохранившиеся до наших дней постройки датируются концом XVII века. Васильевский монастырь не входил в число процветающих, строительство его главного храма - Васильевского собора затянулось на семь лет из-за нехватки средств, как писал Игумен Савватий: "Начали мы на монастыре строить церковь Василия... да и нечем". Но всё таки достроили! Монастырь действующий, можно подняться на колокольню XIX века и обозреть окрестности...
Купола Богородице-Рождественского собора на территории Кремля
Сретенская трапезная церковь конца XVII века
Вид на церкви в Михалях.
Михали - фактически отдельная деревня в черте города Суздаля. В центре возвышается церковь Михаила Архангела (1769) - летний пятиглавый храм с колокольней. Справа от неё стоит невысокая краснокирпичная церковь Александра Невского, построенная в начале ХХ века в редком в этих краях псевдорусском стиле.