Все гонят варягов, а я приглашаю:)
В театр.
Если Вам интересно,
- как актёры ДрамТеатра «опекают» друг друга,
- что странного написано в дипломах у молодых,
- почему у них есть фамилии, но нет ИМЁН,
- что такое «директорский» театр,
- чему удивляется его худсовет,
- почему ушёл режиссер наших побед Морозов,
- кто в театре не Карабас-Барабас,
- станет ли на Новгородчине «Театр - лицом губернатора»
- и за что Михайлова не терпит скользкий жанр интервью --
Региону нужен еще один варяг. Театральный.
Как-то так сложилось, что новгородцы прошлые призывали варягов и радовались порядку, новгородцы нынешние варягов современных поругивают. А я так скажу: Новгородчине не хватает ровно еще одного варяга, профессионала - главного режиссера театра. Вот уже полгода как прозябает без него академический театр драмы им. Ф.М. Достоевского. Казалось бы: ну, что может случиться с театром за полгода без художественного руководителя? Уже случилось.
Незаменимых нет?
Прежде всего, вослед уходу главного режиссера сыпется репертуар. Спектакль - живое явление, без присмотра режиссера актеры теряют нюансы мизансцен, случись актеру выбыть из спектакля, нужен ввод нового человека, заместителя. И вот уже новгородские актеры сами вводят товарища в ткань спектакля, вводят, как могут, подсказывают, как видят. Потому что режиссера нет, концептуальной помощи нет, целостности спектакля в результате - нет, и зрителя на такой спектакль-полуфабрикат, соответственно, тоже меньше. Для директора театра Виктора Назарова, напротив, эта ситуация - повод подчеркнуть, что новгородской труппе не чужда взаимовыручка. «Вввод молодого актёра Данилы Сочкова в спектакль «Укрощение дикаря» (приглашенный режиссер Андрей Подскребкин, 2009) осуществляла играющая там героиню наша актриса Юлия Фролова. Сергея Чернечкова в постановку «Примадонны» (бывший главный режиссер театра Сергей Морозов, 2008) вводил заслуженный артист РФ Даниил Донченко. И это интересные вводы».
Но главреж или худрук планируют, какому актеру какую роль подобрать сейчас - с тем, чтобы в следующей постановке актер смог больше, раскрылся ярче, сыграл заметнее. Режиссеру-гастролеру проще опираться на опытных актёров, сработать спектакль и уехать восвояси. И вот так один режиссер пропустит молодое дарование мимо постановки, другой, а там, глядишь, и дарование-то уже под слоем безделья не так уж и очевидно. И тут новгородская труппа вновь проявляет чудеса человеческого участия и актёрского братства. Так, рассказывает директор театра Виктор Назаров, «начинающий Никита Петров «опекаем» нашими опытными актёрами, они сами выделили его. Секреты мастерства ему передают народная артистка РФ Татьяна Каратаева и Анатолий Устинов - и этому нет цены...»
Если знать, что нынче труппа пополнилась 5 молодыми актрисами и 3 актёрами, едва ли каждому из них хватит такого, и вправду, братского участия. Поэтому сегодня в новгородском театре появляются новые фамилии актеров, но не появляются ИМЕНА. Искусство не находит в молодых актерах своих проводников, зритель не находит в них предмета для обожания - это все следствие отсутствия штатного режиссера. А вот его отсутствие - это «природная аномалия», примета времени или вина управленцев?
«Директорский» театр
Чисто «директорский» театр существует - но только как феномен. И чаще всего - в столицах, вынужденно и ненадолго. «Директорским» театром был Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета - до февраля 2011 года, но сегодняшние успехи уже связаны с именем нового главного режиссера (Юрий Бутусов). И на всю страну славится тандем бывшего директора новгородского театра Игоря Сегеди (1987-2004 гг.), предшественника Виктора Назарова, и режиссера Валерия Фокина. В творческом плане именно с ними сегодня процветает Александринский театр (СПб).
Но в новгородском драмтеатре пока именно директор, Виктор Назаров, определяет художественную политику театра и даже распределяет роли. Худсовет директором не собирается, так, «Отель двух миров» (приглашенный режиссер Денис Баканов) и некоторые др. последние постановки визы худсовета не имеют, руки худрука или главрежа над собой не знают - полное единоначалие получается. Так в результате на наших подмостках появилось и «Казнить нельзя помиловать» белорусского драматурга и постановщика Павла Иванова - как и предсказывала наша газета (ННГ №9 за 2 марта 2011 года), не пользующийся успехом у зрителя спектакль «на наркоманскую тему».
И по инициативе директора же в конце февраля прошла так называемая «театральная лаборатория». На глазах нескольких десятков зрителей прошли подготовленные за 4 дня под руководством 4 приезжих молодых режиссеров эскизы в пространствах ограниченной пожарным занавесом большой сцены, в репетиционных комнатках, в кирпичном «кармане» нашего такого архитектурного-архитектурного здания театра. Так что сам формат театральной лаборатории превосходен. Тревожит, что предложенные режиссерами пьесы - с матом («Где-то и около» Анны Яблонской), убийством («Парикмахерша» Сергея Медведева), людоедством («Развалины» Юрия Клавдиева) и счастливым концом («Убийца» Александра Молчанова) - привели ряд новгородских титулованных актёров к отказу от ролей. Тревожит, что труппа последней узнаёт о том, что один из этих спектаклей получит прописку на новгородской сцене. Вот директор Виктор Назаров говорит: «Пьеса «Убийца» идёт по всей стране, но мы не будем ждать, пока к нам её привезет какая-то другая труппа или пока выйдет телефильм. «Убийца» принят к постановке худсоветом». А худсовет (7 участников, в том числе народные и заслуженные артисты театра) удивляется: нас не собирали, мы не обсуждали, не утверждали, мы не знаем о планах на «Убийцу». Занавес.
«Театр - время перемен. Диалог с властью».
Ситуация, которая сегодня сложилась в академическом театре драмы им. Ф.М. Достоевского, иллюстрирует общероссийскую проблему. Вопрос соотношения функций, прав и обязанностей органов управления сферой культуры (комитетов), дирекции театров, главных режиссеров и художественных руководителей даже будет обсуждаться в апреле в Москве на IV Всероссийском театральном форуме. Финансирование репертуарных театров, как и здравоохранения с образованием, правительство видит через призму минимизации издержек. Во многом из-за этого в октябре 2010 года и лишился наш театр своего художественного руководителя в лице Сергея Морозова. 2007-2010 гг. его работы в театре ознаменовались выпуском спектаклей-лауреатов Всероссийских и Международных фестивалей «Я счастлива, счастлива, счастлива!..», «Последняя жертва», «Коварство и любовь», "Примадонны" и др. Почему же успешный режиссер прекратил сотрудничество с театром?
- Уйти - это было выношенное, неспонтанное решение, - делится Сергей Морозов. - С весны 2007 года я был приглашен на пост главного режиссера и все условия в отношении меня директор Виктор Назаров выполнил. В октябре 2009 года по инициативе Администрации области и согласовании со мной, с дирекцией театра согласно изменениям в Уставе театра я переведен на должность художественного руководителя. Но размеры финансирования деятельности театра не улучшились, для молодых актеров не решен квартирный вопрос, нет средств на приглашение новых режиссеров, чтобы они совместно с худруком поднимали театр. Нет возможностей поездок, гастролей театру. Получилось, что изменение должности не повлекло за собой изменение ресурсов для движения театра вперед. К тому же, со временем внутри театра обнаружился целый ряд проблем, решать которые возможно было только "хирургическим" способом, а таких рычагов у художественного руководителя на тот момент не было. И я разделяю предложенную режиссером Валерием Фокиным модель «золотой середины» для репертуарных театров. Пусть власти нанимают по контракту на 3-5 лет режиссера, он же художественный руководитель театра. Для этого он должен предложить и обязательно впоследствии реализовать свою творческую программу развития конкретного театра, определить его фестивальную политику. Если власти устраивают эти предложения, то тогда они обязуются финансировать театр все 3 (5) года и не вмешиваться в творческие процессы.
НЕ Карабас-Барабас
Поскольку ключевой фигурой в развитии новгородского театра оказался его директор, я взяла у Виктора Назарова интервью, которое публикуется целиком.
Е.М.: Виктор Евгеньевич, по некоторым нормативам академическому театру драмы положено иметь труппу в 45 актеров, у нас 30, причем всего 10 мужчин. При этом Вы приняли решение нынче пополнить труппу 5 выпускницами театрального набора НовГУ, в дипломе которых значится «музыкальный руководитель для дошкольных образовательных учреждений». Какими соображениями продиктована такая кадровая политика?
В.Н.: Обновление труппы очень важно, потому что когда я пришел в театр, самой молодой актрисе было 28 лет. А норматив этот нестрогий, а кадровая политика сбалансирована, потому что помимо девушек в труппу приняты 3 юноши (Сергей Чернечков, Данила Сочков и Никита Петров) плюс 1 вне штата. И по спектаклю «Аладдин», который, кстати, Вы похвалили в Интернете, видно, что ремеслу юные актеры научены, так что запись в дипломе вторична.
Е.М.: Еще по одному нормативу, актеру важно прожить 48 репетиционных точек при подготовке спектакля - выдерживается ли это в драмтеатре сегодня? Ведь постановка о сыне-наркомане была сделана за 2 недели.
В.Н.: Нет норматива там, где актёр и постановщик понимают, когда спектакль сырой, а когда созрел и готов к показу.
Е.М.: Ставка на белорусскую современную драматургию не оправдала себя. Но ведь есть пьесы с современным звучанием: Разумовской, Горина, Володина, Володарского, Зорина, даже Горького - ждать ли их на нашей сцене?
В.Н.: Почему бы нет? А Зорин, «Покровские ворота» у нас идёт.
Е.М.: Какова логика Ваших управленческих решений, согласно которой в субботы и воскресения, в самые «ходовые» для зрителя вечера, сцена драмтеатра служит не спектаклям с родной труппой, а арендуется заезжими постановками и столичными концертными продуктами?
В.Н.: Новгородский зритель хочет видеть не только любимых новгородских артистов, но и любимых юмористов, танцоров, актеров из Москвы. Если они могут выступать у нас в выходной - мы даём им такую возможность, а наши спектакли тоже не пропадают, а играются в будний день.
Е.М.: Как существенно такая арендная деятельность, прокат костюмов и продажа билетов «на звёзд» влияет на доходы театра и труппы?
В.Н.: Театр всегда дотировался из бюджета области, сегодня это 30 млн. бюджетных денег в год. Когда в 2004 году я стал директором театра, он зарабатывал 1 млн., сегодня - 11 млн. рублей, что составляет до 30% его бюджета. Все заработанное уходит в бюджет области, откуда по целевым статьям перераспределяется нам обратно. Нельзя потратить всю выручку на премии или ремонт здания - все регламентируется бюджетными направлениями, документами.
Е.М.: Режиссер Сергей Морозов говорил, что это «уникальное здание влияет на репертуар, тонкие и изящные вещи тут не пройдут, а вот открытые, взрывные формы - да». А как Вы охарактеризуете влияние особенностей здания на темпы развития театра?
В.Н.: Здание требует бесконечных и масштабных финансовых вливаний. Так, в бюджете не были заложены средства на аудит рабочих мест (165 по 2000 рублей за каждое) или энергоаудит. Но не проводить их тоже нельзя. В театре, внешне огромном, нет малой сцены. От идеи проводить представления в фойе мы отказались, потому что «стеклянный фонарь» (гигантские окна) не позволяет температуре подниматься выше +12 градусов. Зрителя в таком холоде не удержишь. Есть проблемы с проседанием фундамента театра - нужно оплачивать дорогостоящие экспертизы и выявлять причину: все-таки театр на берегу реки стоит. При этом - в нашем театре 800 мест, 23 ряда, 200 спектаклей в год и 50 на выезде в районах и до 65 тысяч зрителей.
Е.М.: Правда ли, что билеты на спектакли раздаются бесплатно пожилым людям или военным?
В.Н.: 5 показов после премьеры собирают аншлаги. А вопрос Ваш, видимо, относится к тому, что у театра есть несколько благотворительных программ, в рамках которых, действительно, некоторые группы населения получают возможность посетить театр бесплатно. 20 билетов в месяц выделяется подшефным детям сотрудников УВД. Из районов администрации могут прислать автобус с людьми, которых они хотят поощрить за трудовые заслуги, к празднику, например. Раз в месяц пенсионеры могут прийти в театр на отдельные постановки, предъявив пенсионное удостоверение. Как правило, они приходят не одни - то есть выкупаются дополнительные билеты. В рамках программы «Дети Новгородчины» в театр бесплатно попадают одаренные дети. Всего 19 организаций охватывают благотворительные программы театра и это наша добрая воля, бюджет не компенсирует нам эти шаги.
Е.М.: Лично Вы нуждаетесь в партнере для управления театром, в фигуре главного режиссера или художественного руководителя?
В.Н.: Конечно. Есть 12 кандидатур, в том числе 2 женщины (и одна из них - постановщик «Аладдина» Анна Фекета), участники лаборатории и вообще профессионалы от 25 до 60 лет с географией от Северо-Запада до Дальнего Востока. Выбор нужно сделать к лету на фоне грядущей реформы театральной сферы. Каждый театр должен будет выбрать один из вариантов существования и обратиться в органы управления культурой в своем регионе для утверждения новой формы и Устава. Первый вариант -¬ автономное учреждение с правом выходить на большую долю самоокупаемости в тех формах, которые удобны театру. Второй вариант -¬ «казенный», в рамках которого у театра есть обязанность и возможность освоить только выделенный бюджет. И третий вариант - смешанный из первых двух. Я не боюсь никакого варианта, но опасаюсь, что при автономной форме установить пожарную сигнализацию за 11 млн. рублей, как это понадобилось нынче, силами одного театра будет сложно. К июлю будет сформулировано бюджетное задание и вне зависимости от того, будет ли уже нанят главный режиссер или не успеем, отдельной бюджетной строкой эта должность будет прописана.
Е.М.: Бюджетное задание на новый сезон - каким оно может быть?
В.Н.: Областной комитет культуры ориентирует театр на создание спектаклей-проектов, способных стать турпродуктами, каким было «Новгородское Вече в Кремле» в 2010 году. Постановка вызвала большой интерес у жителей и гостей города, стала своеобразным туристским «брендом» современного прочтения театральной классики в естественных декорациях древнерусского зодчества. Еще в разработку может пойти представление-история мальчика Онфима. Вот с участием Мариинского театра нынче будет реализована постановка оперы «Садко» в стенах Кремля. Я только сомневаюсь, что это долгоиграющий турпродукт, ведь Маринка не всегда будет свободна для работы в Новгороде. Ну, и конечно, ежегодно планируется сдача 3 репертуарных спектаклей: детского, по классике и по современной пьесе. А нынешний сезон мы планируем закрыть новой переводной комедией.
Е.М.: Что последнее вы видели в театрах других городов?
В.Н.: На Фестивале в Могилёве театр Коляды показал своё видение «Ревизора». На сцене стояло гигантское корыто с грязью, в которую каждый раз вступали актёры, затем мыли ноги в ведре, вытирали, надевали калоши и произносили свои монологи. Между классикой и новой пьесой, на мой вкус, второе предпочтительнее, но тут-то не было ни специфического узнаваемого театра Коляды, ни Гоголя.
Е.М.: И последний вопрос, который, как говорится, нельзя не задать: «Любите ли Вы театр, как люблю его я?», любите ли труппу, режиссуру, стены театра?
В.Н.: Я люблю свою работу и труппу. Бывают рабочие вещи - режиссёр снял актрису с роли за день до премьеры или вдруг перестал появляться в театре, управляя труппой по телефону из родного столичного города, актёры могут нарушать дисциплину, злоупотреблять правом отказаться от роли, никогда не предскажешь точно и судьбу спектакля… Всё это некомфортные моменты, но всё выкупается тем, что сезон продолжается, и впереди новый сезон, и новые зрители.
Обнадеживает обещание Бориса Зорина, заместителя председателя комитета Комитета культуры, туризма и архивного дела Новгородской области, о том, что «выбор художественного руководителя театра будет приниматься с учетом мнения театральной труппы». Вспоминается, что в Калужской области вопросами развития театра озабочен лично и без того занятый губернатор. Даже в самом здании Калужского драматического театра аж с царских времен висит девиз: «Театр - лицо губернатора». Может быть, и нашему с вами театру было бы полезно обзавестись точно таким же девизом? И поскорее - самим варягом, главрежем или худруком - для пользы театра и имиджа губернии! Это стало бы также отличным подарком и всем театралам региона к нынешнему 40-летию Всемирного дня театра, который отмечается 27 марта.