Покажу вам такую понятную и такую обычно скрытую цепочку эффектов от сотрудничества клиента с пиар-специалистом.
Клиент в данном случае -- не заказчик, а просто объект пиар-помощи.
Бывает и такое, да.
Зато об этом можно рассказать.
:)
Итак, старт.
На курсах для молодых инноваторов разные лекторы начитывают, как поставить бизнес на ноги. На одной из лекций инноваторы впервые знакомятся с пиар-инструментами, пригодными для помощи бизнесу. Расстройство дня у слушателей:
-- Мне, инноватору, у которого только идея есть, и более ничего -- мне пиариться ещё рано.
Что ж, остаётся взять их нАспор.
Этап 1.
В релизе для СМИ об итогах курсов пиар-специалист пишет общее число слушателей и
абзац про одного из слушателей (А) -- как пример зарождения нового игрока на инновационном рынке. СМИ федерального уровня
подробности опускают, местные -- на 100%
транслируют.
Этап 2.
Грамотные журналисты с полным основанием видят в таком релизе целую россыпь потенциальных героев для своих материалов на тему инноваций и теребят пиар-специалиста, который охотно делится сутью всяких других инновационных придумок (тезисно) и, главное, контактами их авторов (с согласия). Результат -- полновесная публикация о том, чего ещё почти нет. Но будет.
Это публикация лета-2011. Внимание -- и это уже про слушателя (Б)!
Этап 3.
Теперь СМИ самостоятельно следят за судьбой когда-то "едва подсвеченных пиар-жанром" героев-инноваторов.
И вот сегодняшняя публикация, февраль-2012. Тоже про слушателя (Б).
Этап 4.
Звонки от участников курсов, инноваторов В-Г-Д-Е...:
-- А сделайте ТАКОЕ ЖЕ для меня, для моего инновационного продукта.
На то есть студенты, получающие пиар-специализацию на кафедре журналистики НовГУ. Они по схеме (сначала) смогут помочь ровесникам-технарям, а там, глядишь, увлекутся, закреативят, помогут найти партнёров или инвесторов, добьются многого! Позже они, другие выпускники, пишут ВКонтакте сотрудникам кафедры:
«Хотелось бы поблагодарить за те знания и умения, что дали в университете мне и подруге. Нам они очень пригодились в годы обучения в магистратуре СПбГУ. К слову, об образовании в НовГУ: мы иногда знали даже больше, чем петербургские студенты. А преподаватели нет-нет, да и говорили (раза 3 я это точно слышала, причём, от разных преподавателей): "Вот она - новгородская школа!" Так что в грязь лицом мы после НовГУ не ударили, а магистерские работы наши ещё и одни из самых лучших в потоке получились. Так что спасибо огромное всей кафедре журналистики за знания! И, безусловно, за "
Хрустальный апельсин"! Это оказалось очень существенно как для резюме, так и для будущих работ (я теперь и журналист, и копирайтер, и пиар-менеджер в одном лице). Очень рады, что уже сейчас видим многих наших преподавателей Вконтакте и ЖЖ и радуемся достижениям других студентов».
Если интересно -- вот на какое
первое "пиар-дело ходили" со мной авторы "оды кафедре":) -- масштаб массового городского мероприятия, его регистрация, фандрайзинг, борьба за грант и отчет по гранту и проч., проч., проч.
Этап 5.
Звонок от ... постарше:
-- А что сможете сделать для меня? Я на таком-то этапе, стоит такая-то задача...
Но тут пора умолкнуть.
Ибо это не просто клиент -- это заказчик пиар-помощи.
Назовём его (Х). Икс. Начало формулы, ведущей к успеху.
И здесь пиар-специалисту надо сказать ВОТ ТАКОЕ СПАСИБО коллегам-журналистам, которые подхватывают инфоповод влёт и которые
а) задают вопросы по релизу, от которых ты сам в удивлении: а действительно, почему курсы для инноваторов -- бесплатные? (Ольга Ларина, ИА Регнум) И готовишь ответ, и радуешься, что релиз стал круче;
б) не боятся поддержать новгородскую молодёжь -- и пишут не только о фактах, но и о планах (Ольга Георгиевская, газета "Звёздный порт");
в) ориентируют читателя в том, какое место займёт новгородская "придумка" на инновационном рынке медоборудования -- и тем самым вводят провинциальную, казалось бы, Новгородчину, в контекст общероссийской экономики (Елена Ускова/Тюшина, газета "Новгородские ведомости");
г) и даже если журналисты пишут что-то критичное - в аккурат укажут, где нужно дело/имидж подлатать (что делается далеко не одними пиар-инструментами): а то мы сами не знали:):);
д) смогут в публикации так рассказать о профессиях, в которых больше всего нуждается новгородский рынок труда и без которых ни одна инновация не родится, что кому-то из новгородцев станет легче сделать свой удачный выбор специальности, освоить, начать работать, принести пользу малой Родине. Кстати, вдохновить на это смогут и авторы-нежурналисты. Но об этом -
в соседнем посте!
"СМИ служат обществу, пиар-специалист -- заказчику": это противопоставление устарело, фальшивит.
Пиар -- прожектор, выхватывающий из общего фона нечто с претензией на перемены.
Перемены -- это новость.
Новость -- это СМИ.
Выше пример пиар-работы -- её там чуть меньше чем ничего, а пользы -- она ещё даже не кончилась.
СМИ и PR -- это партнёры на пользу региону, стране, а эффективность работы партнёров зависит только от одного: профессионально или
непрофессионально каждый справляется на своём участке. Более ничего.