Двигаемся от Voss по трассе Е16.
369-Дорога Е16
Заезжаем на стояночку возле симпатичной речки, бегущей по белым камням. На стоянке отдыхает целая свора собак, изрядно напугавших Настю. К машине их хозяина прицеплен специальный прицеп для них.
Информационный щит рассказывает о какой-то знаменитой близлежащей белой скале, но о какой именно, не очень понятно - вокруг полно белых камней и скал.
370-Дорога Е16
Где-то неподалеку находятся Gudvangen (Волшебные белые пещеры Гудвангена), куда можно сходить на прогулку. Пещеры интересны тем, что находятся в породе Anorthosithe (минерал, найденный только здесь и на Луне).
В пещеры мы не пошли, полюбовались перекатами воды по белым камням и поехали дальше.
371-Дорога Е16
372-Дорога Е16
373-Дорога Е16
374- Дорога Е16
Вскоре мы добрались до Флама, откуда отправляется множество туристических круизов по Согнефьорду.
На причале стояло огромное количество автобусов с туристами. Пара автобусов была даже с белорусскими номерами.
Мы же, погуляв вокруг, двинулись дальше.
375-Флам
Несколько дальше Флама, от городка Аурланд, отходит тоннель Lardalstunneln (Тоннель Лэрдаль-Аурланд). Это - самый длинный автомобильный туннель в мире (24.51-километра или 15.23 мили). Кроме того, тоннель знаменит своим сине/зеленым освещением.
Но нам не надо в тоннель. Мы сворачиваем на Aurlandsfjell - национальную туристическую автодорогу, проходящую в 1000 метрах выше этого тоннеля.
376-Дорога Aurlandsfjell
Aurlandsvegen (Аурландская «Снежная дорога») - горная дорога между Аурландом и Лэрдалем, 48 км длиной, с самым высоким пунктом на высоте 1.306 метра над уровнем моря.
377-Дорога Aurlandsfjell
378-Дорога Aurlandsfjell
Sognefjord считается самым глубоким и самым длинным фьордом в Норвегии и в мире.
379-Дорога Aurlandsfjell
На подъеме от Aurland открывается впечатляющий вид на воды Согнефьорда и окрестности.
Смотровая площадка на высоте 600 метров имеет занимательную конструкцию. Сделанная из стали и дерева, она на 30 метров выдается со скалы над пропастью и словно срывается потоком вниз, открывая замечательный вид через прозрачную наклонную стену.
380-Дорога Aurlandsfjell
381-Дорога Aurlandsfjell
382-Дорога Aurlandsfjell
383-Дорога Aurlandsfjell
384-Дорога Aurlandsfjell
Фантастические виды, бесплодные плато с редкой растительностью и снег возле дороги в течение почти всего лета.
Впрочем, до снега мы не добежали - от дороги он оказался, все же, далековато.
385-Дорога Aurlandsfjell
386-Дорога Aurlandsfjell
387-Дорога Aurlandsfjell
388-Дорога Aurlandsfjell
389-Дорога Aurlandsfjell
390-Дорога Aurlandsfjell
На съезде к Лэрдалю снова видим овечек. Останавливаемся. Настя скармливает подбежавшим к машине овечкам полтора пакета сушек.
391-Дорога Aurlandsfjell
Laerdal встречает нас дождем. Город мы не осматриваем, впрочем, там и осматривать особо нечего, наша цель - Norwegian Wild Salmon Centre (Норвежский центр Дикого Лосося).
Так же, как и в Студии лосося, расположенной в Suldal, здесь есть подводные окна, выходящие в рукотворный рукав реки. Но, в этом случае окна - огромные и в них отлично видно лососевых рыб.
392-Laerdal
393-Laerdal
На стенах - огромное количество интересной информации о лососевых рыбах, их жизненном цикле, среде обитания, рыбной ловле.
394-Laerdal
Много забавных экспонатов. Скамеечка “Вот такая рыбина только что сорвалась”…
395-Laerdal
Круговорот лосося в мире: от икринок до нерестовых особей.
396-Laerdal
397-Laerdal
Во дворике центра - искусственный водопад и смотровая площадка, с которой можно увидеть реку Laerdal river, известную своими лососевыми и искусственный рукав, за обитателями которого можно наблюдать через окна.
398-Laerdal
399-Laerdal
Для посетителей доступны немудреные развлечения - попытаться приподнять иммитатор рыбины тарированного веса или сфотографироваться у фанерной фигуры рыбака.
А также поучаствовать в виртуальной рыбалке на тренажере. Я, правда, ничего не поймал.
400-Laerdal
401-Laerdal
Макеты офиса рыбной фабрики в годы расцвета рыбозаготовок и палатки рыбака.
402-Laerdal
403-Laerdal. Рыбак на мотоцикле едет на рыбалку.
404-Laerdal
В специальном уголке можно самостоятельно сделать себе мормышку. Видимо, тут регулярно проводятся мастерклассы по изготовлению мормышек под присмотром работников музея.
Но при нас никого не было. Пришлось самим покопаться под столами, найти крючки, нитки, перья и по наглядным пособиям изготовить себе пару фирменных мормышек.
405-Laerdal
406-Laerdal
Посмотрев фильм, посвященный рыболовству в Норвегии и осмотрев экспонаты, мы отправляемся дальше.
407-Дорога Е55
Паром Mannheller-Fodnes доставляет нас через Согне-Фьорд к дороге Е55.
408-Дорога Е55
На пароме очень понравился крошка-Мини с маленьким кемпером. Что-то подобное мы видели на Нордкаппе - там был Фольксваген-Жук, тоже с крошкой-кемпером.
409-Дорога Е55
410-Дорога Е55
В местечке Leikanger остановились на минуту возле кирхи, построенной в 1250 году
411-Дорога Е55
Обедали на берегу Согне-Фьорда. Возле водопада.
У кромки воды - эллинг для лодки. Как его не сносит в шторма?
412-Дорога Е55
413-Дорога Е55
414-Дорога Е55
415-Дорога Е55
Паром Hella-Dragsvik доставляет нас к национальной туристической дороге Gaularfjell. Gaularfjell ведет от Balestrand до Moskog и в длину составляет 84 километра.
416-Дорога Е55
417-Дорога Е55
418-Дорога Gaularfjell
Дорога Gaularfjell проходит вдоль нитки живописных рек, озер, потоков и водопадов, по высоким горам и тихим долинам.
419-Дорога Gaularfjell
420-Дорога Gaularfjell.
Проехав от фьорда по тихой долине, карабкаемся по умопомрачительно крутому серпантину на гору. Низкие облака в долине с горы видны, словно туман.
Серпантин каждым поворотом проходит над ревущей горной речкой, стекающей вдоль дороги. Почти у самой вершины набираем из этой реки питьевой воды в канистры и бутыли. Вода оказалась гораздо вкуснее той, которую мы набирали возле водопада Manafossen.
421-Дорога Gaularfjell
422-Дорога Gaularfjell
424-Дорога Gaularfjell
Уже в сумерках мы прошли перевал и двигались по долине вдоль бусинок живописных озер.
На берегу одного такого озера остановились на ночлег. Неподалеку на полуострове виднелся красный норвежский домик, вдали шумел водопад. Шел дождь, постоянно меняясь от моросящего до ливня, а в машине было уютно и хорошо.
425-Дорога Gaularfjell
Машина перед сном…
426-Дорога Gaularfjell
…и утром. Настя не пошла завтракать за стол, предпочла пить чай в постели.
427-Дорога Gaularfjell
Домик у озера.
428-Дорога Gaularfjell
429-Дорога Gaularfjell
Проехав несколько далее, останавливаемся у бурных порогов.
Через реку перекинут мостик, с которого удобно смотреть на воду, долину и окружающие горы.
430-Дорога Gaularfjell
431-Дорога Gaularfjell
432-Дорога Gaularfjell
За мостиком оказались туристические тропы и целое стадо овец. Кстати, мостик был снабжен калитками, с просьбами держать их закрытыми. Видимо, чтобы овцы не разбежались.
433-Дорога Gaularfjell
434-Дорога Е39
435-Дорога Е39
Спустившись с Gaularfjell, мы повернули на Е39 и заспешили к парому Lote-Anda через Nordfjord с намерением засветло добраться до Весткаппа.
436-Дорога Е39
Однако неожиданно, когда до парома оставалось совсем немного, мы уперлись в стоящую поперек дороги машину. Дорожный рабочий объяснил, что дорога закрыта и нам необходимо двигаться в объезд.
Пришлось долго возвращаться назад, сворачивать на дорогу Е60 и двигаться вокруг фьорда.
437-Дорога Е60
На стоянке Настя угостила колбаской собачку итальянцев.
Итальянцы угостили Настю шоколадкой.
Настя угостила итальянцев конфеткой.
Такая вот дружба народов.
438-Дорога Е60
Движение вокруг фьорда было медленное, очень напряженное. Машин было много. Дорога в нескольких местах ремонтировалась, и поток даже один раз стоял, не двигаясь, почти полчаса.
439-Дорога Е60
Впрочем, фьорд очень красив, хотя и с сильно замусоренными берегами.
440-Дорога Е15
Вскоре мы оказались на Е15 и довольно быстро поехали по ней в сторону Весткаппа. Погода была замечательная, пейзажи вокруг больше напоминали какое-нибудь Средиземноморье.
441-Дорога Е61
C Е15 сворачиваем на Е61. Обедаем.
День близится к вечеру. Из-за вынужденного крюка вокруг фьорда мы потеряли очень много времени.
К тому же погода заметно портится, но мы все равно решаем идти на штурм Весткаппа.
442-Дорога Fv620
С Е61 сворачиваем на Fv620, а затем на Fv633.
Дождь все усиливается, видимость падает. Дорога пустынна, но мы гоним мысли о том, что опоздали.
443-Дорога Fv620
Дорога Fv633, ведущая к самому Весткаппу, встретила нас густым туманом и сильным ливнем. На узкой дорожке было невозможно разглядеть встречный разъезд. Крутые обочины по краям дороги заставляли стараться не думать о возможном встречном автомобиле.
444-Дорога Fv633
Наконец мы добрались до стоянки Весткаппа, расположенной несколько ниже смотровой площадки. Кроме нас там стоял только наглухо задраенный кемпер. Впрочем, видимость была такая, что он едва угадывался в нескольких метрах от нас.
С Мыса Vestkapp открывается один из самых живописных панорамных видов на побережье Норвегии. Конечно, при хорошей погоде.
Одев дождевики и вооружившись зонтами, мы ринулись в ливень на штурм мыса.
Не пройдя и пяти метров поняли, что уже промокли насквозь. Ливень, казалось, лил сверху и снизу, лупил порывами ветра со всех сторон. Не помогли даже дождевики.
Посмотрев друг на друга круглыми глазами, вернулись в машину.
Пришлось прямо на машине подъехать на саму площадку. Людей не было никого. Магазин был закрыт - мы слишком много времени потеряли на вынужденный объезд фьорда. С середины площадки были едва видны ее границы. О том, чтобы разглядеть что-либо за ее пределами - вообще речи не шло.
Поздно, туман и дождь.
Это была обидная неудача. Даже фирменную наклейку на машину не смогли купить.
Придется приехать сюда когда-нибудь еще. Дорогу теперь разведали.
445-Vestkapp
При спуске навигатор почему-то решил, что через чей-то двор нам будет быстрее и пришлось выезжать оттуда задом, зигзагами, в гору, при нулевой видимости - жуть, в общем…
447-Берген-Весткапп
В тот вечер для ночлега мы попытались найти место на какой-нибудь старой дороге. Норвежцы нарыли в скалах огромное количество тоннелей в попытках сделать свои дороги комфортнее и быстрее. Как правило, в обход этих тоннелей остаются старые дороги. Некоторые из них превращаются в национальные туристические дороги, как это случилось с Aurlandsfjell. Некоторые - просто в малоизвестные живописные дорожки, рассказы о красотах которых туристы передают друг другу. Иные превращаются в тупички, удобные для постановки лагеря, как мы видели в свое прошлое путешествие.
Такой тупичок я и надеялся найти.
Пару тоннелей пришлось проехать мимо - окружные дороги на них заросли настолько, что едва проглядывались на обочинах. Наконец, попался подходящий съезд, и мы попали словно в мир, какой он будет после людей. Трещины в асфальте, камни обвалов на дороге, многолетний мох на отбойниках… Это было очень красиво, но довольно страшно. Останавливаться на ночлег в таком месте я не решился, хотя суевериями не страдаю. Нечеловеческое какое-то место было… Даже фотографий никаких не сделал - почему-то в голову не пришло, хотя стараюсь щелкать все, что вижу…
Мы вернулись на шоссе и вскоре заночевали в обычном тупичке.
448-Дорога Е620
Вечером до темноты мы, с расстройства, довольно далеко уехали до места ночлега. Утром меня посетила мысль еще разок попробовать рвануть на мыс, но расстояние, тучи на западе и уже начинающее нас поджимать время заставили все же понадеяться, что не последний раз мы в этих краях.
449-Gamle Strynefjellsvegen
Путь наш лежал к знаменитой Лестнице Троллей через туристическую дорогу Gamle Strynefjellsvegen и мимо любимого туристами местечка Geiranger.