Шайна Вайсер, исследование "Женщина в красном: феминность и женственность в Советском Союзе" об угнетенных женщинах ̷В̷о̷с̷т̷о̷к̷а̷ советской мультипликации: "Моё первое утверждение заключается в том, что использование красного цвета вызывает темы покорности и подчинения в советской и постсоветской анимации из-за его широкого использования среди маргинальных персонажей. Таким образом, красный цвет является индикатором безропотности, в зависимости от того, в какой степени он используется для характеристики внешности. В «Бременских музыкантах» принцесса служит исключительно любовным интересом для главного героя-мужчины, трубадура, и не имеет реплик. Она носит всё красное, молча подчиняется сюжетным хитросплетениям и представляет собой идеальный объект вожделения, как для главного героя, так и для зрителей" (в журнале
https://alek-morse.livejournal.com/ есть выжимки из разных частей и ссылка на оригинал)
Сразу вспомнился анекдот: "Чего только не придумают ваши люди, лишь бы на картошку не ехать". В смысле, практика отправки людей вроде этой Вайсер на картошку уже не кажется такой уж избыточной - хоть какая-то от них была бы польза для народного хозяйства. Такие феминистические, с позволения сказать, исследования - это же вообще чистая астрология, а то и просто болтология! Накидать побольше умных слов, присунуть какие-то таблички, сослаться на "feminist scholar", авось никто и не будет разбираться. Причем, ладно бы просто словоблудили в ФБ, мы все этим грешим, но эта шняга ведь еще и финансируется ("This article is funded by the European Studies Undergraduate Paper Prize, awarded by the Council for European Studies")! С таким же успехом я могу сказать, что красный цвет символизирует свободу, молодость, бунт, агрессию, воинственность, сексуальность, кровь пролетариата, да все, что угодно. Но человек спокойно на голубом глазу лепит, что это символ безропотности и подавления тоталитарной идеологией. Вона чо, Михалыч...
Что такое "не имеет реплик", я вообще не поняла. Вначале думала, что это переводчик напутал. Ан нет! В оригинале так: "exclusively as a love interest for the male protagonist, the Troubadour, and has no speaking lines". А ничего, что это музыкальный мультфильм, где все поют, включая Принцессу? Эльмиру Жерздеву тогда зачем пригласили? "Молча подчиняется"? Серьезно? Там же надо саму авторку исследования исследовать, расспрашивая по каждому предложению "Что вы под этим подразумеваете?" и "С чего вы это взяли?". И светить фонариком в глаза, чтобы проверить, что она еще в сознании, а не ушла в другие миры.
Идеологический (и классовый) посыл произведения, если смотреть его не жопой, вообще читается на раз. Красный носит не только принцесса, но и все герои выступающие против королевской власти ("маргинальные персонажи", угу). Тут и про конфликт "отцов и детей", и торжество вечного (любви, творчества) над преходящим (классовым), и слом сословных перегородок. Противопоставление свободы "хижин" и "рая в шалаше" (в том самом хиппи-варианте) несвободе дворцов с ничтожным королем и дизельпанковой охраной. Мирного созидательного общества и социума в состояния вечной войны ("Если близко воробей - мы готовим пушку. Если муха - муху бей! Взять ее на мушку").
И на примере этого мультфильма 1969 года можно понять отличие эпох, восприятия их и разницы подходов - там где у одних исторический оптимизм и гимн свободе, у других - тенденциозный поиск негативных черт и тупой ресентимент. Очень грустно из 2021 это читать, конечно - еще в ту пору, когда еще не все современники бабушек и дедушек этой Вайсер успели снять капюшоны ККК, наша страна была в авангарде прогресса и снимались произведения, которые по своей смелости, осмысленности и идеям непонятны даже самым прогрессивным "гендерным исследовательницам", а теперь откатились больше чем на век назад и снимаем всякий треш а-ля "Дети против волшебников".
Чую, тут золотая жила! Собираюсь тоже писать серьезное исследование о символическом значении голубых собак и гомофобии в советской анимации для European Studies (молчу про Щенка в силу очевидности). Очень много наработок, очень важная и безусловно актуальная тема. Если дадут грант, то перейду к исследованиям петухов-барабанщиков и бабушки льва Бонифация с самцовой гривой (ну вы понели). Если не дадут, то освещу тему скрытой либеральной пропаганды пацифизма и толерастии в мультфильме про кота Леопольда для "Царьграда" или "Завтра". Время пошло, кто первым предложит денех, тому и напишу. Пора двигать настоящую науку, а то чо я как лох?