"Баллада Бастера Скраггса"/ "The Ballad of Buster Scruggs" (2018)

Apr 25, 2020 16:17



Последний фильм Коэнов "Баллада Бастера Скраггса" - это, конечно, такие концентрированные Коэны с "южной готикой", тотальным абсурдом человеческого существования и "юмором висельника" (в буквальном смысле). Единственная проблема, как часто бывает со сборниками новелл в одном фильме - не все новеллы получились одинаково крутыми, впрочем, совсем плохо братики снимать не умеют. Лучшая новелла в сборнике, имеющая потенциал для полнометражного фильма, на фоне которой остальные выглядят ее обрамлением - про караван поселенцев, где нам наглядно демонстрируется, что утверждение слабости, как истинного предназначения женщины не соответствует действительности, ибо Америку, как и планету Земля в целом, заселяли сильные, умные и мужественные люди обоих полов, а слабых сжирал естественный отбор первыми (непонятно только, откуда взялись полудурки обоих полов в других фильмах Коэнов, снятых о более поздних временах, но будет считать, что естественный отбор оказался бессилен, ибо глупость из человеческой популяции так просто за несколько поколений не выбьешь, а человек вообще существо социальное и подверженное действию среды).

(ВНИМАНИЕ - спойлеры!)
Главная героиня новеллы - это такая перманентная "damsel in distress", "настоящая леди" Америки (в отличие от Скарлетт О’Хары, которая несмотря на свое происхождение и положение никакой леди не была, что неоднократно озвучено в соответствующем романе) и "нежная фиалка", которую считали эталоном женщины на протяжении нескольких столетий (на самом деле это, конечно, это персонаж под грифом "типичный коэновский долбоеб", даром, что девушка). Едет она в составе каравана таких же поселенцев вместе с братом, который собирается ее выдать замуж в пункте назначения, то есть, передать в другие руки. Во время путешествия брат гибнет и девушка остается совсем одна. Скоро выясняется, что все деньги оказались закопаны вместе с телом хер знает где (это же Коэны), что ничего эта девушка не умеет, вот от слова "совсем" - ни управлять повозкой, ни договариваться с прислугой. Не понятно, как она ложку мимо рта не проносит, в общем, это какая-то ходячая катастрофа. Но ничего страшного - у нее тут же находятся двое ангелов-покровителей в лице молодого и пожилого ковбоев, ведущих караван, которые начинают ее всячески опекать и оберегать от этих свинцовых мерзостей Дикого Запада. Молодой ковбой проникается бедами Нежной Фиалки настолько, что даже делает ей предложение, которое она снисходительно принимает.

Остается одна проблема - у покойного брата была собачка-терьер. В один из дней молодой ковбой приходит к героине и говорит, дескать, другие поселенцы жалуются на постоянный собачий лай, так может лучше пристрелить ее, она же не ваша, а братова? Девушке жалко собачку и если бы она впряглась за "лучшего друга человека", то, конечно, бы ее отстояла, поскольку ковбой ей явно симпатизирует. Но будучи абсолютно бесхребетным и слабохарактерным созданием, она естественно сдает "друга человека" с потрохами и на вивисекцию соглашается, типа, да, стреляйте стопудов, мне-то что. Ковбой пытается убить пса, но пес с лаем убегает куда-то в прерию. В итоге караван повозок продолжил идти, а пес продолжил следовать на ним, лая с безопасного расстояния. В какой-то момент бесхребетная идиотка решает разыскать собаку самостоятельно и приманить ее обратно, поэтому отбивается от остальной цепочки. Пожилой ковбой замечает отсутствие героини, едет ее искать и находит где-то в прерии вместе с несчастной псиной. Тут их всех и накрывает недружелюбное племя индейцев. Пожилой ковбой отдает девице кольт и говорит - "если меня убьют, то вам нужно будет застрелиться, чтобы не попасть в плен, иначе изнасилование, мучительная смерть и все такое". Фиалка истерит, но пистолет берет. Пожилой ковбой в одиночку отбивается от атаки индейцев, часть убивает, часть обращает в бегство, возвращается к героине, а она уже мертвая, с пулей во лбу - это она так перенервничала и застрелилась раньше времени, заслужив тем самым почетную дарвиновскую премию. Финал.

Почитав немного отзывы на этот сюжет, я с удивлением столкнулась с мнением, что героиня, конечно, дура дурой и не приспособлена к жизни фронтира, но, в целом, человек хороший и не заслуживала такой смерти. Так вот ваще-то человек она не очень хороший, что видно хотя бы потому как она предала "лучшего друга человека", согласившись на убийство песика, чтобы понравится мужику. А слабохарактерность, безответственность и глупость - это такие же пороки, как и любые другие виды моральных уродств. В фильме об этом говорится практически открытым текстом, когда она спрашивает у своего возлюбленного - "брат говорил, что мой мягкий характер - это порок, а ты как думаешь?". Тогда, очарованный фиалкой, ковбой отвечает "нет, ну что ты!". В то время, дальнейшее развитие сюжета показывает, что правильный ответ - ДА. Такое поведение часто становилось причиной настоящих трагедий и за него многие расплачивались, а в местах, подобных американскому фронтиру, так и вовсе расплачивались кровью, ибо, перефразируя название другого фильма братьев Коэн - дуракам там не место. Это и к вопросу о том, должна ли быть женщина "нежным цветком", ибо так якобы сложилось исторически (нет и нет).

И да, Коэны, которые еще в начале своей карьеры, когда это не было модным, сняли фильм про беременную женщину-полицейского, противостоящую общей дури и хаосу, все-таки главные профеминистические режиссеры Америки. Не все это замечают, но мне хотелось бы отметить.

США, Кино

Previous post Next post
Up