"Паразиты" /Gisaengchung/ 2019

Feb 07, 2020 20:22



Герой вечно тащит в гору здоровый камень и не будет никогда конца его мукам. Другой герой тратит жизнь на приобретение дома, который становится его тюрьмой или могилой. Что общего у этих сюжетов? «Это так метафорично!», как говорит один из героев и приходиться согласиться с ним. Центральная метафора «Паразитов» заложена в названии, на это намекают с самых первых кадров, показывая таракана на грязном столе. Но несмотря на всю несимпатичность этих существ, паразитизм - это не оскорбление, а функция, защитный механизм, позволяющий приспосабливаться к среде.


На первый взгляд, в предложенной схеме из двух симметричных, но очень разных семей (папа, мама, сын, дочь) название относится к ушлым беднякам, присосавшимся к наивным богачам, чтобы тянуть все соки. Они присваивают себе то, что им не принадлежит, ловят халявный вай-фай из соседнего кафе, не закрывают окна квартиры перед проезжающей машиной дезинфекторов («пусть и нам бесплатно потравят») и прямым текстом сами же себя сравнивают с тараканами. Однако, если подумать, то Кимы, в отличие от истинных паразитов, хотя бы на самом деле работают и исполняют свои обязанности по-своему добросовестно и качественно. Да, эти «маленькие люди» идут по головам, совершают аморальные поступки, лгут и подставляют представителей собственного класса. Однако, парадокс в том, что по итогам перед судом они предстали вовсе не за это. А их реальные преступления (то бишь подделка документов, мошенничество) базируются на самом общественном устройстве, а также на тщеславии и гоноре хозяев. Это же Пакам были нужны понты, престиж, статус, самые лучшие репетиторы для детей, самая лучшая прислуга - чтобы с именами, рекомендациями и документами, «чтобы все, как людей, только лучше» и чтобы перед соседями было чем гордиться. Это Паки так боялись за свою репутацию, чтобы выставить, даже не потрудившись нормально поговорить, двух человек, которые работали у них годами. Они же в своем стеклянном доме, как в пузыре или на другой планете, изолированны от реальности, поэтому не понимают своих работников, не представляют, чем они живут и как. У них «хорошо, что дождик прошел», в то время как другие жилья лишились. Финал, когда глава семьи требует шофера с умирающей дочерью на руках, ехать в больницу из-за того, что у него самого сын в обморок упал, а потом еще и достает ключи от машины из-под трупа, зажимая нос (от плебса же плохо пахнет), то уже какой-то верх отмороженности. И все в этой семье такие - включая детей. В фильме же явно показано, что поведение членов этой буржуазной семьи- это никакая не их простота и наивность, ибо слово «наивность» имеет скорее положительные коннотации, а следствие абсолютной оторванности от жизни, отсутствия эмпатии, крайнего эгоцентризма и да-да, того же паразитизма, только рангом повыше.

Что касается Кимов, то у нас в стране их тоже полно. Это они хорошо поставленным голосом донимают по телефону предложениями «абсолютно бесплатного сеанса массажа», любезно впаривают пенсионерам пылесосы, биодобавки от всех болезней на свете и «более новые и сертифицированные счетчики» взамен старых или представившись работниками «медцентров», приглашают в свою клинику попробовать сверхсовременный метод лечения, где подготовленный персонал будет внушать пройти полный курс, а если клиенту он покажется дороговатым, то подведет юриста, который предложит заключить договор на выгодный кредит. А во главе таких контор сидят люди похожие на Паков. Только их окучивают свои Кимы, уровне повыше, раскручивая на брендовое говно по баснословным ценам, «арт-терапию» и «тренинги для успешных людей». И так до самого верха, где сидят паразиты, сосущие нефть, разведанную не ими, по трубопроводам, построенным не ими же. Фильмовые паразиты-Кимы, несмотря на все их многочисленные пороки, все же приятней подобных вурдалаков. Такова пищевая цепочка просто

Кимы по-своему умны, способны, сообразительны, они могли бы продуктивно работать на нормальной работе и учиться. Просто им не повезло оказаться на самом дне капиталистической системе, а единственная форма солидарности, которую они понимают - это солидарность со своей семьей. Свой дом - хата с краю, своя шкура, которая ближе к телу, «подумай лучше о себе, наплюй на остальных». И та безумная идея, обращающая кости в прах и заглушающая сигналы мозга - а чем, собственно, мы здесь, внизу, хуже тех в «Граде на холме»? Разве они умнее нас? Трудолюбивей нас? Может у них есть хотя бы есть моральное превосходство? Нет, нет и нет. Значит это мы этого, как говорится, достойны! Мы и есть миллионеры, просто пока не реализовавшие себя». Эта зыбкая надежда и есть та невидимая рука рынка, а вовсе не честная конкуренция. Так предают друзей, подставляют коллег, идут на выгодный брак, пускаются в самые безумные бизнес-авантюры и живут по принципу «умри ты сегодня, а я умру завтра». Дайте такому «маленькому человеку», отчаянно царапающемуся за лучшую долю, идею о собственном превосходстве и власть, так он еще не такое устроит. Потому что последнее, о чем будет думать тонущий в дерьме человек (а в фильме герои тонули в дерьме буквально), так это о нравственном императиве Канта. Потому что принцип «бытие определяет сознание» еще никто не смог отменить. Впрочем, и оправдаться им тоже никто не смог.

Южная Корея, капитализмЪ, Кино

Previous post Next post
Up