Вечеринка / The Party (2017), Салли Поттер

Apr 21, 2018 23:17



Для любви и солидарности трудно отыскать причины, для неприязни же нужен только повод. Собрав в стильной гостиной с камином и проигрывателем виниловых пластинок несколько семей upper middle class, Салли Поттер как будто демонстрирует, что не только все несчастливые семьи несчастны по-своему, но и несчастливые люди одиноки в своих проблемах каждый на свой лад. Повод вечеринки вроде бы радостный - назначение одной из героинь, члена левой оппозиционной партии, министром здравоохранения. Но, как известно, что бы не задумал буржуа, рано или поздно все сведется к резне. «Вечеринку» и сравнивают с «Резней» Полански, но еще вспоминаются черно-белые фильмы Фассбиндера и ранний Годар. Непереводимая на русский многозначность названия «рarty» выдает разные комбинации - не только вечеринка, но еще и «партия», союз единомышленников или игра (как «шахматная партия»). Поэтому и все персонажи напоминают не живых людей, а схемы и фигурки с шахматной доске. Помимо лейбористки-министра с мужем университетским профессором - скептичная американка, разочарованная в парламентской демократии, ее муж, сторонник Нью Эйдж и нетрадиционной медицины, феминистка-лесбиянка с беременной подругой и богатый яппи на кокаине. Правые, левые, центристы - все сплошь европейские, уверенные в себе и своем выборе люди, хорошо, но неброско одетые, умеющие все на свете рационально объяснить и эти рассуждения убедительно излагать окружающим.

image Click to view


Судя по стильности видеоряда и эффектности выступлений, Салли Поттер этим миром любуется, но в то же время желает разнести. Начинается игра с жонглированием словами, профессор заряжает пластинку за пластинкой из своей шикарной коллекции и становится понятно, что люди хоть разные, но, в общем-то, все одинаковые, как с конвейера. Каждый считает себя центром бытия и уверен в логичности, рациональности и уместности вечной вечеринки, в которую превратилась жизнь. Ирония над собой и друг над другом, но никакой грубости. Нарочито декларируемый нонконформизм, но никакой некомильфотности. Поскольку, как заявлено в самом начале, один из героев сильно обдолбан, взвинчен и имеет при себе пистолет, начинаешь поневоле хотеть, чтобы он им воспользовался, чтобы прекратить этот пустопорожний треп интеллектуалов о гендерных вопросах, противоречиях Востока и Запада или социальных проблемах Европы. Но треп прерывается не пулями, а важным признанием хорошо набравшегося дорогим вином профессора. Одна маленькая трещина вызывает сход лавины, уютный хорошо выстроенный мир буржуа летит к чертям собачьим и все, как у так называемых «простых людей» - самая обычная свара. И никаких принципов, и никаких идеалов там, по сути, за душой нет, и все, оказывается, врали себе и другим всю дорогу, и ничего, кроме, как трепаться, они и умели. А плохо даже не то, что т.н. цивилизованный человек лицемерен и теряет ошметки цивилизованности при малейшем поводе, превращаясь в животное. Плохо то, что это уязвимое, беспомощное и несамодостаточное животное. Как и все животные, грустное после соития и злобное в отстаивании своих интересов. Но в отличии от животных неспособное толком укусить, и осознающее и свою смертность, и искусственность собственного ареала обитания. Список вещей для уверенности в своем бытие, помимо пластинок, мебели и ковров, следует пополнить. Но чем? Пистолетом?

Британия, Кино

Previous post Next post
Up