Годная статья о "Собачьем сердце". Суть в следующем - американские преподаватели-слависты, сами выходцы из СССР, год от года охреневают от примерно одинакового спектра реакций на сабж: "Американские студенты не только не готовы считать Преображенского своим капиталистическим гуру, но и вообще не считают его положительным героем. У американских молодых людей серьезные претензии к почтенному профессору и они не понимают восхищения русских преподавателей этим персонажем."
Характерный отзыв: "Меня изумило не то, что он отказался помогать более бедным людям, а то, что он признался в том, что он не хотел помогать им, потому что он презирает пролетариат. Обычный богатый капиталист тоже бы отказался помогать нищим людям, но выдумав какое-то ложное оправдание… Я просто не могу представить себе человека, который вместо того, чтобы легко успокоить людей, открыто объясняет им, что он их ненавидит"
Я сама читала книгу еще в школе, в годы антисоветского кошачьего визга. Никаких политических симпатий у меня тогда не было, я помню, что персонажа тогда позиционировали, как носителя какой-то особой мудрости и высокой культуры (ни того, ни другого по тексту, кстати, не прослеживается, если не считать умения разбираться в свойствах закуси под водочку). Но даже тогда я интуитивно поняла, что с профессором что-то сильно не так. Совсем. Более того - прямо раздражал своей откровенной мудаковатостью (умеет Булгаков описывать таких персонажей, от которых аж до блевоты). Только посмотрев кино Бортко, где все акценты расставлены наоборот, я все поняла - дело в фильме, в первую очередь в Евстигнееве. Остальное творчество Бортко уныло до невозможности, да и в этом нечего нет, кроме Евстигнеева, авторского текста («Мастера и Маргариту», впрочем, текст не спас) и цветового решения с эффектом сепии.
Человек вот правильно пишет:"Дело не в Преображенском. Дело в Евстигнееве. Я в свое время слушал замечательную лекцию Безяевой, где она буквально на пальцах показывала, как гениальный Евстигнеев средствами коммуникативного уровня превращает профессора Преображенского из нервозного, истеричного хама барина, каким он выведен у Булгакова, в того кумира советской интеллигенции, у которого уже не первое поколение учится "правильно разговаривать со Швондерами". Естественно, что американцы, плохо владеющие или вовсе не владеющие коммуникативным уровнем русского языка, этой магии не поддаются. И... и, в общем-то, видят Преображенского таким, каков он и есть на самом деле"
"Не узнаете, нет? Господи, да американские студенты попросту хотят, чтобы профессор Преображенский был интеллигентом! То есть придерживался этических и поведенческих норм той самой русской интеллигенции, на которую молилась интеллигенция советская. Ну, знаете, "воспитанный человек не тот, кто не прольет соуса на скатерть", и так далее. Можно спорить о том, насколько эти нормы разумны, насколько неразумны. Можно спорить о том, выдержат ли эти нормы столкновение с настоящим живым пролетарием (известно, что общение с настоящими живыми неграми зачастую очень быстро превращало бывших советских людей, воспитанных в духе пролетарского интернационализма, в отъявленных расистов). Но считать себя носителями норм русской интеллигенции и одновременно поднимать на знамя профессора Преображенского - это все же некоторое противоречие."
Есть много американских и европейских произведений, авторы которых смотрят на человеческую природу крайне неоптимистично. Есть много произведений, где отдельный простой человек мог быть недалек, глуп, алчен или жесток, но еще никогда ненависть ко всему классу и глум над теми, кому повезло меньше, не возводилась в философский принцип и основополагающую идеологию, как в этом фильме конца 80-х. Из сопоставимых вещей разве что
Бертран де Борн вспоминается (только, вопреки разговорам о «России-которую-мы-потеряли» профессор, судя по всему к аристократии тоже не очень - «холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек…»). Людям, впервые познакомившимся с фильмом в конце 80-х-начале 90-х, нехило повезло - им открыто, честно и прямо объяснили то, что от народа обычно скрывают. Жаль, что многие не воспользовались этим знанием и не усвоили урок, ассоциируя себя, естественно, не с человеком-псом, Швондером и бабой в кепке, а с профессором о семи комнатах. Радует, что все больше людей смотрит на все это дело без шор.