"Академия смерти" (Napola - Elite für den Führer) 2004 / "Зло" (Ondskan) 2003

Aug 27, 2016 12:35



Посмотрела два фильма об элитных частных школах. Вообще так знакомясь с сабжем по фильмам и книгам все больше складывается такое ощущение, что самое ужасное, что может случится с человеком в жизни - это попасть в такое место. Тюрьма, психушка или деструктивная секта типа Аум Сенрике уже начинают казаться более предпочтительным выбором. Серьезно, единственное произведение, где такого рода учебные заведения представлены в позитивном ключе, которое я могу сходу вспомнить - это «Гарри Поттер» (т.е. сказка), все остальные представляют их в качестве обители девиаций, психопатий и оголтелого фашизма. Писала как-то о «Если…» Линдсея Андерсена и «Расцвете мисс Джин Броди» Рональда Нима. По касательной тема задета в «Правящем классе». Разумеется, это все получило отражение не на пустом месте - достаточно вспомнить жирную тему «Джеймс Кэмерон и свинья». Явный отпечаток специфических форм воспитания и нравов британских паблик-скул и элитных университетов, рядом с которыми меркнут и зона, и армия с дедовщиной. И ведь, это, между прочим, реальный такой способ вывести отмороженного психопата, не способного к эмпатии, и не видящего разницы между добром и злом. Что собственно и востребовано для элит.


С «Напола» («Академия смерти» у нас) все изначально понятно - это про закрытое учебное заведение времен Третьего Рейха. Немного истории:

«Одними из немногих английских учреждений, которые воссоздал у себя Гитлер» были британские паблик-скул, - отмечал директор школы Харроу, сэр Сирил Норвуд, подчеркивая тем самым заслуги английских школ... А директор паблик-скул в Лоуэстофт, обращаясь к британским читателям, назвал гитлеровские «наполас»* «немецкими паблик-скул» («Public Schools in Germany»)[12]. Подобного мнения в 1937 г. придерживался и директор другой английской паблик-скул Дж. Тейт[13]. В том же году этот же наставник паблик-скул заявил, что к «тому времени, когда парни из «наполас» Бакнанга начнут командовать... национал-социалистские правители будут обладать здравым смыслом в той же мере, в какой его приписывают британским офицерам, то есть станут настоящими белыми «пака-сахибами**»[14]. В 1938 г. мистер Роувен-Робинсон, делая в английском королевском институте международных отношений доклад о «воспитании будущих вождей нацистов», отметил, что нацистские заведения «во многих отношениях построены по образцу... английских паблик-скул»[15].
* «Наполас» (Napolas; Nationalpolitische Erziehungsanstalten (нем.)) - созданные в апреле 1933 г. учебные заведения для подготовки нацистской элиты. В «наполас» обучались подростки в возрасте 10-18 лет; формально «наполас» подчинялись министерству образования, однако старший преподавательский состав представляли члены СА и СС. По сути «наполас» являлись кадровым резервом нацистской партии и вооруженных сил (здесь и далее, кроме особо отмененных случаев, примечания переводчика).

** «Белый пака-сахиб» - особо замечательный и выдающийся белый сахиб.
Обергруппенфюрер СС Гейсмейер* также отмечал параллели между английской и нацистской воспитательными системами. В том же 1938 г. этот эсэсовский авторитет заметил, что «воспитательные средства и задачи (британских паблик-скул)... уместны и в наших заведениях[16]. Говоря о целях воспитания, нацисты утверждали, что в школах для элиты, наподобие английских паблик-скул они стремятся «вырастить будущих фюреров (Führernachwuchs)»[17]. Немного позже апологет нацистской педагогики Теодор Вильгельм (1906-?) гордо заявлял, что «наполас ближе всего стоят к британским паблик-скул», и обещал: «За несколько лет мы догоним британские паблик-скул»[18]. Роберт Лей** также предпочитал немецким кадетским заведениям соответствующие британские школы: ведь «Англия со своей итонской системой... построила мировую империю»[19]. Нацистские воспитатели подчеркивали, что «паблик-скул, как, например, Итон - оплот старой доброй английской традиции - призваны воспитывать фюреров подобных тем, которые... правят Англией и английской империей»[20].
(...)
в своей книге «Тевтонский остров. Восприятие Британии нацистами», опубликованной в 2000 г. в Cambridge University Press, Штробль отмечал, что даже в Германии 1920-х гг. «восхвалять британскую силу воли, решимость и жесткость, восхвалять британские паблик-скул, призванные воспитывать правителей и растить... лидеров, и подчиняться там, где лидировать невозможно, или приветствовать такие британские установки, как «это моя страна, права она или не права», значило очень точно предрекать дальнейший путь развития Германии...»

Мануэль Саркисянц. «Английские корни немецкого фашизма От британской к австробаварской «расе господ»



Именно в такую и попадает благодаря спортивным успехам главный герой, мальчик из простой рабочей семьи. Там же встречает друга - сына нацистского гаулейтера, нежный книжный мальчик, глубоко не согласный с нацисткой идеологией. Разумеется, что ни тому, ни другому для Напола не приспособлены, что они и продемонстрируют - один уйдя из жизни, другой уйдя из школы. Всех приспособленных отправят на фронт, где они и умрут за Родину и фюрера, как сообщат в титрах.

Добротное кино о подростках, но «Зло» Хофстрема мне понравилось больше - драматургически, и технически. Оно поставлено по мотивам автобиографического романа, который в Швеции является настоящим национальным бестселлером. У его автора - Яна Гийу, который под главным героем подразумевал себя, как выяснилось, совершенно офигительная биография - он оказался чекистом (в смысле, шпионом КГБ в Швеции). В 1973 мотал 10-ти месячный срок за разоблачение шведской секретной службе ИБ, которая занималась слежкой за коммунистами, но тогда нечего не доказали, кроме рассекречивания. В 2009 сам признался в сотрудничестве с КГБ, но дело так и не было открыто за истечением срока давности. Впрочем, к кино это уже не имеет отношения.

А фильм довольно сильный и эмоциональный. Дело происходит в Швеции уже в конце 50-х, но все то же самое, что в Наполе - и базары о высшей расе, и привилегированном классе, и такая же карательно-репрессивная система, основанная на подавлении и унижении. Только детей уже не пистюлят - в смысле, официально, учителя. Лупят главного героя дома (кстати, привет всем, регулярно пишущим мне в комменты о ремне, как о средстве «воспитания»!), а школе существует такая тема, как поддержание порядка самими учащимися - то есть, формально типа выходит, что сами учителя их формально никого не лупят. Какой порядок могут поддерживать подростки (заведомо имеющие меньше тормозов, чем взрослые), которых самих до того подвергали моббингу и насилию, понятно - да просто пестец, какой порядок! А главного героя даже еще жальче, чем в «Напола». Во-первых, потому, что его играет красивый мальчик, а красивых всегда иррационально жальче. Во-вторых, у него же проблемы с самоконтролем (снова привет, тем, кто считает ремень воспитанием - такие штуКки даром не проходят) и потому он выхватывает очень серьезно. В-третьих, в «Напола» было изначально понятно, что уход из школы - спасение, а тут у главного героя еще меньше ходов - невозможность получить образование в случае ухода и вообще не понятно где хуже - в школе или дома.

И одинаково омерзителен и этот отчим, и бесхребетная мамаша, которая позволяет бить своего ребенка и как в порядке вещей, и учителя, которые спокойно смотрят и жрут, когда при них устраивают косплей гестапо, и эти юные утырки на понтах. Потрясающие в своей отвратительности образы. Одного из них, кстати, воплощает (и хорошо) Густав Скарсгард,- ну вы понели, чей сын. Точно так же, как в «Напола», присутствует и позитивный смысл, и мотив преодоления - герой благодаря дружбе, находит выход там, где другие ломаются. Что не отменяет того, что репрессивная система, в общем и целом (особенно, если речь идет о людях молодых, с лабильной психикой) запросто воспроизводит сама по себя, формируя мышление психопатов, воспринимающих мир, как стихию войны всех против всех. Об этом много говорят, снимают и пишут, но все равно находятся те, кому это надо повторить. И вот да - говоря о чрезмерной (как вам кажется) жестокости европейских законов по части воспитания, следует учитывать, что они пришли в силу открытого пестеца в этой сфере буквально недавно (местами - до сих пор)

Швеция, Германия, Кино

Previous post Next post
Up