Если.../If.../ & Расцвет Мисс Джин Броди /The Prime of Miss Jean Brodie, 1969/

Nov 26, 2013 22:19

Чисто случайно посмотрела почти один за другим два британских фильма о школе, снятых примерно в одно время. Получился отличный иллюстративный материал, о котором интересно подумать и порассуждать, ведь школа, как и любая закрытая система - хорошая модель для всяких теоретических построений, применимых к социуму вообще. Об этом всегда и режиссеры знали, и писатели, и социальные психологи.

Если... (If..., 1968)

Линдсей Андерсон, режиссер, это такой представитель «Сердитых молодых людей» (Angry young men»), как их тогда называли и по фильму это видно, ибо вышло оно злым-презлым.. Мальчик недавно один доказывал, что советская (российская) школа тоталитарна по своей сути и воспитывает из человека раба. Ну чего.. Вэлкам в школу английскую, причем не колонию какую для трудных подростков, а элитную, самый высший класс. Хотя это даже не сразу заметно и весь фильм хочется сказать, дескать «ну и нравы же у вас, хуже, чем на зонах!». Конечно, кто-то может подумать, что Линдсей Андерсон и сценарист утрировали или все выдумали, но телесные наказания в английских школах действительно были отменены только к началу 21 века - в 1999 году, то есть на момент выхода фильма детей совершенно официально и свободно могли колошматить, какой там Макаренко... Оно может быть тут тоже в очередной раз «прокатило», но поскольку в школе учится Малкольм-«Заводной апельсин»-Макдауэл, то я как-то сразу начала понимать, чем такое кино может закончиться.. Так и получилось. Ну понятно, что фильм снят в 68 году, как раз когда по другую сторону Ла Манша гуляли, то есть на злобу дня. Фантастичные вставки, ирреальность действия в конце и название, намекают на область допущения, что внутри каждого живет «человек с ружьем». Репрессивная среда давит на мозжечок и ЕСЛИ доведете.. Короче снова «не надо нас злить».

Но заинтересовала не столько идеологическая подоплека, сколько психологическая и историческая. Вот так, вбивая железные принципы ротанговыми палками, и воспитывали британскую элиту, всех этих офицеров, джентльменов, киплинговских героев и комиссаров в пробковых шлемах. Можете ужасаться, но такая система работала в свое время и была эффективной и рентабельной. Это, так сказать, «цена парада» (см. « Конец парада»). Собственно, а как иначе было воспитывать правящий класс? В фильме, например, очень четко показано, что там не в палках даже дело, а в том, репрессивная волна, зарождаясь на уровне руководства, проникает и на все ступени, и в отношения между самими учениками. Это как в армии или в тюрьмах - казалось бы, что люди и так приперты к стенке, что дальше некуда, и их уже прессует государство, можно расслабиться, но нечего подобного - нигде больше нет такой четкой иерархии, такого регламента и дисциплины, как там, причем поддерживаемых на уровне самих лиц там находящихся. Тоже самое и в школах британских тогдашних… Жаловаться нельзя, нечего нельзя, "мужиком надо быть" (а вы думали, что английскую выдержку воспитывали, лишая компота на завтрак?) - так и закалялась стать, сливки британского общества, цвет нации. Потом «парад» закончился и, хотя в привилегированных и по прежнему так воспитывают (уже без палок, разумеется), но стала отмирать сама система, вместе с аристократией и суровой протестантской этикой. «Если» - это как раз о самом ярком примере, как система может сбоить.

Расцвет Мисс Джин Броди (The Prime of Miss Jean Brodie, 1969)

Даже не знала вначале, что фильм о школе, а начала смотреть как фильм а) в котором Мэгги Смит и Роберт Стивенс снялись вместе; б) она получила за него Оскара и кстати, в том же году родила второго сына, моего любимого актера из ВВС-шных - Тоби Стивенса, но это уже так, закадровая лирика... Я про это все забыла, когда меня осенило - «Ведь это обратная ситуация!» Опять консервативная английская школа, только для девочек и с первых же минут я как-то подумала, что и там Малкольм Макдауэл с дробовиком бы не помешал. Впрочем, девочки те еще психованные создания…

Итак, Эдинбург, 30-е годы, мисс Джин Броди - учительница, утонченная прогрессивная особа, носит платья кричащих цветов, ненавидит социальные догмы и правила, которые ведут все к «окостенению», и вместо уроков забивает мозги учениц всякой пургой. Типа политики (мисс Броди зело уважает фашистские режимы континентальной Европы) или своих взглядов на жизнь, свободу от морали и предназначение женщины. Тема раннего полового воспитания раскрыта, кстати, исчерпывающе (апологетам оного очень рекомендую ознакомиться!). Естественно, что эта борьба либерального воспитания против консервативного не останется без последствий. Как и то, что параллельно мисс Броди крутит романы с двумя учителями, один из которых женат и к тому же завязывает со своими ученицами отношения, прямо попадающие под всякие нехорошие статьи УК. Короче кунсткамера с уродами, как она есть. Отвратительны почти все, и даже дети несут в себе зерна порока. Как раз тот случай, когда говорят «оба хуже» - в смысле, что плохи все стороны конфликта. Естественно, что закончится все плохо. Плохо то, что хуже всех история закончится для единственного персонажа, который заслуживал сочувствия хотя бы в силу своей тупости. Вообще очень поучительная история о границах свободы и важности баланса - шаг влево и начинаются казармы (см. «Если»), шаг вправо - см. «Мисс Броди».

Британия, кино

Previous post Next post
Up