Сознание - продукт мозга?

May 25, 2011 00:08

Далай-лама: "Согласно буддизму, поскольку сознание и материя в равной мере способствуют возникновению друг друга, ни одно из них не может являться причиной другого."

Неправильно утверждать, что сознание - продукт материи, так же как неправильно, что материя - продукт сознания. Они взаимозависимы, сознание не существует без объекта осознавания. Объект не существует без субъекта. Реальность - не что-то отдельное от наблюдателя, так же как наблюдатель - не что-то отдельное от наблюдаемого.

В учении Дзогчен говорится, что есть сознание и есть природа сознания. У природы сознания есть три характеристики: пустотность, ясность и энергия, возникающая из единства пустотности и ясности. Эта энергия проявляется трояко: цал, ролпа и данг. Эти три проявления одной энергии формируют наблюдателя, наблюдаемое и процесс наблюдения, то есть сознание и реальность.
Проявление энергии на уровне цал подобно объекту перед зеркалом; на уровне ролпа - подобно отражению в самом зеркале; на уровне данг - подобно самой отражательной способности зеркала. Мы не воспринимаем реальность напрямую, но только то, какую информацию о ней нам предоставляют органы чувств, то есть мы воспринимаем лишь ее отражение в нашем уме. Поэтому говорится, что ум подобен зеркалу.

Таким образом, реальность не является продуктом сознания, ни сознание - продуктом мозга. Они взаимозависимы и возникают как игра энергии природы сознания. Сама же природа сознания не может быть как-либо определена, ее невозможно признать существующей или несуществующей, реальной или нет. Так как она - природа мысли, мысль и слова не могут ее описать.


мозг, квантовая физика, двойственность, буддизм, дзогчен, тибет, сознание, недвойственность, дихотомия

Previous post Next post
Up