Дзогчен

Apr 04, 2011 01:20

Существует учение ДзогчЕн (Дзогпа Ченпо, Ати-йога, Великое Совершенство, Полная Завершенность). Это высшее учение тибетского буддизма. В нем выкладывается вся правда как она есть, не скрывается ничего. Дзогчен раскрывает абсолютную истину, в то время как все остальные учения - относительную. Оно раскрывает реальное положение дел на данный момент. Это учение выходит за рамки причины и следствия и не основано на них.
Оно непосредственно демонстрирует сущность просветленного ума, раскрывает природу сознания.

Из разных книг:

Дзогчен - это высочайший пик, кульминация всех предшествующих Путей, а все остальные учения преподаются для того, чтобы подготовить практикующего к этому высшему пути. Далай-лама.

Дзогпа Ченпо - это путь Ясного Света, сущность предельного определяющего значения и кульминация учений сутр и тантр. Это смысл наставлений о непосредственном обнаружении изначальной природы - самой сущности будды, как она есть. Лонгчен Рабджам.

Суть разъяснений о Трех Вратах Освобождения, данных Победоносным при втором повороте колеса Дхармы, представляет собой различающее самоосознание, естественно пристутствующее в природе существ как сущность будды и известное под названием Дзогпа Ченпо. Весь смысл обширных и превосходных буддийских путей сводится к очищению ума. Поэтому три принципа, шесть совершенствований, стадии зарождения и завершения и т.д. представляют собой ступени, ведущие к пути Дзогпа Ченпо. Джигме Лингпа.

Все явления свободны от реального бытия. С безначальных времен коренная осознанность и есть освобождение. Воззрение и медитация свободны от усилий, а шесть сознаний свободны от самобытия. Нет необходимости ни в оценках и размышлениях, ни в противоядиях: свободное от усилий состояние Дзогпа Ченпо является прекращением явлений. Джигме Лингпа.

В маха-йоге постигают, что все явления - это магическая игра изначального ума, нераздельность формы и пустоты. В ану-йоге постигают, что все явления - это способность изначального ума к проявлению, нераздельность изначального пространства и мудрости. В ати-йоге постигают, что все явления - это самовозникающие видимости изначального ума, спонтанно возникшая мудрость, исконно свободная от возникновения и прекращения. Лочен Дхармашри.

Дзогчен (махасандхи, маха ати). Великое Совершенство - учение, выходящее за пределы колесниц причины, высшая из внутренних тантр школы ньингма. В мире людей первым передавал это учение великий видьядхара Гараб Дордже. Дзогчен - наивысший из восьмидесяти четырех тысяч глубоких и обширных разделов Дхармы. Это обретение состояния Будды Самантабхадры, как оно есть.

Ати -йога. Третья из трех внутренних тантр. Согласно Джамгону Конгтрулу, она делает упор на воззрение, утверждающее, что освобождения достигают благодаря овладению непосредственным вИдением изначального просветления, свободного от принятия и отказа, надежды и страха. В наше время ати-йогу чаще всего называют Дзогченом. Впервые в наше время учения ати-йоги были явлены Гарабу Дордже в стране Уддияна, лежащей к западу от Индии. Согласно "Повествованию о драгоценном открытии кладов-тэрма" Лонгчена Рабджама, великий гуру Падмасамбхава, прежде чем передать учения ати-йоги, сказал о них так: Это наставление, непохожее ни на одно из тех, которые я давал прежде, вершина, превосходящая все девять постепенных колесниц. Если усвоишь его главные моменты, то воззрения и медитации, созданные умом, разобьются вдребезги. Ты достигнешь совершенства в путях и бхуми без всякой необходимости прилагать усилия. Клеши освободятся в свое естественное состояние без всякой необходимости их изменять или исправлять. Это наставление приносит внутреннее обретение плода, не являющееся следствием причин. Оно мгновенно приносит спонтанно присутствующее свершение, освобождает материальное тело из плоти и крови, в этой самой жизни превращая его в ясный свет самбхогакаи, и позволяет за три года завоевать постоянную обитель в мире Акаништха - драгоценную дхармакаю, царство спонтанного присутствия. Я владею таким наставлением и передам его тебе.

Дзогчен. Другие названия - Великое Совершенство и Ати-йога. Высшее учение школы ньингма периода ранних переводов. В нашем мире наиболее известные учителя этой линии передачи среди людей -- Гараб Дордже, Манджушримитра, Шрисингха, Джнянасутра, Вималамитра, Падмасамбхава и Вайрочана. Дзогчен имеет два главных аспекта: линию текстов и линию устных учений. Тексты содержатся в тантрах трех разделов Дзогчена: раздела ума (Сэмдэ), раздела пространства (Лонгдэ) и раздела наставлений (Упадеша). Первые два принес в Тибет главным образом Вайрочана, тогда как раздел наставлений передавали в основном Вималамитра и Падмасмбхава. Кроме того, эти учителя сокрыли многочисленные тэрма Дзогчена, которые были обнаружены на протяжении последующих столетий. Линия устных учений выражается в устной передаче, которую каждый получает лично у сведущего учителя, держателя линии передачи Дзогчена.
Тибетский историк Гуру Таши Тобгял в своем "Океане удивительных изречений на радость ученым" так пишет об особой линии Дзогчена, связанной с Падмасамбхавой: "Этот великий учитель обладает той же природой, что и бесчисленные будды трех кай. Однако в глазах других людей Падмасамбхава -- не только владыка несметного количества тантр Ваджраяны, но и держатель единственной в своем роде краткой передачи. владеющей глубочайшими темами Ньингтиг - Сияющего Великого Совершенства, исполненного асболютного смысла, которую ему вверили три учителя: Гараб Дордже, Манджушримитра и Шрисингха. В частности, во исполнение пророчества Ваджраварахи, Падмасамбхава получил подробные учения от Шрисингхи.


религия, тибет, дзогчен, сознание, буддизм

Previous post Next post
Up