Коллега по ЖЖ подбросила ссылку, я зачиталась, повизгивая от восторга, потом осчастливила Юлину учительницу по ф-но... и вам осмелюсь рекомендовать.
Григорий Ганзбург, Ваш ребенок и музыка. Гуглится легко.
Эта небольшая статья написана, несомненно, очень образованным, и при этом мудрым человеком, рафинированным евреем интеллигентом, в лучшем значении этого понятия. Таких уже почти не осталось.
Я о многом догадывалась, но мне так не сформулировать. Выложу то, что более всего попало в резонанс.
"...С самим понятием музыкального слуха связан один из наиболее глупых и трудноискоренимых предрассудков. На самом деле нет никакого “музыкального” слуха, как нет, скажем, “литературного” зрения, от которого бы зависело, обучать или не обучать детей чтению и письму. О музыкальном слухе педагоги говорят тогда, когда имеют в виду степень натренированности звукоразличительных навыков, необходимых для достижения определенных уровней музыкального профессионализма. При этом речь идет опять-таки не о том, есть музыкальный слух или его нет, а о том, в какой степени он развит воспитанием и обучением. Поэтому применять это понятие до обучения, да еще по отношению ко всем детям (даже к тем, которые не собираются стать профессиональными музыкантами) совершенно бессмысленно. Слух как потенциальную способность воспринимать музыку и музицировать на любительском уровне - имеют абсолютно все нормальные дети (исключение составляют, может быть, только глухонемые от рождения).
Стойкая многолетняя традиция домашнего музицирования в дворянских семьях России обеспечила стабильно высокий уровень музыкального и общего развития представителей этого сословия, появление в нем профессиональных музыкантов мирового масштаба. Почти все значительные русские композиторы XIX века (от Глинки до Рахманинова) - выходцы из этой среды. Разумеется, не все дети, рожденные в семьях, где родители музицировали, становились потомственными музыкантами. Таких единицы. Но остальные становились потомственными культурными людьми.
Когда вы даете объявление "Требуется няня со знанием английского языка", подумайте еще раз, взвесьте приоритеты и начните так: "ТРЕБУЕТСЯ НЯНЯ С МУЗЫКАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ...". Все другие достоинства няни, по сравнению с музыкальной образованностью, не столь фундаментальны и не столь дефицитны в наше время.
Бытует предрассудок, согласно которому слабый интерес к занятиям музыкой будто бы соответствует слабому дарованию. В действительности нет прямой связи между интересом к музыке и способностями к ней, поэтому отсутствие интереса - не повод отказаться от обучения.
Учитывая, что интерес к занятиям музыкой у большинства начинающих нестойкий, его приходится всё время искусственно подогревать, но на каждом этапе - другими средствами. Некоторые приемы поддержания интереса могут освоить родители и воспитатели, другие требуют квалификации профессионального педагога - учителя музыки.
Тактика родителей достаточно проста; для того чтобы интерес не пропадал, требуется выдержать всего три условия:
- никогда не принуждать,
- всегда ограничивать,
- иногда запрещать.
Неудачи обучения часто возникают из-за "фальстарта" (когда учить начали раньше, чем сформировалось желание и готовность учиться). Чтобы захотеть что-либо сделать своими руками, ребенок должен вначале увидеть это в готовом виде, восхититься и подумать: "Я тоже так хочу!". ...
Чтобы услышать от ребенка просьбу: "Купи мне скрипку", - достаточно бывает нескольких посещений скрипичных концертов в филармонии, чтобы он потребовал приобрести пианино, достаточно посетить с ним несколько концертов пианистов. ... Но эти посещения с самого начала должны быть обставлены таким образом, чтобы ребенок почувствовал ограничения. Говорите, например, так: "Я не возьму тебя с собой в филармонию, детей туда не пускают, чтобы не шумели". (Или: "Тебе нужно вовремя лечь спать, а концерт закончится поздно". "Ты мал еще в филармонию ходить, всё равно там ничего не поймешь, сиди лучше дома, смотри телевизор". "Ты плохо себя вел, а значит, на концерт не пойдешь". «Этот концерт только для взрослых» и т. д.) Потом уступите просьбам ребенка и поведите его в филармонию, но, дабы не спугнуть желание, сделайте это с видимой неохотой.
Ратуя за музыкальное обучение всех детей, мы вовсе не призываем, чтобы все они стали музыкантами. Цель не в профессионализации, а в музыкальной грамотности, умении читать музыкальные произведения, как читают книги (произведения литературные).
обучая музицированию, зачастую не учитывают (или не знают) различий между его видами.
Существуют три основные разновидности:
- уединенное музицирование, когда человек поет или играет на музыкальном инструменте сам для себя, в отсутствии слушателей;
- совместное музицирование, являющееся средством дружеского эмоционального общения с партнерами (сюда относится, например, игра на фортепиано в четыре руки, участие в струнном квартете, домашнее хоровое пение и т.п.);
- публичное музицирование, цель которого - влияние на внутреннее эмоционально-психологическое состояние других людей - слушателей (добровольных или невольных).
Первые две разновидности имеют несравненно большее значение для духовного развития, интеллектуального совершенствования и психоэмоционального здоровья личности. Совместное музицирование действует сильнее, чем публичное, а уединенное - сильнее, чем совместное.
Целью общего музыкального образования (домашнего и школьного) должно быть умение музицировать для себя. А музицирование для других - дело профессионалов, их обучают мастерству публичной игры (или публичного пения) в консерваториях и музыкальных училищах. Научить публичному музицированию можно только тех, кто уже умеет музицировать для себя, то есть освоил практику сосредоточенного, понимающего чтения музыки. "
Мы уже почти утратили эту культуру. Поколение наших детей уже теряет культуру простого чтения, что там говорить о чтении музыкальном. О совместном музицировании, как средстве дружеского общения, вот только у еврейских родителей и учителей и почитаешь. Дворян раньше извели. А ведь было нормой жизни, представляете.