"Когда я был маленьким, у меня тоже была бабушка".
из фильма "Добро пожаловать,
или посторонним вход воспрещен"
В прошлом веке и даже, не побоюсь этого слова, в прошлом тысячелетии у многих родителей была привычка сбагривать своих детей на лето в пионерский лагерь. Мама не была счастливым исключением, тем более, что работала она в хорошей организации, создающей для детей своих сотрудников благоприятные условия для отдыха и развития. И работала, как и многие её сослуживцы, долгие годы, так что мы, их дети, за эти долгие годы успевали перезнакомиться и отправлялись в лагеря в обществе старых и добрых друзей.
Но это присказка.
А сказка о девочке из одного лета, с которой мы почти не были знакомы, но которая периодически вспоминается.
В то время мы приближались к старшему школьному возрасту и уже задумывались о выборе учебного заведения. Девочка, имени которой я не помню, как-то поделилась, что активно работает над расширением своего словарного запаса в области редко употребляемых, изысканных, научных и околонаучных терминов. И делает это из опасения не понять будущих институтских лекций. Надо заметить, что в те давние дальние годы доступа к Интернету для быстрой справки мы не имели.
С тех пор, встречая незнакомое слово, то есть абсолютно незнакомое, потому что опыт показывает, что и со знакомыми не всё так просто, я её вспоминаю. А поскольку была она вся такая ладная и приятная, то воспоминания эти такие же, и новые слова идут за милую душу.
Вот, оказалось, что это тоже присказка, а сказка про слово.
Если коротко, то
Инте́нция (лат. intentio "намерение, стремление") - направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.
Если углубиться, то можно диссертацию накропать. :)
В отличие от желания, которое представляет собой влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь, замысел понимается как задуманный план действий, поэтому представляется целесообразным связывать интенцию прежде всего с замыслом.
Интенция - коммуникативное намерение - может появиться в виде замысла строить высказывание в том или ином стиле речи, в монологической или диалогической форме.
Разновидностью интенции является речевая (коммуникативная) интенция - намерение осуществить речевой акт. Интенция также может означать бессознательное намерение, буквально: "то, что ведёт меня изнутри туда, куда я хочу"». (это из wiki)
===================
Прочитано, но требует осмымления и, как минимум, оформления.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F В философии
В трудах Фомы Аквинского интенция (intentio) и выбор (electio) составляют два определяющих элемента направляемого практическим разумом свободного нравственного "акта воли" (actus voluntatis)[1]. Поэтому интенция как намерение аналогично инстинкту "неразумных животных" (bruta animalia), но не тождественно ему, так как имеет разумную природу.
В римском праве
В римском судопроизводстве, в так называемом формулярном процессе, интенция - это основная часть исковой формулы, в которой излагалась суть претензии истца к ответчику.[2]
Религиозное использование термина
Интенция - то, о чём кто-либо просит в молитве. В зависимости от интересов самого молящегося или других лиц. Интенция может иметь духовный или материальный характер, быть личной или общей. Интенция мессы - это интенция священника, служащего мессу, и людей, принимающей в ней участие, или лица, её заказавшего. Молиться «в интенции римского папы» значит молиться о том, о чём просит папа. Термин широко используется среди верующих Католической церкви.
В иудаизме
В иудаизме аналогом категории «интенция» часто называют понятие кавана. Согласно одному из описаний,
Кавана - это направленность сердца, то есть сосредоточенное внимание, интенция, вкладывание души в то, что ты делаешь. Кавана в молитве является неотъемлемой частью самой заповеди. Молитва ни в коем случае не должна приобретать рутинный характер, становиться механическим проговариванием знакомых слов. Сказано у Мудрецов: «Молитва без каваны - это тело без дыхания».
- Сидур «Шаарей Тфила»
По словам раввина Хаима Галеви Донина, «кавана диаметрально противоположна совершенному, но механическому прочтению и произнесению слов. Кавану можно определить и иначе; каждое определение представляет при этом более высокую ступень Каваны, каждая дефиниция есть призыв и требование к молящимся. Первая ступень Каваны предполагает знание и понимание ими того, что произносится в молитве. Затем следует освобождение духа от всех внешних, отвлекающих мыслей и полная концентрация на молитве. Завершает все высшая ступень Каваны, когда слова молитвы произносят с большой самоотверженностью, сосредоточенностью и благоговением, думая о её глубинном смысле»[3].
В исламе
Основная статья: Ният
В исламе аналогом категории «интенция» называют понятие ният. Ният переводится как «намерение», «мотивация», «интенция», и трактуется как осознанное совершение какого-либо действия или отказ от его совершения с чётким осознанием цели и смысла действия либо воздержания от него. Ният играет ключевую роль в оценке поступков человека, в частности, влияет на богословско-правовое заключение относительно ритуальной и юридической силы того или иного действия (намаза, поста, брака, развода) или на решение исламского суда по уголовному делу.
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/453/%D0%98%D0%9D%D0%A2%D0%95%D0%9D%D0%A6%D0%98%D0%AF (лат. intentio) - лат. слово «intentio» имеет широкий спектр значений. В Средние века оно использовалось для перевода греч. слова «tonos» («напряжение») - термина философии стоиков, характеризующего активную и упорядочивающую функцию пневмы или, у др. авторов, мирового вещества. В средневековой традиции значения «intentio» могут быть разделены на две семантические подгруппы: практическую и теоретическую. К первой относится употребление его для обозначения воли и ее целей. Так, у Августина оно обозначает направленность души к цели, которая в позитивном отношении может быть только Богом. В то же время «внимание ума» («animi intentio»), согласно Августину, составляет - наряду с объектом, который мы воспринимаем, и актом нашего восприятия - существенный элемент познания. Особенно ясное выражение практического значения «intentio» обнаруживается в «Этике» П. Абеляра, который проводит различие между поступком (opus) и намерением (intentio) т.о., что нравственной оценке со стороны Бога подвергается только намерение человека (недоступное познанию со стороны др. людей), в то время как любой поступок сам по себе является этически нейтральным.
Дальнейшее развитие практической проблематики «intentio» в Средневековье идет по линии поиска объективных критериев моральной оценки, что достигается путем интеграции в подлежащее оценке намерение не только цели, но и средств ее осуществления. Так, А. Галес включает в определение intentio помимо цели также «то, что позволяет нам прийти к цели», преодолевая тем самым дуализм намерения и поступка, что закрепляется в дальнейшем как у Бонавентуры, так и у Фомы Аквинского. У последнего intentio и выбор (electio) составляют два конституирующих элемента направляемого практическим разумом свободного нравственного акта воли. В новоевропейской философии известна ирония Б. Паскаля относительно иезуитского способа «направлять намерение», т.е. оправдывать благими намерениями неблаговидные поступки.
Теоретическая семантика intentio в лат. языке возникает в 12 в. в связи с пер. работ Ибн Сины и араб. слова «ma'na», которые ввели в лат. филос. язык различие «первой И.» и «второй И.»: «Предметом логики являются познаваемые во вторую очередь интенции, которые присоединяются к интенциям, познаваемым в первую очередь». Под первыми И. понимаются здесь сами познаваемые предметы, а под вторыми - «логические И.», как то: роды, виды, отличительные признаки и вообще все логические понятия и термины, которые могут быть отнесены к познаваемому предмету. У Фомы Аквинского И. в теоретическом смысле тесно связана с его учением о познании и означает «образ» познаваемой вещи, находящийся в душе и отличающийся от самой этой вещи, И. - это средство для постижения предмета, подлежащего познанию, но не сам познаваемый предмет. Синонимично И. говорится о видах (species) и формах вещей (forma rerum). При этом различаются несколько разновидностей И. В поздней схоластике вводится значение И. как акта и как отношения (то и др. понимание встречается у И. Дунса Скота). У. Оккам, называя «реально существующую вещь intentia prima», считает «вторую интенцию» чистым актом интеллекта.
В современной философии в большей мере распространено понятие интенциональности (Ф. Брента-но, Э. Гуссерль, Дж. Сёрл), однако в феноменологии Гуссерля встречается и понятие И. («дескриптивный род интенции»), которое характеризуется как сущностное свойство акта интенции и употребляется по отношению к определенного рода «психическим переживаниям», а именно таким, которые выделяются на основании «отношения к предмету», причем в двояком смысле. В узком (и преимущественно используемом) смысле И. является «пустой», не связанной с наглядным представлением, восприятием и т.п. предмета, оставаясь его чистым полаганием. В широком смысле И. включает акты реализации отнесенности к предмету, когда последний дан нам в соответствующем наглядном созерцании. Семантическая концепция Гуссерля построена, в частности, на понятии «И. значения» и «осуществление», или «наполнение», этой И. значения. Если первое делает выражение (напр., знак на бумаге) осмысленным, то второе позволяет ставить вопрос об истинности или ложности высказываний на основании реализованной сопряженности с подразумеваемым в высказывании предметом.
Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
ИНТЕНЦИЯ
(от лат. intentio - стремление), термин схоластич. философии, обозначающий намерение, цель, направленность сознания, мышления на к.-н. предмет. У Фомы Аквинского и в поздней схоластике термин «И.» обозначает также внимание, иногда - некоторую форму бытия, взятую в определ. отношении. В гносео-логич. аспекте И. выступает как характеристика умств. «образа», идеи или некоторого значения. Фома Аквин-ский рассматривает И. как понятие, проистекающее из деятельности интеллекта. Согласно Оккаму, «И. души» есть универсалия, т. е. всеобщее, как результат акта постижения предмета. И. интеллекта сопоставляется с «умопостигаемой формой» (идеей), поскольку отображает в разуме постигнутый объект. Вместе с тем схоластич. философия развивает представление об «интенциональной чувственно-воспринимаемой форме», т. е. чувств. образе идеи к.-л. объекта.
Общее правило схоластики - различение первой и второй И. Первая И. (iotentio prima) есть понятие, первоначально сформированное умом; объект подобного понятия - реальность, данная человеч. разуму. Вторая И. (intentio secunda) формируется через обращение к первым, путём их изучения и сравнения. Её объект находится в самом разуме, представляя собой логич. закон, форму самой мысли или к.-н. мысль вообще. На основе различения первых и вторых И. Фома Аквинский определял логику как учение о вторых И., обращённых и отнесённых к первым. Учение об И. играло значит. роль в логич. и гносеологич. дискуссиях номиналистов и реалистов.
см. такжеИнтенциональностъ.
Штёкль А., История ср.-век. философии, пер. с нем., М., 1912, с. 205-06, 268; Антология мировой философии, т. 1, (ч. 2), М., 1969, с. 895-97, 900-01; E u с k e n R., Geschichte der philosophischen Terminologie, Lpz., 1879; Prantl K., Geschichte der Logik im Abendlande, Bd l-4, B., 1955.
Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
ИНТЕНЦИЯ
(лат. intentio - намерение, тенденция, стремление)
направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.
Философский энциклопедический словарь. 2010.