Падение английской литературы.

Dec 03, 2024 09:46

Daisy Christodoulou - директор по образованию компании "No More Marking" и автор только что вышедшей книги "I Can't Stop Thinking About VAR" - рассказывает в The Spectator:

"На окраине лондонского Сити, в паре миль от того места, где я вырос, есть очень известное кладбище - Банхилл-Филдс. Когда я рос, всем было известно, кому здесь принадлежат три самые известные могилы: Джону Баньяну, Даниэлю Дефо и Уильяму Блейку. Однако, я не уверен, что сегодня кто-то из них относится к самым известным жителям района. Скорее такое звание носит Томас Байес. Он был неизвестен при жизни. Настолько неизвестен, что мы даже не знаем, существует ли его правильная фотография. В 1-ом издании Национального Словаря биографий упоминался его отец - проповедник-нонконформист, а он сам - нет.
Но сегодня его самая известная работа изучается в университетах всего мира. Его имя стало прилагательным («байесовский»). Он оказал глубокое влияние на философию, медицину и технологии. Его самая известная работа - это не роман, не сборник стихов и не религиозная аллегория, а алгоритм, который поможет вам понять, что делать, столкнувшись с неопределенностью.
Значимость Байеса и его теоремы иллюстрирует более широкие изменения в образовании, и эти более широкие изменения заключаются в том, что математика находится на подъеме, а гуманитарные науки, особенно литература, - в упадке. Вот поразительный график из FFT (Fischer Family Trust), доказывающий эту точку зрения.


Этот график показывает количество студентов, изучающих математику и английскую литературу на уровне A-level (двухгодичная программа общего школьного образования в Великобритании). Один график демонстрирует рост, другой - наоборот - падение. Английская литература и математика по сути заменили друг друга в списке наиболее изучаемых предметов A-level.
Почему это произошло?

Ведутся жаркие споры о том, является ли спад в английской литературе следствием изменений в английской учебной программе. Я нахожу это относительно неправдоподобным, поскольку спад происходит и во многих других странах.
Я думаю, есть две другие основные причины. Первая - экономика. Студенты теперь гораздо больше сосредоточены на финансовой стороне, которую даст им степень, и они теперь уверены, что польза от математики будет большей.
Вторая причина - чтение находится в упадке. Половина взрослых британцев не читает регулярно, а 35% говорят, что они перестали читать. Смартфоны и социальные сети, очевидно, изменили способы проведения свободного времени. Если вы тратите пару часов в день на сканирование различных приложений на своем телефоне, то эта пара часов не доступна для чтения. Также, возможно, девайсы влияют на нашу способность концентрироваться на тексте в течение длительного времени. По сути, чтение было более популярным досуговым времяпрепровождением в прошлом, и это, вероятно, обеспечивало постоянный поток студентов в гуманитарные науки. Теперь этого нет.

Так что же нам с этим делать? Я - выпускник литературного факультета, и такие графики меня беспокоят. Но я также должен признать, что успех математики - заслуженный. Иногда я думаю, что мы, выпускники гуманитарных факультетов, немного недооцениваем математику. Мы можем сказать, что все это просто утилитарно, все это студенты просто делают ради того, чтобы заработать больше денег, разве это не ужасно? Я бы сказал три вещи в ответ на это.

Первая заключается в том, что зарабатывание для достойной жизни не является единственной целью образования, но это не неразумно. Младшие студенты сталкиваются с огромными экономическими препятствиями. Их просят вкладывать большие суммы денег в свое образование. Нет ничего плохого в том, чтобы ожидать возврата этих инвестиций.
Во-вторых, какими бы ни были ваши мотивы и какую бы работу вы ни хотели, математика становится не просто более полезной, но и необходимой. В частности, становится все труднее избегать статистических исследований. Я говорю по собственному опыту: я бросил математику в 16 лет и стал учителем английского языка. Я работаю в экспертной организации, и большая часть того, что мы делаем, - анализ написанного. При этом статистика неизбежна, и мне пришлось вернуться и заполнить некоторые пробелы в этой дисциплине.
В-третьих, математика не просто чисто утилитарна. Она имеет свою собственную красоту и свою собственную увлекательную историю. Теорема Байеса - это триумф цивилизации, который стоит в одном ряду с романами Дефо, молитвами Баньяна и поэзией Блейка.

Однако если мы часто пренебрегаем красотой математики, то мы сами можем быть виновны и в противоположной ошибке: пренебрежением полезностью литературы. Я слышу истории об умных, мотивированных и трудолюбивых выпускниках, которые появляются на престижных должностях и говорят: "зачем мне читать? Разве я не могу получить все, что мне нужно, из подкастов и видео?" В чисто утилитарном смысле - нет. Подкасты и видео - менее эффективные методы передачи информации. Так же, как полезное уравнение может быть красивым, красивое предложение может быть полезно тем, что оно способно эффективно передавать информацию во времени и пространстве. Эта коммуникационная функция чтения и письма хорошо понятна.
Но есть и другая функция грамотности, которая не менее важна, но, возможно, менее понятна: грамотность способна расширять мышление. Даже если вы никогда не пишете для внешней аудитории, письмо позволяет вам расширить свои собственные мысли за пределы ограничений крошечной рабочей памяти. Это одна из причин, по которой общества, владеющие грамотностью, крупнее и сложнее, чем дописьменные общества. Это также является причиной, по которой мы не можем полагаться на ИИ, чтобы он писал за нас: аутсорсинг нашего письма означает аутсорсинг нашего мышления.

Каковы решения проблемы упадка гуманитарных наук? Вполне возможно, что старые времена, когда студенты много читали для своего удовольствия, ушли в прошлое. Но тогда есть два возможных варианта развития событий. Один из них - следовать тенденциям в обществе, заменив традиционные длинные тексты более короткими отрывками, большим количеством аудиозаписей, большим количеством видеоклипов. Другой - удвоить ставку на длинные тексты: принять новые трудности, которые испытывают студенты с чтением, и преодолеть их. Позиционировать гуманитарные науки и их сложные тексты как ценность из-за их трудности.
И помните, что сегодняшние студенты не ленивы, не демотивированы, они желают усердно работать. Они не отказываются от гуманитарных наук в пользу изучения TikTok. Они отказываются от гуманитарных наук в пользу предметов, которые мы традиционно считаем более сложными: математики, физики и даже высшей математики. Они готовы усердно работать над сложными предметами, если видят в этом ценность. Очевидно, они не видят ценности в гуманитарных науках или в упорном чтении. Мы должны показать им эту ценность: и полезность, и красоту. Мы не можем сделать этого, пойдя на компромисс с ценностью.

Тем не менее, я довольно пессимистичен относительно будущего гуманитарных наук в целом, и английской литературы в частности. Многие из нас выросли в мире, где литература была в центре английской истории. Такие писатели, как Чарльз Диккенс и Уильям Шекспир, являются национальными, всеми узнаваемыми иконами. Возможно, это закончится. Колумнист Times Джеймс Марриотт, выпускник литературного факультета, много писал об этом вопросе, и его статьи отрезвляют. Он утверждает, что английская литература была в некотором роде культурной основой либеральной демократии середины века. Упадок английской литературы и либеральной демократии идет рука об руку. Добавьте к этому изменения в технологиях и привычках досуга, и путь назад для литературы перестанет просматриваться.
Есть вероятность, что литература станет похожей на некоторые другие составляющие нашей национальной истории, которые когда-то были центральными, а теперь превратились в маргинальные. Например, изучение античного мира или спортивный крикет, которые в государственных школах сегодня преподаются все реже и реже. Как любитель литературы, я возненавидел бы такое развитие ситуации. Но, как реалист, я опасаюсь, что это может произойти."

Телеграм-канал "Интриги книги"

Общее:Образование, Общее:Разное, Жанр:Научно-популярная, Стр:Великобритания, Жанр:Журнальные статьи, Жанр:non fiction, Жанр:ИИ, Общее:Вопросы литературы

Previous post Next post
Up