Вот
еще один интересный вопрос, на который
пытается ответить обозреватель The Financial Times Nilanjana Roy, утверждая, что мы находимся в самом эпицентре революции в области слушания и нового спора о преимуществах текста и голоса:
"Только что прослушали хорошую книгу? Аудиокниги, которые эстеты когда-то презирали как поддельные Rolex мира чтения, - широко доступные, часто хорошо сделанные, но не настоящие - быстро набирают популярность. В результате меняется понятие, что значит быть читателем.
Несколько лет назад я, как и многие сорока-пятидесятилетние читатели, выросшие на бумажных книгах, с осторожностью попробовала аудиокниги. Я люблю книги: удовольствие от перелистывания страниц, переходы вперед и назад, наслаждение от хорошо подобранного шрифта, кремовой бумаги, красивой обложки. Аудиокниги, в свою очередь, зависят от обольщения голосом.
Стивен Фрай отлично справился с невозмутимым юмором в книге «Автостопом по Галактике» Дугласа Адамса, мне также понравилась Bahni Turpin - превосходная рассказчица и обладатель премии «Золотой голос», которая привносит свою глубину в такие романы, как «Если Бийл-стрит могла бы заговорить» Джеймса Болдуина и «Дети крови и костей» Томи Адейеми. После чтения рукописей прослушивание романа давало моим глазам отдых и ощущение возвращения к детскому удовольствию, когда кто-то другой читал тебе историю.
Цифры красноречивы. В США согласно опросу потребителей 2024 г., опубликованному Ассоциацией издателей аудиопродукции, 52% взрослых слушали аудиокниги, а доход от рынка аудиокниг подскочил до 2 млрд долларов в 2023 г. По данным отраслевого журнала The Bookseller, рынок аудиокниг в Великобритании в 2023 году превысил 1 млрд фунтов стерлингов, и сайты аудиокниг - от Audible до Downpour, Kobo и, в последнее время, Spotify - стали для многих читателей такими же необходимыми, как и физические книжные магазины.
Karl Berglund, автор и доцент кафедры литературы шведского университета Уппсалы, в своей книге "Reading Audio Readers" пишет: «Хотя потоки аудиокниг стремительно растут, продажи печатных книг не снижаются. Похоже, люди расширяют способы использования литературы: то, чем чтение является и чем может быть».
Неудивительно, что существует разница в восприятии для разных возрастов: многие опросы показывают, что детям нравятся аудиокниги, они реагируют на них и изучают лексику с их помощью, в то время как 51% постоянных слушателей находятся в возрасте от 18 до 44 лет. Читатели постарше могут оставаться закостенелыми в своей точке зрения, убежденными, что книга должна быть физической (или цифровой). Однако, просматривая форумы, я почувствовала, что большинство читателей в возрасте 20-30 лет не обращают внимания на формат: история и повествование для них гораздо важнее, чем борьба текста с голосом.
Действительно ли есть большая разница между слушанием и чтением? Когда вы пишете, вы «слышите» предложения в своей голове, а перечитывая написанное, вы пробуете их на вкус, видите, чувствуете сцену - правильно ли вы все поняли.
Я прочитала, возможно, больше статей по нейробиологии, чем это было бы разумно, мой мозг кружится от ссылок к веретенообразной извилине, верхней височной извилине и оттенкам модальности - но в целом большинство исследований показывают, что мозг реагирует на чтение очень похоже, независимо от того, сканируют ли страницу наши глаза или слушаем ли мы историю. Самое важное - это внимание, которое мы уделяем книге; и предположение, что чтение бумажных книг - единственный вид чтения, который имеет значение, также оказывает медвежью услугу многим дислексикам или слабовидящим любителям книг.
И, как отмечает National Literacy Trust (Национальный фонд грамотности) в Великобритании, родители часто предпочитают, чтобы их дети слушали аудиокниги, потому что это дает им возможность отдохнуть от экранного времени. Berglund выделил три типа слушателей аудиокниг, которые имеют схожие странности с любителями печатных книг: "повторяющиеся" слушают одни и те же книги снова и снова, предпочтительно ночью; "меняющиеся" пробуют много книг, только чтобы отказаться от некоторых и перейти к другим; "постоянные" слушают аудиокниги запоем.
Некоторые читатели обращаются к аудиокнигам любых жанров - документальной литературой, реальным преступлениям, историям и биографиям, коротким рассказам, романам. Я так не могу; я читаю быстро и аудиокниги меня замедляют: я не в силах пролистать целую стопку книг, раздражаясь необходимостью вручную перематывать назад, а не перелистывать несколько страниц. Чего я хочу от аудиокниги, так это чувственного и интеллектуального удовольствия, когда рассказчик становится переводчиком, интерпретатором и актером в одном лице, как Том Хэнкс, читающий «Голландский дом» Энн Пэтчетт.
Другая моя любимая рассказчица - Аджоа Андо - известная актриса, записала более 150 аудиокниг, от полного собрания произведений Джейн Остин до «Матрицы» Лорен Грофф. В интервью журналу AudioFile в 2022 году она сказала: «Осознайте, насколько это интимный посредник. Это ваш голос, воображение писателя и внимание слушателя». Именно этого требует чтение бумажной книги - вашего воображения и вашего внимания. Аудиокниги кажутся параллельным способом чтения, а не меньшей формой чтения; возвращением к старому соглашению между слушателем, который требует «Расскажи мне сказку», и рассказчиком, который отвечает «Жили-были»."
Телеграм-канал "Интриги книги"