Почему художественную литературу больше не интересуют финансовые сложности.

Sep 16, 2024 10:16

Обозреватель Louis Ashworth пишет в "The Financial Times" о том, что такие великие писатели, как Диккенс и Флобер, не боялись браться за сложные финансовые идеи. Но как обстоят дела сегодня?:

"Литература плюс время - неудачное сочетание для освоения финансов. Интернет предоставит вам меру богатства мистера Дарси в «Гордости и предубеждении», скорректированную на инфляцию, но если читатели не хотят одновременно с чтением книги научиться понимать экономику земель Регентства, то им будет лучше просто знать, что герой произведения имеет «кучу денег». Гораздо хуже, когда читателю приходится одновременно бороться с такими понятиями как инфляция, конвертация валют, паритет покупательной способности и, не дай бог, долговые инструменты.
В течение нескольких сотен страниц, читая «Госпожу Бовари», я обнаружил себя связанным векселями. Главная героиня Гюстава Флобера на своем пути к финансовому краху берет в долг, постоянно продлевая такие ценные бумаги. В конце концов ее кредитор, месье Леро, перекрывает кислород и, действуя на расстоянии вытянутой руки, через покупателя долгов, организует один из самых вредоносных дефолтов в литературе.

В одной из сцен, когда беспощадный бизнесмен месье Леро расставляет ловушку - отчасти, обесценивая счета вместо того, чтобы заставить заемщика платить проценты, - Флобер пишет, что Эмма «скорее запуталась в своих расчетах, и ее уши покалывало, будто от звона золотых монет, которые порвали сумки и зазвенели по полу». Мне, финансовому журналисту, повезло не намного больше вас. Должен признаться, что, желая вернуться к нормандским свиданиям и длинным описаниям дизайна интерьера, я прочитал это просто как «деньги испортились».

Сегодня финансы сложнее, чем когда бы то ни было, но время и средства массовой коммуникации упростили ежедневные операции с личными финансами. В отличие от Эммы Бовари современная домохозяйка вряд ли будет получать кредит через личные контракты с местным торговцем галантерейными товарами. Есть признаки того, что, вместе с этой относительной безопасностью, аппетит художественной литературы к финансовым сложностям угас. Впечатляющий Ngram Viewer от Google, который позволяет просматривать частоту использования слова или фразы в книгах вековой давности, показывает, что упоминание слова «финансовый» в английской художественной литературе находится на самом низком за последние 50 лет уровне, а более специальные термины, такие как «кредит», «облигации» и «финансы», практически сошли на нет.
Этот сдвиг может также отражать изменение отношения к финансам. Викторианцы оценивали финансовые спекуляции как признак морального разложения, что стало навязчивой идеей, которая перекочевала в нравоучительную литературу той эпохи, заполненную мошенниками, аферами, такими как англо-бенгальские беспроцентные займы, или компаниями по страхованию жизни с финансами, похожими на схему Понци, что описано Чарльзом Диккенсом в книге "Жизнь и приключения Мартина Чезлвита".

Возможно ли, что современные читатели равнодушны к этой теме? Такие вопросы, как чья-то кредитоспособность или состояние инвестиций, которые были топливом для романистов 19-го века и их сплетен, теперь, скорее всего, будут записями в базе данных какой-то малоизвестной конгломерации. Сегодня для большинства людей взаимодействие с миром финансов является таким же обыденным, как чистка зубов. Это не значит, что деньги не важны, просто они редко обсуждаются, если вопрос чуть сложнее, чем потребность человека платить за аренду.

Голливуд ничем не лучше. «Игра на понижение» - экранизация книги Майкла Льюиса 2015 года о финансовом кризисе 2008 года, как известно, задействовала Марго Робби в ванной, чтобы объяснить суть облигаций, обеспеченных ипотекой. На мой взгляд, Робби - исключение, которое подтверждает правило: объяснение финансового инструмента теперь настолько противно драме, что требует невероятного разрушения невидимой стены, которая отделяет реальность от истории. В других фильмах и телешоу последних лет, посвященных финансам - «Волк с Уолл-стрит» 2013 года; «Дурные деньги» 2023 года; продолжающийся сериал BBC «Индустрия» - также крайне мало времени уделяется техническим деталям.

Конечно, есть исключения, и некоторые из них достойны уважения. Высокий уровень романа Эрнана Диаза "Доверие" 2022 года, обеспечивает и качество художественной литературы и качество финансовой истории, в то время как в "Venomous Lumpsucker" Неда Бомана, выпущенном в том же году, сделка на продажу, совершенная главным героем дает сбой, что обеспечивает сцену, которую на курсах академического письма назвали бы «провоцирующим событием». Мне понравился роман Руфи Торп «Margo's Got Money Troubles» 2023 года о молодой матери-одиночке, которая после потери работы заходит на сайт для взрослых OnlyFans. Книга не является финансово сложной, но в ней исследуется экономика фриланс-бизнеса и экономика инфлюенсеров.

Тем не менее, я думаю, что мы можем писать больше и лучше. Когда мы получим первую литературную обработку трейдера, который получил маржин-колл? И прежде, чем вы сами вспомните, нет, «Венецианский купец» не в счет. Может ли в современной книге появиться Джейн Остин с Джейн-стрит? Для писателя, готового взяться за дело, готов предоставить несколько бесплатных советов: квест-рассказ о разочарованном актуарии, который пытается понять, является ли схема компенсации выбросов углерода его работодателя реальной; клаустрофобный роман, в котором трейдер, занимающийся краткосрочными процентными ставками, заводит виртуальную связь через Instant Bloomberg; практически что угодно, связанное с биржевыми фондами.

Хотя и пишу это для читателей FT Weekend Magazine, рискуя поучать тех, кто уже согласен со сказанным, кто чувствует себя комфортно и с проспектом облигаций и с романом воспитания, существует огромный повествовательный потенциал, где финансовая сложность переплетается с вымыслом. Это потенциал, о котором мы, кажется, забыли."

Телеграм-канал "Интриги книги"

Жанр:Экономика, Жанр:Классика, Общее:Кино, Жанр:Журнальные статьи, Общее:Вопросы литературы

Previous post Next post
Up