Папа Франциск о поэзии и художественной литературе.

Aug 07, 2024 10:39

"The Guardian" рассказывает о письме "LETTER OF HIS HOLINESS POPE FRANCIS ON THE ROLE OF LITERATURE IN FORMATION" ("ПИСЬМО ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА ПАПЫ ФРАНЦИСКА О РОЛИ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАНОВЛЕНИИ"), в котором большой любитель литературы глава Католической церкви папа Франциск утверждает, что опасно списывать литературу со счетов как «второстепенное искусство», поскольку она является противоядием от нашей «одержимости экранами» и способствует развитию человеческого сочувствия:

"В своем письме, написанном 17 июля и опубликованном на восьми языках, Папа Франциск заявил, что чтение романов и поэзии ценно на «пути к личностной зрелости», и должно поощряться при подготовке будущих священников. При этом он процитировал писателей К. С. Льюиса и Марселя Пруста, а также поэтов Т. С. Элиота и Пауля Целана.
В письме Фрэнсис раскрыл свои личные литературные вкусы. «Я, со своей стороны, люблю трагиков, потому что мы все можем принять их произведения как свои собственные, как выражение нашей собственной личной драмы, - написал он. - Оплакивая судьбу их персонажей, мы, по сути, оплакиваем себя, свою собственную пустоту, недостатки и одиночество».

Франциск говорит, что литературу часто считают «второстепенным искусством» - просто формой развлечения - и считают ненужной для образования будущих священников. Он назвал такой подход «нездоровым», добавив, что он может привести к «серьезному интеллектуальному и духовному обеднению» священников, и призвал к «радикальной смене курса».
Он оценил, что «по крайней мере некоторые» семинарии отреагировали на «одержимость экранами и токсичными, поверхностными и жестокими фейковыми новостями», уделив внимание литературе.

В 1964-65 годах, когда Франциску было 28 лет, он преподавал литературу в иезуитской школе в аргентинском городе Санта-Фе. «Я преподавал последние два года в старшей школе и должен был следить за тем, чтобы мои ученики изучали Эль Сида, - пишет он. - Ученики были недовольны; они спрашивали, могут ли они вместо этого почитать Гарсию Лорку. Поэтому я решил, что они могут читать Эль Сида дома, а во время уроков я буду обсуждать авторов, которые больше всего нравятся ученикам».
Далее Франциск пишет, что «нет ничего более контрпродуктивного», чем читать что-либо из «чувства долга», прилагая «значительные усилия просто потому, что другие сказали, что это необходимо».

В письме упоминается ряд преимуществ, которое дает чтение, в том числе увеличение словарного запаса, стимулирование воображения и креативности, улучшение концентрации, снижение когнитивного спада и тревожности, а также предоставление читателю возможности подготовиться к разным ситуациям и, в итоге, «справиться» с ними. Франциск также отмечает, что хорошая книга «может стать оазисом, который удерживает нас от других, менее полезных, вариантов времяпровождения».

Еще одно преимущество литературы, с точки зрения Франциска, состоит в том, что она позволяет нам видеть жизнь с точки зрения других, позволяя нам развивать «образную эмпатию». «Мы никогда не должны забывать, как опасно не слушать голоса других людей, когда они бросают нам вызов! Мы немедленно впадаем в самоизоляцию; мы вступаем в своего рода «духовную глухоту», которая оказывает негативное влияние на наши отношения с собой и на наши отношения с Богом, независимо от того, насколько хорошо мы изучали теологию или психологию»."

Телеграм-канал "Интриги книги"

Жанр:Религия, Общее:Образование, Общее:Советы от знаменитостей, Жанр:Гуманитарная, Жанр:Психология, Общее:Вопросы литературы, Жанр:non fiction

Previous post Next post
Up