Да, люди покупают книги. Часть II.

May 31, 2024 09:36

Часть I.
Часть II.

КАК КНИГИ ЗАРАБАТЫВАЮТ ДЕНЬГИ.
Как бизнес, издательское дело крайне непрозрачное, и мало кто за его пределами понимает его экономику. Путаница - обычное дело. Я рассмотрю лишь один пример из оригинальной статьи, поскольку он иллюстрирует два распространенных недопонимания:

1) "10% лучших книг позволяют вам продать около 300 000 экз. в год. И если бы вы сказали мне, что я обязательно за год продам 300 000 экз., то я бы потратил много миллионов долларов, чтобы получить такую книгу."
2) "Издательства платят миллионы долларов за книгу, которая продается тиражом всего 300 000 экземпляров??? Ну, поскольку в основном книги продаются небольшими тиражами, они не приносят много денег. По словам Hill, 85% книг с авансом в размере $250 000 и выше никогда не окупают свой аванс."

В первом пункте упоминание о 300 000 экз. в год - это не продажи за весь срок жизни книги, здесь говорится о продажах за календарный год. Книга, которая была продана «всего» в 300 000 экз. за год, в другие годы тоже будет хорошо продаваться. У нее есть хорошие шансы даже стать постоянным продавцом в бэк-листе. Это цель любого издателя, поскольку такие книги продаются практически без каких-либо дополнительных маркетинговых затрат. Такая книга наверняка принесла бы издателю многие, многие миллионы. Какая компания не стала бы платить миллионы, если бы они определенно собирались заработать еще больше миллионов? Основа бизнеса.

Я думаю, что приведенная выше вторая цитата также может создать впечатление, что книги «не приносят денег», если они даже не отбивают аванс. Это распространенное заблуждение. Книга может принести издателю прибыль задолго до того, как автор отработает аванс. (Аванс - это деньги, выплачиваемые автору заранее. Авторы не получают гонорары до тех пор, пока издатель не вернет эти авансовые деньги из доли автора за продажу.) Но такова фактическая математика продажи книг. Это сложно, поскольку ставки роялти отличаются в зависимости от формата, цены разные, а крупные издатели заключают другие соглашения о распространении, по сравнению с мелкими. Тем не менее, чтобы стало понятнее, я немного посчитаю на салфетке:
Допустим, средняя книга продается за $20 (я усредняю цену в твердом и мягком переплете). Из этой суммы около половины достается розничному продавцу и дистрибьютору, а другая половина - издателю. Из $10 издателя около $1 уходит на выплату аванса или на гонорары. Если, например, книга будет продана в количестве 1 млн печатных экз., то издатель заработает $10 млн, причем $1 млн пойдет на выплату аванса автору. Если издатель заплатил аванс в $3 млн, аванс не окупился... но издатель все равно получил $7 млн дохода. Очевидно, что издателям приходится окупать расходы, включая затраты на печать книги и маркетинг. Но в результате книги могут приносить прибыль задолго до того, как будет отбит аванс. Действительно, вот еще одна цитата из статьи Griffin, показывающая это: "Около половины книг, которые мы публикуем, приносят деньги, и гораздо меньший процент из них возвращает нам аванс, который мы платим" (Джонатан Карп, генеральный директор Simon & Schuster).

Вы можете подумать, что если только 50% книг приносят деньги издателю, то это плохо, но это недалеко от сопоставимых отраслей, таких как кино. Как правило, в сфере развлечений лишь несколько крупных победителей финансируют все остальные.

КАК ПРОДАЕТСЯ ПРОСТО РОМАН?
Я предполагаю, что большинство людей, читающих и статью Griffin, и эту, не волнуют продажи книжек-раскрасок для взрослых или карманной конституции и т.п. Что их интересует, так это продажи того, о чем думает большинство людей, когда слышат слово «книга»: романы, биографии, сборники эссе, сборники рассказов и тому подобное. Итак, как продаются именно такие книги?
Ответ зависит от типа и жанра книги, а также типа издательства. Кто-то из престижной пятерки издательств, чьи книги часто претендуют на награды и становятся бестселлерами, однажды сказал мне, что любая книга, проданная тиражом менее 25 000 экземпляров, является для них провалом. С другой стороны, когда я учился на программе MFA, где многие профессора писали экспериментальные литературные романы и т.п., мне говорили, что все, что продано тиражом более 5000 экз., является успехом. Некоторые редакторы небольших изданий могут быть довольны и 1000 экз.

Единственное, что я могу с уверенностью сказать, - ни одна книга, изданная независимым или крупным издательством, не продается тиражом в 12 экз. или около того. Книги, которые появляются в книжных магазинах и получают рецензии, продаются минимум сотнями, а чаще всего тысячами экз. Из них популярные продаются десятками тысяч, а самые популярные хиты продаются сотнями тысяч или даже миллионами. Я не говорю, что это здорово. Конечно, мне хотелось бы, чтобы романы, которые я люблю, продавались миллионами, а не тысячами. Но я думаю, мало кто будет шокирован тем, что книги в 2024 году не займут того места в культуре, которое они занимали 100 лет назад, до того, как пришло  время доминирования видеоигр, мобильных телефонов, социальных сетей, телевидения и т.п.

Как написано в статье Griffin, большой успех - это 75000 проданных экз. или более. Сюда входит и тираж, который превышает миллион, включая литературную беллетристику. Например, «Щегол» продавался миллионами. Самая низкая цель продаж, которую заинтересует большое издательство - 5000-10000 экз. Очевидно, что некоторые книги не смогут достичь этой цели. Но вышеизложенное дает вам хорошее представление о том, какую примерно сумму книга принесет крупному издателю.

ДОБАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ И АУДИО КНИГ.
Все вышесказанное - о продаже печатных изданий. С продажами электронных и аудио книг сложнее разобраться из-за наличия услуг подписки, а также из-за того, что цены на отдельные издания сильно различаются. Мой роман, как и большинство романов, регулярно выставлялся на Kindle Daily Deals и т.п. и продавался по цене $1,99-$3,99 в течение ограниченного периода времени. Профессионалы отрасли рассказали мне, что для большинства художественных произведений продажи электронных книг составляют примерно половину продаж печатных изданий. Однако продажи электронных книг некоторых жанров, особенно научной фантастики и фэнтези, могут легко превысить продажи печатных изданий.

ПРОДАВАТЬ И ЧИТАТЬ - РАЗНЫЕ ВЕЩИ.
Но полезно помнить, что все, о чем здесь говорится, - это продажа новых книг, а это не то же самое, что чтение. Многие люди покупают подержанные книги, берут книги в библиотеке или у друзей. И это даже не чтение журналов, Substacks и прочего. (Конечно, люди также покупают много книг, которые никогда не читают…)

Я думаю, что издатели многое делают неправильно, в том числе сосредотачивают свое внимание на крупных передовых книгах и знаменитых авторах, и Griffin совершенно права в том, что эти приобретения часто терпят крах, особенно в отношении знаменитостей в социальных сетях. Подписки в Instagram и TikTok редко приводят к продажам книг. И книги, конечно, не являются центром культуры, как это было до телевидения, социальных сетей и всего остального.
Тем не менее, книги живут. Издательское дело по-прежнему активно развивается, причем речь не только о пятерке крупнейших издательств (статистика которых приводится), но и о независимых и небольших издательствах, где публикуется большая часть лучших произведений. Если вы хотите, чтобы книги продолжали поступать, продолжайте покупать их и/или искать в местной библиотеке.

P.S. Понятно, что тема слишком обширная, чтобы уложиться в две статьи. Вот еще несколько статей, которые глубже раскрывают тему издатели+писатели+читатели:

LINCOLN MICHEL. "More Publishing Facts You May Not Know"
MICHELLE RICHMOND. "Publishers Actually Do a Lot for Authors"
FREDDIE DEBOER. "Publishing is Designed to Make Most Authors Feel Like Losers Even While the Industry Makes Money"
KATHLEEN SCHMIDT. "Please Stop Bashing Book Publishing"
BROOKE WARNER. "People Buy Books, Publishing Is Thriving, and Substack Will Never Replace Books"

Телеграм-канал "Интриги книги"

Общее:Разное, Жанр:Экономика, Общее:Бестселлеры, Общее:Книгоиздание, Жанр:non fiction

Previous post Next post
Up