«Это снимки из прошлого: подарки по случаю премьер, отпуск за границей, воспоминания о потерянных друзьях и близких», -
говорит актриса, удостоенная множества наград, в интервью The New York Times. Недавно вышла ее книга, написанная совместно с Brendan O’Hea, - “Shakespeare: The Man Who Pays the Rent” («Шекспир: человек, который платит за аренду»).
Какая книга из тех, что вы получали в подарок, лучшая?
Это нереальный вопрос. Лучшая за 89 лет? Откуда мне знать? Я помню, как мне подарили на день рождения книгу A.P. Wavell “Other Men’s Flowers” («Цветы других мужчин»), когда я была маленькой. Это сборник поэзии, который открыл мне глаза на силу стиха. Еще я обожала книгу
Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли». Мой муж Майкл [Уильямс] купил мне ее для чтения во время отпуска. Я пожирала ее и не хотела, чтобы она заканчивалось. Мне приходилось ограничивать себя парой страниц в день.
Какую последнюю замечательную книгу вы прочитали?
“Dormouse Has a Cold” («Соня простудилась») Джулии Дональдсон. Это детская книжка, которую прислали мне, когда я лечилась от простуды.
Были ли у вас когда-нибудь неприятности из-за чтения книг?
После отбоя в школе-интернате, когда мне было 15 лет. Я лежала в постели под одеялом с фонариком и читала
«Сказки просто так» Редьярда Киплинга.
Как вы упорядочиваете свои книги?
Никак. У меня так много книг, что полок не хватает, поэтому книги у меня повсюду - стопки на столах, стульях, вдоль подоконников, книги в каждом доступном закоулке. Из-за зрения я больше не могу читать, но мне нравится находиться в окружении книг - это снимки прошлого: подарки по случаю премьер, отпуск за границей, воспоминания о потерянных друзьях и близких. У меня до сих пор хранятся отдельные копии собрания сочинений Шекспира 1903 года, принадлежавшие моему отцу. Это маленькие тома в красном кожаном переплете с позолоченными буквами на обложке, и если я подержу один из них, то смогу перенестись в свое детство и к семейным викторинам о Шекспире.
В новой книге вы говорите, что произведения Шекспира «способны заставить нас чувствовать себя менее одинокими». Какие еще произведения обладают таким свойством?
О, их много - Айрис Мердок, Чехов, Зои Хеллер, Дж. Д. Сэлинджер - любой писатель, который может вернуть нас к самим себе и помочь нам узнать, кто мы есть.
Вы упоминаете, что видели в книге театральное привидение. Вам нравятся истории о привидениях?
Я люблю хорошие истории о привидениях. Я помню, как мы отдыхали всей семьей в кемпинге в Шотландии, когда моя дочь Финти была маленькой. Мы забрались под одеяло, а Майкл налил себе большую порцию водки с тоником и прочитал нам
"Рассказы о привидениях" М.Р.Джеймса. Это было захватывающе.
Вы когда-нибудь читали за кулисами, чтобы скоротать время?
Нет, никогда. В любом случае, я не могла, так как боялась, что слишком увлекусь историей и упущу реплику.
Какая книга, художественная или нон-фикшн, лучше всего отражает жизнь и работу в театре?
Опять же, их очень много, но я выберу “National Service” Richard Eyre («Национальная служба»). Это честный отчет о взлетах и падениях в управлении настолько большой организацией, как Национальный театр.
Что сделало Brendan O’Hea хорошим интервьюером для вашей новой книги?
Мы старые друзья, и у нас нет друг от друга секретов. У нас одинаковое чувство юмора и общая страсть к Шекспиру. Он настойчив в своих вопросах, а это, вероятно, означает, что в этой книге я рассказала о своей личной жизни и актерской технике больше, чем в любой другой.
Из всех персонажей, которых вы играли, какая роль показалась вам наиболее интересной?
Я бы сказала - Клеопатра: она подвижная, остроумная, властная, страстная, непочтительная - вся жизнь в этой роли - играя ее, получаешь настоящую интеллектуальную тренировку. На самом деле, мне бы хотелось прямо сейчас, подготовившись к выходу на сцену, сыграть ее - смотрите, у меня даже мурашки по коже от одной этой мысли.
Если бы начинающий актер пожелал прочитать какую-то часть книги, какую именно вы бы посоветовали и почему?
Я надеюсь, что в каждой главе есть что-то полезное, то, что можно извлечь: есть советы по репетиционному процессу, преодолению нервов перед премьерой и советы по чтению стихов. Я просто делюсь небольшой частью того, чему научилась за последние 70 лет, что, надеюсь, послужит трамплином для начинающих актеров, которые смогут сформулировать свои собственные идеи. Я также хотела бы сказать, что мы получили замечательные отзывы от людей, которые не являются актерами (многим из них не нравился Шекспир в школе), которые, прочитав нашу книгу, почувствовали необходимость вернуться к его пьесам.
Вы организуете литературный ужин. Каких троих писателей, живых или мертвых, вы пригласите?
Я не очень хорошо готовлю, поэтому, возможно, мне придется предложить людям пообедать до того, как они придут. Я бы, конечно, пригласила Шекспира. Я бы спросила его, хочет ли он еще раз обыграть свой дублет. Я также хотела бы встретиться с Хенриком Ибсеном, с которым, как я недавно узнала, я связана, хотя он мог бы нахмуриться, если бы я поведала ему свою собственную версию норвежских фрикаделек. И я знаю, что Билли Коннолли написал несколько книг, поэтому мне придется пригласить его, чтобы мы могли хорошо посмеяться.
Телеграм-канал "Интриги книги"