Часть I.
Часть II.
Автор
статьи в "The New York Times" - Molly Young - книжный критик "The Times", "The Times Magazine" и информационного бюллетеня "Read Like the Wind":
"Умный и искусный, написанное им восхищает головоломками, каламбурами и бабочками. Вот с чего можно начать знакомство с творчеством Набокова (здесь гораздо больше, чем одна «Лолита»):
Люди, которым не нравится Владимир Набоков, обычно считают его искусность тяжелой, будто они часами наблюдают за цирковым артистом, жонглирующим факелами. Для решения этой проблемы надо расслабиться. Это не ваша забота беспокоиться о том, что жонглер подожжет свои шторы! Пусть исполнитель сам оценивает свои риски!
Более прагматичное решение для скептиков - принимать Набокова в умеренных дозах, по одной-две страницы за раз, и только потом можно перейти к главам целиком. Даже маленький кусочек сразу покажет вам, как автор прыгает между материальными и метафизическими мирами так же свободно, как кролик на лугу. Вы заметите, как синестезия направляет его перо и обнаружите темы изгнания, чуда, загробной жизни, уединения и главенства брака.
Владимир Владимирович Набоков родился в России в 1899 году в богатой семье. Это был шикарный юноша: на запястье он носил швейцарские часы, в школу его провожал шофер; его увлечениями были поэзия и девушки. В юном возрасте он проявлял склонность к озорным жестам. В книге
«Владимир Набоков. Русские годы» ученый Брайан Бойд приводит эпизод, когда юному Набокову учитель задал написать школьное сочинение на тему лени и в ответ получил чистый лист бумаги.
Вскоре его семья бежала из одного исторически дурного места в другое. После большевистского переворота в 1917 году семья покинула Россию и через Грецию, Англию и Францию переехала в Веймарскую Германию. Отец Набокова, либеральный государственный деятель, редактор газеты, был убит русскими монархистами в Берлине в 1922 году. Здесь же Набоков познакомился с Верой Слоним, которая впоследствии стала его женой. Пара бежала из оккупированной нацистами Франции в 1940 году (Вера была еврейкой) и перебралась в Америку, прежде чем отправиться на пенсию в Швейцарию в 1961 году.
Возможно, вы знаете, что Набоков обожал головоломки и игры. Это верно на всех уровнях и обнаруживается почти в каждом его художественном произведении. В рамках одного предложения вы можете порезвиться с каламбурами и анаграммами; в пределах абзаца можно обнаружить акростих или код; в рамках романа вы можете встретить двойников, маскировку, невидимых участников и, возможно, мертвых рассказчиков. Ни один другой крупный писатель не придерживается большей приверженности к игривости.
Итак, получайте удовольствие!
С чего мне начать?
Любая книга, которую бы я определила в качестве отправной точки, будет спорной, потому что Набоков был слишком амбициозным писателем, чтобы создать что-то близкое к «репрезентативной» книге. Я опрометчиво предложу в качестве таковой книгу
«Пнин» (1957), с которой начинающий читатель должен отправиться в свое путешествие. Эта книга представляет собой то, что должно быть при первой встрече - нечто дразнящее и проникновенное. Что еще более важно, я не могу себе представить человека, который любил бы Набокова и не любил роман «Пнин», или который после этой книги трагически отстранился бы от дальнейшего знакомства с произведениями Набокова.
Тимофей Пнин - русский эмигрант, который носит неряшливые носки и преподает горстке тупых учеников в американском колледже. Очарованный Новым Светом и окруженный его трофеями, он находит, что жизнь - "постоянная война с неодушевленными предметами, которые не желали служить или распадались на части, или нападали на него, или же злонамеренно пропадали, едва попадая в сферу его бытия". Еще одним врагом Пнина является английский язык, который мешает ему и низводит его до бесславного социального положения.
Когда Набоков написал эту книгу, жанр студенческого романа находился в зачаточном состоянии, и именно «Пнин» помог установить его принципы. Здесь есть уютно очерченная обстановка, множество насмешек над мелочными администраторами и претенциозными учеными, а также драматическая комедия, основанная на наблюдениях за взрослыми, которые вынуждены бороться за награды конкретные (должность) и иллюзорные (одобрение коллег).
Поклонники расширенной вселенной Набокова знают, что Тимофей Пнин ненадолго появляется в
«Бледном огне», где мы узнаем, что он - ура! - добился должности.
Какой его роман лучший?
«Бледный огонь» (1962). Лавина превосходных степеней: самая неисчерпаемая, самая трагическая, самая ликующая, самая изобретательная, самая нежная, самая исследованная учеными. Но, прежде всего, это его исключительно приятная работа.
Роман представляет собой автобиографическое стихотворение из 999 строк вымышленного поэта, оплакивающего самоубийство своей дочери. Произведение, написанное героическим стихом, сопровождается психотическими комментариями соседа поэта, сумасшедшего, мнящего себя изгнанным королем воображаемого народа Зембла. «Бледный огонь» содержит множество сюжетных линий, и все они не предполагают краткости в изложении, поэтому, вместо этого, я предположу, что это произведение наиболее ярко демонстрирует стиль Набокова, который Мартин Эмис с обожанием охарактеризовал как «неутомимую попытку отдать должное странной сути вещей».
Это произведение также иллюстрирует безупречность максимализма писателя. В этом и (не волнуйтесь) только в этом Набоков напоминает мне Принса: виртуоз, который танцует вплоть до линии абсурда, останавливается, чтобы понаблюдать за ней, а затем взмывает над ней в прыжке с такой контролируемой яркостью, от которой наблюдающий за ним не может не потерять сознание.
Ты серьезно? Не «Лолита»?
Никто не умер и не сделал меня начальником, но я считаю, что, хотя оба романа равноценны (если можно пытаться различить что-то на такой высоте), «Бледный огонь» просто более набоковский. При этом, конечно,
«Лолита» (опубликована во Франции в 1955 году и в США в 1958 году) - шедевр! Это произведение более отвратительное и приземленное, чем «Бледный огонь», и, возможно, представляет собой самую яркую рекламу английского языка из когда-либо созданного.
Вы знаете идею книги или, по крайней мере, ее главных героев и место действия: 12-летний ребенок, мужчина средних лет, путешествие по Америке. Лолита и Гумберт Гумберт - совершенно неподходящим любовники. Несоответствие - это инструмент, с помощью которого Набоков может исследовать страсть во всей ее патологической сложности.
Набоков говорил о написании «Лолиты» как «болезненное рождение, трудный ребенок». В рецензии, опубликованной в "The New York Times" в 1958 году, эта книга была названа «одной из самых смешных и одной из самых грустных книг из опубликованных в этом году». Через 65 лет мы можем изменить «год» на «столетие» и вырезать «одна из»."
Телеграм-канал "Интриги книги"