Источник.
Ваза с гортензиями среди книг. Уютный ковер и яркая витрина. Всё как в прекрасном книжном магазине. Вот только чего здесь не хватает, так это клиентов.
«Зима убивает нас, полное затишье, - написала в субботу днем в Твиттере Сапфир Бейтс, совладелица "Book Bodega" в Рамсгейте. - Нам нужно заработать 800 фунтов ко вторнику, чтобы оплатить наши счета».
С тех пор этот твит был просмотрен 6 миллионов раз, его ретвитнули почти 12 000 раз. Бейтс получила слова поддержки от Яна Рэнкина, Сью Перкинс и историка и подкастера Тома Холланда. Хотя владельцы магазина все еще занимаются подсчетами, они надеются, что текущая поддержка поможет покрыть счета.
Для многих независимых книжных магазинов наступили трудные времена. «Рост цен, с которым сегодня сталкиваются книжные магазины, ставит перед ними огромные задачи, - говорит Бенедикт Пейдж, заместитель редактора журнала "Bookseller". - Прибыль в книжной торговле и в лучшие времена была невелика, а если и клиенты начинают страдать от роста стоимости жизни, то и продажи еще сильнее сокращаются».
В такой ситуации многие небольшие книжные магазины обратились через социальные сети к книголюбам по всему миру. В декабре 2021 года первый в Великобритании специализированный книжный магазин для чернокожих New Beacon Books всего за несколько дней собрал 50 000 фунтов после того, как объявил, что будет вынужден закрыть свой магазин на севере Лондона, если не дождется помощи. Проблемы возникали и у крупных торговцев: в октябре 2020 года, в разгар карантина, умоляли о помощи и легендарный "Shakespeare and Company" в Париже и книжный магазин "Strand" в центре Манхэттена.
Джон Вествуд помнит тот день в 2020 году, когда его магазин в Хэмпшире опубликовал твит-заявление: «Сегодня не продано ни одной книги… 0,00 фунтов… Мы думаем, что такое впервые…» Для книжного магазина, открытого в 1918 году, это звучало очень сильно. Этот твит подхватил в числе прочих и Нил Гейман. «Когда мы пришли на следующий день, у нас уже были все международные и национальные газеты, телевидение, радио, CNN; наш магазин на 2 дня превратился в съемочную площадку», - говорит Вествуд.
Результат последовал незамедлительно. Вместо 2-3 онлайн-сделок за день к концу недели их стало до 450. «Мы получили порядка тысячи электронных писем; люди присылали нам наличные, чеки; посещаемость магазина увеличилась в 10 раз, а число наших подписчиков в Твиттере увеличилось с 1100 до 22 000 за четыре дня».Вествуд считает, что «управлять книжным магазином нелегко»: их ежемесячный счет за электроэнергию удвоился, с 1000 до 2000 фунтов. «Это еще с учетом господдержки - и кто его знает, что будет в конце марта. Все текущие расходы магазина выросли, в том числе и на дизельное топливо. Это безумие».
Но, конечно же, не все так безнадежно в книжной индустрии: количество независимых книжных магазинов в Великобритании и Ирландии к концу 2022 года достигло 10-летнего максимума. Джо Хейгейт, менеджер "Pages of Hackney" в восточном Лондоне чувствует, что "после пандемии люди вновь обрели радость и время для чтения. Они скорее желают поддержать свой местный книжный магазин, а не Amazon. Наши продажи отражают это; у нас есть загруженный веб-сайт и загруженный магазин; мы проводим мероприятия в нашем магазине и в нашем сообществе».
"Rhyme and Reason", независимый детский книжный магазин в Шеффилде, находится в хорошем месте - рядом с несколькими школами, и в нем по-прежнему много покупателей. Но менеджер Сэди Хэтч заметила, что у людей стало меньше денег. Кроме того, цены на книги за последние пару лет заметно выросли. «Если раньше можно было купить детскую книгу за 5,99 или 6,99 фунтов, то теперь они стоят 7,99 или 8,99», - говорит она.
«Этот год будет очень сложным для независимых книжных магазинов, - говорит Пейдж. - Сейчас самое время читателям дойти до местного магазина и поддержать его».
Телеграм-канал "Интриги книги"