Книжные предпочтения Кадзуо Исигуро.

Oct 14, 2022 15:44

В одном из своих недавних интервью лауреат Нобелевской премии Кадзуо Исигуро рассказал о своих литературных интересах.

Исигуро, что неудивительно, отдает предпочтение великим произведениям. Однако, в настоящее время писатель в основном читает нонфикшн, и потому не является тем, у кого можно попросить рекомендации по современным художественным произведениям. Далее Исигуро рассказывает о романе Достоевского "Бесы", повествующий о терроризме и людях, которые вовлекаются в террористические ячейки, так, будто речь идет о сегодняшнем дне.

Далее писатель рассказывает, что часто перечитывает старую классику. Так, во время пандемии у него появилась хорошая возможность возвратиться к "Войне и миру": "Это, вероятно, последняя хорошая книга из прочитанных мною, она содержит много недостатков. Главный из которых состоит в том, что при таком огромном количестве персонажей, все они взяты из крайне узкого аристократического слоя общества, а женские героини очень слабые."

Из современных писателей Исигуро все же выделяет Мариану Энрикес (Аргентина), которая пишет готические ужастики. "Она действительно очень хороша, мне очень понравились ее первые два сборника рассказов. Энрикес довольно трудно классифицировать: в ее произведениях переплетение проблем, связанных с аргентинской историей, военными хунтами и исчезнувшими людьми, и влиянием всего этого на аргентинский народ. и все это написано в жанре южноамериканского готического хоррора".

Хотя о планах Исигуро и не объявлено, но известно, что он написал сценарий для «Жизни» - британской драмы 2022 года. Премьера фильма состоялась на кинофестивале «Сандэнс» в январе 2022 года. Это адаптация японского драматического фильма 1956 года «Икиру», который, в свою очередь, является экранизацией романа Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича».

Ранее, в 2017 году Кадзуо Исигуро рассказал о 6 книгах, которые оказали на него влияние:

1. Шарлотта Бронте. "Городок". Почти все, что я знаю о повествовании от первого лица, взято из этого романа. То, что на первый взгляд кажется смехотворно цветистым языком, постепенно превращается в один из самых необычных повествовательных голосов в литературе. Люси Сноу - одинокая молодая англичанка, преподающая в провинциальной бельгийской школе-интернате. То, что она рассказывает, имеет почти дневниковую структуру в своем терпеливом внимании к повседневности, но кипит невысказанной любовью - и почти неотличимой от нее тоской по более полной, более свободной жизни. Концовка душераздирающая.

2. Пэлем Грэнвил Вудхаус. "Ваша взяла, Дживс!". Лучший роман из серии про Дживса - шедевр комического эскапизма. Сюжет - стандартный для Вудхауза: загородный фарс, в котором Берти Вустер пытается помочь своему жалкому другу-чудаку Гасси найти в себе смелость сделать предложение своей истинной любви. Трудно сказать, почему это великая литература. В ней нет попытки исследовать жизненные сложности. Но в книге несколько вещей сделано в высшей степени замечательно. Есть голос Берти от первого лица: идеальное сочетание шикарного английского и американского сленга эпохи джаза; прекрасное структурирование: одна забавная, мастерски поставленная сцена плавно перетекает в другую. И Вудхауз действительно заставляет поверить (по крайней мере, на мгновение) в мир, где тривиальные проблемы имеют статус огромных, а огромные исчезли совсем. Чистый восторг.

3. Кормак Маккарти. "Кровавый меридиан". Когда я приехал в Англию маленьким мальчиком из Японии, я сразу же стал одержим ковбоями. Я никогда не переставал любить вестерны и стал большим поклонником великих фильмов Форда, Хоукса, Леоне, Иствуда и Пекинпа. Но где их литературные аналоги? В качестве ответа на этот вопрос я нашел один великолепный роман, произведение с недвусмысленно высокими амбициями, берущее на вооружение мифы приграничья. Книга Маккарти исследует саму человеческую природу - тьму и насилие, из которых мы созданы и индивидуально и как общество. История повествует о банде стрелков, которые неистовствуют в Техасе. Есть потрясающие картины жестокости, многие из них пугающе прекрасны. Книга не для всех, но это монументальное произведение искусства.

4. Дэвид Митчелл. "Литературный призрак". В свои 40 лет я все еще видел себя «молодым» писателем. Выход этой книги десять лет назад не только указал мне на мою дряхлость, но и отклыл блестящее молодое поколение. Этот многоуровневый роман можно сравнить с первым альбомом Дилана или с «Бешеными псами» Тарантино. Десять отдельных, увлекательных эпизодов с описанием  ситуаций, происходящих в Окинаве, посткоммунистической России, ирландской рыбацкой деревушке или во время ночного шоу в США связаны присутствием таинственной силы-существа.

5. Харуки Мураками. "К югу от границы, на запад от солнца". Я питаю слабость к второстепенным произведениям крупных писателей. (А из живых - Мураками - один из самых значительных). Конечно, произведения должны быть жемчужинами, и этот короткий роман, как "Хроника объявленной смерти" Габриэля Гарсии Маркеса или "Поворот винта" Генри Джеймса, безусловно, таков. Это своего рода история любви, действие которой происходит в материально благополучной, но духовно одинокой современной Японии со стеклянными офисами, утомительными пригородными поездами и прокуренными барами. За исключением, возможно, «Долгого прощания» Рэймонда Чендлера, я никогда не встречал книги, в которой так точно передано то возвышенное романтическое горько-сладкое настроение, к которому стремятся бесчисленные ночные джазовые музыканты и такие фильмы, как «Касабланка».

6. Гомер. "Одиссея". Эта поэма, которой 2700 лет, читается как современный роман. Она имеет сложную структуру, привлекательные сюжетные линии и воспоминания, поддерживающие главную историю Одиссея, измученного, травмированного воина Троянской войны, и его десятилетнюю борьбу за возвращение домой через чудесно воссозданный мир странных островов и опасных морей. Это память о доме и страхе, которые могут больше не соответствовать действительности, грусть от потери товарищей, доброта незнакомцев, желание идти вперед, несмотря на непреодолимые препятствия.

Телеграм-канал "Интриги книги"

Авт:Исигуро Кадзуо, Стр:Россия, Стр:Аргентина, Стр:США, Авт:Маккарти Кормак, Жанр:Классика, Общее:Кино, Авт:Митчелл Дэвид

Previous post Next post
Up