Источник.
Эти пять писателей никогда не получали Нобелевскую премию по литературе и, скорее всего, не получат ее и на этот раз. Но их имена продолжают упоминаться по одной причине: за последние несколько десятилетий они создали изумительные и значимые литературные произведения. Лучший аргумент в пользу Нобелевской премии - это чествование достойных и забытых произведений мировой литературы, многие из которых проходят незамеченными. Рассказ о пяти перечисленных ниже книгах и служат этой цели:
1. Юн Фоссе. "Aliss at the Fire" ("Алисс у костра)". "Сказочный" - это слово часто применяют по отношению к Фоссе, норвежскому писателю и драматургу, причем в «Aliss at the Fire» он наиболее сюрреалистичен и извилист. Роман, разворачивающийся в одном длинном запутанном предложении, представляет собой классическую скандинавскую историю - рассказ о семье и фьорде. Книга начинается в 2002 году, когда Сигне, пожилая женщина, лежит на скамейке и смотрит на воду. Повествование быстро распадается, двигаясь и вперед и назад из поколения в поколение. Хотя Фоссе и сравнивают с Генриком Ибсеном, но в «Aliss at the Fire» он больше напоминает Уильяма Фолкнера, который, в отличие от Ибсена, получил Нобелевскую премию. Как и в лучших произведениях Фолкнера, «Aliss at the Fire» рассказывает о неизбежности прошлого и о том, как история загадочным образом отражается сквозь поколения.
2.
Анни Эрно. "Обыкновенная страсть". Выбрать всего одно произведение у Эрно сложнее, чем у любого другого писателя из этого списка. Она является пионером автопрозы. Ее работы основаны на ее личном опыте, самое известное из которых - роман «Событие» - обжигающая история о незаконном аборте, который она сделала, будучи студенткой университета во Франции в 1963 году. В настоящее время книга приобрела новый смысл и резонанс после недавней экранизации и решения Доббса (Dobbs). «Обыкновенная страсть» - слегка беллетризованный рассказ о бурном, навязчивом романе, который у нее был с восточноевропейским бизнесменом в начале 90-х. Эрно в основном просто сидит и ждет, когда появится женатый мужчина, чтобы снова уйти. И тем не менее, это мощное изображение утраты или окутывания другим человеком. И, возможно, лучшая книга о романе из когда-либо написанных.
3. Нгуги Ва Тхионго. "Wizard of the Crow" ("Вороний волшебник"). Нгуги, возможно, самый важный и влиятельный на сегодня африканский писатель. Автор, на протяжении десятилетий являющийся предметом спекуляций на тему вручения Нобелевской премии, написал десятки романов, пьес и литературно-критических работ, в том числе "Decolonising the Mind" («Деколонизация разума») - мощный образец постколониальной литературы. Увы, прошлогоднее решение присудить премию африканскому писателю Гурне делает выбор Нгуги в этом году менее вероятным, что, безусловно, трагедия, учитывая, что Нгуги за 80. Хотя автор наиболее известен своими антиколониальными романами, такими, как «Кровавые лепестки», «Распятый дьявол» и «Пшеничное зерно», я выбрал «Wizard of the Crow». Это громкая и острая сатирическая аллегория современной Африки, центральный персонаж которой начинает деятельность как безработный выпускник MBA, затем претерпевает ряд трансформаций, которые заканчиваются тем, что он выдает себя за колдуна. Безумная книга, на которую часто навешивают ярлык магического реализма. Кроме всего прочего, «Wizard of the Crow» является и признанием в любви к африканскому рассказыванию историй, ибо на самом деле эта книга была написана для чтения вслух.
4. Сюэ Цань. "Frontier" ("Граница"). Почти невозможно описать, что на самом деле делает китайская писательница Цань, и почему это работает. Если Фосс похож на сон, то Цань, которая использует бесполый псевдоним, означающий и «грязный снег», и «чистый снег», больше похожа на странное пограничное пространство между бодрствованием и сном. В «Границе» Цань раздвигает пределы повествования. Эта книга во многих отношениях больше похожа на абстрактную живопись, чем на традиционный роман. Здесь главная героиня - Люджин - исследует жизнь сюрреалистически оживленного города под названием "Галька". Она разговаривает с горожанами, сталкивается со странными явлениями, например, с садом, который растет в воздухе. Цань - писатель-экспериментатор в самом прямом и лучшем смысле этого слова. «Граница» - это книга, которая бросает вызов нашему представлению о том, каким повествование должно быть, и это раздвигает границы того, что Шведская академия считает литературой.
5. Джеральд Мёрнайн. "The Plains" ("Равнины"). Четыре года назад Марк Бинелли из The New York Times написал, что «Мурнан, которому недавно исполнилось 79 лет, является величайшим из ныне живущих англоязычных писателей, о которых большинство людей никогда не слышали». Мурнан, австралиец, по общему признанию, немного эксцентричен и культурно отдален. Он живет в глуши в Австралии, являясь при этом выдающимся писателем. Его шедевр «Равнины» рассказывает о герое, который очень похож на Мурнана: режиссер отправляется в отдаленный город, намереваясь снять фильм, раскрывающий скрытые здесь тайны. Вместо этого он проводит следующие два десятилетия в библиотеке, постигая значение пейзажа, который является «удобным источником метафор для тех, кто знает, что люди изобретают свои собственные значения». Роман в итоге фокусируется на красоте и необычности того, как мы извлекаем смысл из нашего окружения. Кроме того, это чрезвычайно забавная книга, одновременно осознающая абсурдность такого процесса и благоговеющая перед ним.
Телеграм-канал "Интриги книги"