be9

Зачем нужен учитель?

Mar 19, 2018 06:24


Старый вопрос раскрылся для меня с новой стороны.

Учитель (мастер, супервизор) нужен не только потому, что без него ученик запутается и потеряется. Эта проблема действительно существует на начальном этапе обучения, особенно в наше время, когда информации очень много. Но за ней следует куда более коварная ловушка.



У каждого есть сильные и слабые стороны. В силу принципа доминанты мы склонны переоценивать важность одних вещей и не замечать важность других. Вот только лучше всего замечаем мы как раз то, что лучше развито и работает. А то, что развито плохо, и заметить нечем.

Получается та самая история, когда чудак ищет потерянную вещь не там, где потерял, а где светло.

Возьмём простой пример. Вот есть люди, склонные к излишней рационализации по поводу чего бы то ни было. Обычно их позиции шатки: им не хватает уверенности, да и эмоций маловато. Но что они делают для большей убедительности? Правильно, шлифуют свои рациональные аргументы. Вместе с тем, простая улыбка на лице могла бы уже усилить их позицию в несколько раз. Да, но нет. Тут требуется большая развитость другой сферы, а с этим туго.

Команда основателей стартапа создаёт продукт. Им бы уже пойти начать продавать, получить обратную связь, понять, что именно нужно потребителям, но нет, они всё добавляют возможности. Потому что людям с техническими навыками проще делать именно это, а не вести переговоры.



Кто-то вкладывает массу сил в свой имидж: меняет одежду, причёску, делает татуировки, - заводит все новые и новые знакомства, но остаётся на поверхности, не уходя вглубь ни в делах, ни в отношениях.
В этих примерах видно общее начало: односторонность. И вот учитель как раз и нужен, чтобы дать взгляд на утраченное (или не созданное) целое, в котором высветятся разные стороны.

Весь этот текст возник после того, как я сходил на гитарный вебинар по аккомпанементу к Нескучный Саунд, отправил видео своей игры и получил разбор полетов от Александра. Узнал, что у меня есть определенный мелодико-гармонический вкус и придумать, как разнообразить простую последовательность аккордов, я вполне могу. И это даётся относительно легко. Тут, кстати, два дня не играл; вчера беру гитару, играю песню, на которой экспериментирую, и тут же вылезает несколько новых фишек...

А вот что даётся сложно - играть ритмично, попадая в доли и не сбиваясь. Собственно, на это мне и было указано.

Короче, это большая засада, обойти которую самостоятельно очень сложно, потому что доминанта будет тянуть к привычному. Потом, став мастером, ты и сам обретёшь этот взгляд на целое и сможешь видеть плоды своих и чужих трудов с этой стороны. Но туда ещё нужно дойти. А пока реализм, трудолюбие и обратная связь...

самопознание, гитаризм

Previous post Next post
Up