Журналисты по призванию: 10 журналистов, которые в погоне за правдой оказались в ужасающих ситуациях

Jun 10, 2015 13:35

Журналистов часто изображают как людей, готовых пойти на всё, лишь бы докопаться до истины; иногда это действительно так. Одной из первых, кто воспользовался тактикой тайного расследования, стала известная американская журналистка Нелли Блай, которая прожила невероятную жизнь. Она побила рекорд англичанина Филеаса Фогга, героя знаменитого приключенческого романа Жюля Верна, и совершила кругосветное путешествие ровно за 72 дня 6 часов и 10 минут, побывав в Англии, Франции, Италии, Сингапуре, Японии и ряде других стран. В 1887 году Нелли Блай, притворившись душевно больной, провела десять дней в женском сумасшедшем доме на острове Блэкуэлл (ныне остров Рузвельта), чтобы добыть доказательства жестокого обращения персонала с пациентами. Данная история является одним из самых ярких примеров того, что журналисты готовы на всё ради сенсационной правды. Впрочем, Нелли Блай - не единственная, кто пошёл на довольно крайние меры, чтобы узнать истину и установить справедливость.

1. Уолтер Франсис Уайт: расизм на юге США



Уолтер Франсис Уайт родился в Атланте (штат Джорджия) в 1893 году. Когда ему было двенадцать лет, он стал свидетелем расовых беспорядков, охвативших город и приведших к гибели сотен человек. Именно тогда мальчик решил, что станет журналистом и будет доносить до людей правду. Уайт находился в уникальном положении: у него были голубые глаза и светлая кожа, несмотря на то, что родился он в семье чернокожих. Его родители, братья и сёстры оказались в числе тех, кому угрожали беспорядки, вспыхнувшие в Атланте в 1906 году.

В 1916 году Уолтер Франсис Уайт окончил Университет Кларк Атланта, после чего вступил в Национальную ассоциацию содействия прогрессу цветного населения (англ. National Association for the Advancement of Colored People; NAACP). В следующем году он в качестве исполняющего обязанности секретаря Национальной ассоциации путешествовал по Югу США, расследуя случаи линчевания и расовые бунты. Уайт втирался в доверие к организаторам беспорядков и в ходе откровенных бесед выяснял нужные ему детали, на основе которых впоследствии составлял доклады для Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения. В период с 1918 по 1929 год он написал отчёты о восьми расовых бунтах и сорок одном случае линчевания.

Доклады Уайта печатались в газетах по всей стране, а его книги развенчали несколько популярных теорий о преступлениях, совершаемых на почве ненависти. Самой распространённым аргументом, который использовался для оправдания жестокости и расовой дискриминации, была необходимость защитить белых женщин от сексуального насилия. Уайт смог доказать, что это абсолютно не соответствовало действительности. Он показал миру обратную сторону медали, рассказав о том, в каких условиях приходилось жить темнокожему населению Юга.

2. Уильям Мюллер, Джеймс Меткалф и Джон Меткалф: нацистская Америка



До начала Второй мировой войны существовала реальная угроза того, что нацистские идеалы укоренятся не только в Германии, но и других странах мира. В конце 1930-х годов в Соединённых Штатах Америки появилась организация под названием «Германо-американский союз» (англ. German American Bund). Через несколько лет она насчитывала около 25 тысяч членов. Лидером Германо-американского союза стал нацист и антисемит Фриц Юлиус Кун. В 1937 году редактор газеты "Chicago Daily Times" предложил группе репортёров - Уильяму Мюллеру, Джеймсу Меткалфу и Джону Меткалфу - внедриться в организацию, чтобы получить информацию о том, что на самом деле происходит внутри неё.

Члены Германо-американского союза занимались распространением антисемитской и пронацистской литературы. У них была собственная элитная гвардия, «Дивизия порядка», и ряд так называемых тренировочных лагерей, разбросанных по всей территории штатов Нью-Йорк и Нью-Джерси. Члены Германо-американского союза проводили митинги и собрания; цель, которую они поставили перед собой, было освобождение Америки. Проведя в организации несколько недель под прикрытием, репортёры Уильям Мюллер, Джеймс Меткалф и Джон Меткалф откопали немало интересной, разоблачающей информации.

Они опубликовали часть нацисткой программы для начинающих, в тексте которой можно было встретить такие «удивительные» поэтические строки, как «Сгорбленные спины и кривые носы, / Существа с отвратительной внешностью, / Манерами и позами». Репортёры также писали о том, что лидеры Германо-американского союза убедили своих последователей в их готовности установить контроль над Америкой и сделать её страной только для «белых американцев».

После опубликования разоблачающих материалов о Германо-американском союзе тысячи людей вышли на улицы в знак протеста против американских нацистов. Фриц Кун был вынужден бежать из города. В 1939 году его арестовали и привлекли к суду за присвоение чужих денег обманным путём.

3. Мадлен Доти: женские тюрьмы



3 ноября 1913 года Мэгги Мартин отправили в женскую тюрьму, расположенную в городе Оберн (штат Нью-Йорк). Заключённая под номером 933 на самом деле была не преступницей, а известной писательницей и реформатором Мадлен Доти. В книге, которую Доти написала после пребывания в обернской тюрьме, привлекается внимание к ужасным условиям содержания в местах лишения свободы и проблеме обращения с женщинами-заключёнными. Прежде чем что-либо писать, Мадлен Доти хотела своими глазами увидеть то, что происходит за стенами американских женских тюрем. Ей было непросто решиться на такой шаг; она чувствовала страх и тревогу, но при этом старалась выглядеть сильнее, чем была на самом деле, чтобы не стать лёгкой добычей для других заключённых.

Книга Доти помогла изменить лицо женских тюрем. Поначалу Мадлен боялась за свою безопасность. Однако женщины, которые, как она думала, будут сильными, грубыми и жестоким, на самом деле оказались слабыми и беззащитными. Мадлен Доти удалось развенчать популярные в то время криминальные теории итальянского врача-психиатра Чезаре Ломброзо. Женщин-преступниц, которых она встретила в тюрьме, считали безнадёжными. Мадлен Доти в своей книге решила поделиться их историями.

Доти рассказывала, что заключённым женских тюрем приходилось жить в ужасных условиях. В камерах, где они содержались, туда-сюда сновали крысы и мыши. Еда, которой их кормили, была отвратительной. Спать им приходилось на соломенных подушках. Также их заставляли выполнять тяжёлую, непосильную работу.

В тюрьме Доти называли «жизнерадостным дитём природы»; она хорошо относилась ко всем женщинам и защищала их, когда в этом была необходимость.

В своей книге Доти рассказала о терпеливой и кроткой Кристин, которая родила в тюрьме сына, о Харриет, «русской еврейке», увлекавшейся чтением Данте и Шекспира, о Розе, ставшей матерью в семнадцать лет и попавшей в тюрьму за сбыт краденых вещей, и многих других женщинах.

Тайный эксперимент Мадлен Доти завершился на два дня раньше запланированного срока, поскольку она начала чувствовать себя «на грани срыва».

4. «Анна Эрелл»: ИГИЛ



Журналисты, работающие «под прикрытием» ради того, чтобы разоблачить нечто действительно ужасное, кажутся пережитком прошлого. Тем не менее, в наши дни есть ещё люди, которые готовы подвергать себя серьёзной опасности ради правды. Французская журналистка, о которой сейчас пойдёт речь, работает под псевдонимом Анна Эрелл, поскольку боится за свою жизнь.

Двадцатилетняя Анна Эрелл несколько месяцев провела в среде европейских джихадистов-экстремистов, членов международной террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Она хотела узнать, почему определённая часть молодого населения так рьяно желает присоединиться к ИГИЛ. Через социальные сети Эрелл вышла на французского джихадиста Абу Билела и, представившись девушкой по имени Мелоди, завязала с ним общение.

Сначала журналистка общалась с ним по Skype; от кратких разговоров они постепенно перешли к долгим беседам. В конечном счёте, Эрелл согласилась сбежать из дома в Сирию (вместе со своей подругой) и стать одной из его жён. Она получила инструкции по поводу того, как ей следует добираться в Сирию. Сначала она должна была прибыть самолётом в Амстердам, после лететь в Стамбул, а далее направляться в город на границе с Турцией. Но планы неожиданно поменялись: в какой-то момент Эрелл и её редакторы решили, что на этом нужно прекращать «игру». Сразу же после прибытия в Амстердам она отправилась в Шанлыурфу (город в Турции), после чего оборвала связь с Билелом.

Эрелл, вернувшись домой, опубликовала материалы о том, какие методы используют террористы для вербовки в свои ряды. После этого в социальной сети она начала получать сообщения с угрозами. Эрелл больше не использует своё настоящее имя. Она периодически меняет место жительства и номер телефона.

5. Уильям Томас Стед: детская проституция



Уильям Томас Стед был медиумом и журналистом, который внёс неоценимый вклад в борьбу с детским рабством и проституцией.

Стед вместе с «Армией спасения» (международная религиозная и благотворительная организация) принял участие в спецоперации в Лондоне в 1880-х годах. Через пять дней в лондонских газетах появились подробности её проведения. Уильям Томас Стед под видом состоятельного джентльмена пришёл в бордель на Чарльз-Стрит и попросил хозяйку найти ему для любовных утех двух девочек-девственниц (со справками от врача, подтверждающими их невинность). Хозяйка борделя согласилась и отправилась на поиски подходящих девочек, чьи родители были готовы продать их за определённую сумму денег.

В конечном итоге, Стед за пять фунтов купил тринадцатилетнюю девочку по имени Лили. Её мать находилась в отчаянном положении, поэтому и согласилась продать свою дочь. Когда девочку привели к Стеду, ей дали три фунта. Остальное она получила после того, как врач подтвердил, что Лили была ещё девственницей. Стед описал девочку как умного и трудолюбивого ребёнка, умеющего читать и писать. По его мнению, Лили не заслуживала того, как с ней обращалась её мать-алкоголичка, которая была готова на всё - даже отдать в бордель собственную дочь - ради «быстрых» денег. Стед также помог изобличить коррумпированную группу акушерок и врачей, которые осматривали девочку, чтобы удостовериться в том, что она была девственницей. Вместе со справкой они продали Стеду флакон с хлороформом, сказав, что он ему может понадобиться впоследствии.

После выхода статьи Стеда жители Лондона были возмущены до предела. Стеда, как ни странно, отправили в тюрьму - за то, что он не спросил разрешения у отца, когда покупал тринадцатилетнюю Лили (возраст девочки абсолютно никого не смутил). В тюремной камере Стед продолжил писать свои изобличающие статьи. В конечном счёте, ему удалось добиться от властей ужесточения законов, касающихся проституции.

6. Фрэнк Смит: психиатрические больницы



Нелли Блай была не единственной, кто решил привлечь внимание общественности к условиям содержания пациентов в психиатрических больницах. В 1935 году репортёр "Chicago Daily Times", Фрэнк Смит, провёл неделю в государственной больнице для умалишённых в городе Канкаки (штат Иллинойс). Семь дней пребывания в психлечебнице он назвал сущим адом.

После выхода из психиатрической больницы Смит написал серию изобличающих статей. Первым, о чём он упомянул, была грязная, заражённая вода и общий стакан, из которого пили все пациенты - как абсолютно здоровые физически, так и те, кто страдал от сифилиса, к примеру. Фрэнк Смит также описал случай, когда его со связанными руками и ногами поместили в ванну, наполненную грязной речной водой, и продержали в ней 15 часов «за его склонность к агрессии». Смит обратил внимание и на нарушение требований пожарной безопасности. В 1885 году в результате пожара из-за халатности персонала погибло семнадцать пациентов психиатрической больницы.

Когда Смит выписался из психлечебницы (он поступил туда в качестве добровольного пациента), он обнаружил, что среди вещей, которые он отдавал на хранение, не было бутылки виски. Смит надеялся, что ему больше никогда не придётся снова пройти через весь тот ужас, который он пережил за семь дней пребывания в больнице для умалишённых.

Даже после выхода статей Смита власти штата Иллинойс по-прежнему не обращали внимания на ситуацию вокруг психлечебницы в Канкаки. В конечном счёте, она была закрыта в 1974 году.

7. Кармело Аббате: лицемерие Ватикана



Ватикан и Католическая церковь по-прежнему являются одними из самых влиятельных организаций в мире. Выступать против их учений и доктрин крайне рискованно и опасно. Доказательством тому служит история итальянского журналиста Кармело Аббате.

В 2010 году Аббате внедрился в круги ватиканского духовенства благодаря другу-гею, который был постоянным гостем закрытых вечеринок и занимался предоставлением эскорт-услуг. Когда Аббате обнародовал свои находки (он написал книгу и выложил в открытый доступ видео о том, как развлекаются римские священники), он заявил, что больше всего его поразила не гомосексуальная ориентация служителей Католической церкви, а их чрезвычайное лицемерие и двойные стандарты, которым, по его мнению, следует положить конец.

После выхода в свет книги Кармело Аббате представители Католической церкви заявили, что его обвинения являются необоснованными и оскорбительными, однако заострять внимание на данном инциденте не стали.

8. Джордж Моррисон: вербовка рабов



"Blackbirding" («вербовка рабов») - так называлась сомнительная программа по привлечению людей к работе на плантациях. На протяжении 1890-х годов и вплоть до начала Первой мировой войны от одного тихоокеанского острова к другому плавали корабли с вербовщиками, искавшими людей, которые согласятся работать на плантациях за определённую сумму денег и подпишут с ними договор о сотрудничестве - для прозрачности сделки. В теории всё звучало просто и прекрасно, но как дела обстояли на практике? Какими были условия контрактов? Насколько охотно островитяне соглашались работать на плантациях? Какую цель на самом деле преследовали вербовщики?

В 1882 году Джордж Моррисон решил прервать обучение в медицинской школе и, желая в подробностях узнать особенности процесса вербовки людей для работы на плантациях, записался моряком и помощником врача на судно под названием «Лавиния». Оригинальная история Моррисона больше похожа на блог путешественника, нежели на реальное разоблачение, однако она вдохновила его на то, чтобы навсегда бросить медицинскую школу и стать журналистом.

Судя по записям Джорджа Моррисона, программа "Blackbirding" была ничем иным, как плохо замаскированной работорговлей (об этом, кстати сказать, знали многие). Он писал о методах устрашения, которые использовали вербовщики для того, чтобы заставить человека подписать контракт (один из них - дуло пистолета), отсутствии санитарных условий на борту судна, проблемах со здоровьем и так далее.

Правда, рассказанная Моррисоном, привлекла внимание различных государственных чиновников: одни из них поддерживали его, другие осуждали. Последнее, как правило, делали те, кто извлекал из этого дела материальную выгоду.

9. Марвел Кук: рынок рабов в Бронксе



Марвел Кук родилась в штате Миннесота в 1903 году. В 1950-х годах она переехала в Нью-Йорк, где устроилась журналистом в газету "Daily Compass". Самой знаменитой статьёй, которую она написала, работая на "Daily Compass", стала «Невольничий рынок в Бронксе». В ней она произвела разоблачение женщин из высшего общества, которые за копейки нанимали людей для выполнения того или иного вида работы, а также рассказала о невыносимых условиях труда и рабском, унизительном обращении с ними.

Марвел Кук каждый день приходила на одну из улиц Бронкса, где женщины разного возраста выстраивались в ряд в надежде, что кто-либо из богатых обратит на них внимание и примет на работу в качестве домработницы. Марвел Кук заприметила пожилая женщина. Она предложила ей работу с оплатой 80 центов в час, в то время как официальная ставка, установленная профсоюзом, составляла один доллар в час.

«Обитатели» невольничьего рынка сразу предупредили Кук (как новенькую) о том, что многие работодатели отказываются платить деньги, если их не удовлетворяет качество работы (и неважно, насколько хорошо Вы выполнили её на самом деле). Ей также говорили, что работодатели зачастую платят меньше оговоренной суммы или переводят стрелки часов назад, чтобы заставить человека работать дольше положенного времени. Среди работодателей, которые появлялись в Бронксе, были не только женщины. Мужчины также охотились на тех, кто нуждался в работе.

После целого дня, проведённого за стиркой, глажкой и уборкой под строжайшим присмотром, Марвел Кук пришла к выводу, что работорговля никуда не исчезла, она процветала на улицах Нью-Йорка. Частичное решение данной проблемы заключалось в том, чтобы предоставить женщинам возможность присоединиться к профсоюзам и быть под их защитой.

10. Антонио Салас: экстремистский терроризм



Успешный журналист «Антонио Салас» (псевдоним) решил работать под прикрытием, чтобы пролить свет на торговлю детьми и мир бритоголовых болельщиков футбольного клуба «Реал Мадрид». После террористических актов в Мадриде 11 марта 2004 года ему поручили внедриться в радикальную исламистскую группу и провести журналистское расследование.

К этому заданию Антонио Салас подготовился основательно: он выучил арабский язык, сделал обрезание и от руки переписал Коран. Кроме того, Салас написал несколько книг, чтобы придать себе авторитет, и придумал невероятно трагическую историю о гибели своей беременной жены. По завершении подготовительного этапа Салас вышел на одного из самых отъявленных террористов в мире, Ильича Рамиреса Санчеса (также известного как Карлос Шакал), и в скором времени стал его надёжным союзником.

Салас познакомился с братьями и семьёй Карлоса. Он сделался его доверенным лицом, другом и веб-мастером. Вместе они создали веб-сайт, который должен был помочь Карлосу получить общественную поддержку и вернуться в Венесуэлу. Работая над сайтом, Антонио Салас одновременно записывал на диктофон частые откровенные разговоры с Карлосом, во время которых он, по сути, признавался в совершённых им преступлениях. Салас также прошёл курсы, на котором его обучали тому, как стать террористом. Карлос Шакал, попав в тюрьму, периодически звонил Саласу, чтобы убедиться, что с ним всё в порядке.

Следует отметить, что Антонио Салас не получал никакой поддержки со стороны правительственных спецслужб, разведывательных управлений, полиции или даже редакторов газеты, на которую работал. Наибольшие затруднения он испытывал с перелётами и переездами, поскольку для того чтобы приобрести билет, ему нужно было использовать своё настоящее имя и паспорт.

Семья Саласа находится под защитой полиции с того момента, как он занялся журналистским расследованием дела о торговле людьми. Большинство друзей Саласа даже не подозревают о том, что он ведёт двойную жизнь. Они обсуждают книги, фильмы и разоблачения журналиста Антонио Саласа, не имея ни малейшего представления о том, что в данный момент сидят с ним за одним столом.

Сам Антонио Салас говорит: «Моя совесть чиста, и даже если они меня поймают, я ни о чём жалеть не стану. Я знаю, что прожил свою жизнь не зря. Я хоть что-то сделал для того, чтобы люди узнали правду».

http://muz4in.net/news/zhurnalisty_po_prizvaniju_10_zhurnalistov_kotorye_v_pogone_za_pravdoj_okazalis_v_uzhasajushhikh_situacijakh/2015-06-10-38575

интересно, журналистика

Previous post Next post
Up