...не зная имени его, называю его Дао - Лао-цзы «Дао Дэ Цзин»
Всегда с интересом поглядывал в сторону братьев наших за Амуром, но по настоящему интерес развился после того, как мне в руки попала методичка по изучению китайской философии. Отпечатана она была ещё в советских типографиях, небольшим тиражом и предназначалась преподавателям ВУЗов для ведения факультативных курсов на данную тему. В продажу она не поступала и распространялась в сети ВУЗовских библиотек, к одной из которых я имел нелегальный доступ)) Выходных данных и автора я уже не помню, разыскать её, по прошествии времени, не удалось, ни в каком виде. Но, то что мне удалось из неё извлечь тогда, намертво прописалось в подкорковом биосе.
Базовым понятием в китайской философии является Дао. Прямого определения этому понятию дать невозможно. Это - путь вещей, структура мира, причина бытия и тп. Когда-то существовало совершенное Дао, но человек выбил из него центральный элемент и мы живём во время нарушенного Дао, эпоху Перемен. Соответственно, все пути китайской философии сводятся к поиску выхода из данного состояния. Со временем отфильтровались три основных течения:
Лао Цзы
Лао Цзы (даосизм) - попытка увидеть бывшее ненарушенное Дао и созерцая его восстановить Дао в себе. Дао возможно отыскать только остановив все виды деятельности человека, ведь именно это и нарушает Дао - путь недеяния.
He выходя со двора, можешь познать мир.
Не открывая окна, можешь узреть Небесный Путь.
Чем дальше уходишь, тем меньше узнаешь.
Вот почему премудрый человек
Никуда не ходит - а все знает,
Ни на что не смотрит - а все понимает,
Ничего не делает - а все свершает.
(Дао Дэ Цзин ч 2 - 47)
Главным признаком обретения Дао является достижение бессмертия.
Кун Цзы (Конфуций)
Кун Цзы (конфуцианство) - построение социального Дао в человеческом обществе через установление правильных взаимодействий между людьми из которых выделялось пять главных:
1. Доброе отношение отца к сыну и почтительное отношение сына к отцу.
2. Мягкое отношение старшего брата к младшим и уважительное отношение младших братьев к старшему.
3. Праведное отношение мужа к жене и послушание жены мужу.
4. Человечное отношение старших людей к младшим и почтительное отношение младших к старшим.
5. Великодушное отношение правителей к чиновникам и гражданам и верность чиновников и граждан своим правителям.
Таким образом получалось новое Дао возникающее в человеческих взаимоотношениях от которого восстанавливалось всё остальное. Главный признак обретения такого Дао - процветающее государство и счастье людей.
Шан Ян
Шан Ян (легизм) - установление Дао через законы государства. Все перед законом равны, никаких сословий, исполнение закона гарантируется системой наказаний и поощрений. Каждый встраивается в государственную структуру и исполняет свою функцию. Такая идеально действующая машина гарантирующая выживание всем её компонентам. По сути это отвержение бывшего и надежды на будущее Дао, это способ устроится здесь и сейчас исходя из собственных соображений.
Поразила меня ясность и четкость формулы определяющей основные направления деятельности людей. Что-то подобное сделает Аристотель, разделяя жизнь человека на три части - личную, семейную и политическую, но вот такой ясной картины я не смог потом увидеть больше нигде.