Понятно, если глава Церкви у нас Христос, то речь идёт об остальном теле и как в нём завелась такая иерархия. Ведь если посмотреть на любое тело, мы вряд ли сможем отыскать какие либо иерархии. Есть разные функции органов и систем, о чём и пишет апостол Павел: Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело… (Первое послание к Коринфянам 12:12). То же мы видим и в самом Боге, Троице - лиц трое, но никакой иерархии. И если нет её ни тут ни там, откуда же она взялась?
Первое служение в Церкви, ясно обозначено уже в Евангелии - апостольское. Апо́стол - др.-греч. ἀπόστολος - посол, посланник - от «посылать». Сам Господь благословляет и посылает их: ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. (Св. Евангелие от Матфея 10:7,8).
Следующее возникает уже в первой общине - дьяконское. Диакон - др.-греч. διάκονος - служитель. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. (Деяния св. Апостолов 6:2-4)
Далее из посланий, как уже свершившийся факт, мы узнаём о существовании епископов, пресвитеров и учителей.
Епископ - др.-греч. ἐπίσκοπος - надзирающий, надсматривающий; от ἐπί - «на, при» + σκοπέω - «смотрю».
Пресвитер - греч. πρεσβύτερος - «старейшина, глава общины», «старец».
Дида́скал - греч. διδάσκαλος, буквально - учитель.
Апостолы были люди в движении, как и положено посланцам. Их дело было разнести Благую Весть по всей вселенной. Но вот в общинах остающихся на месте нужно было какое-то старшинство, руководство. Так и появились старейшины и надзиратели. Причем, если вчитаться в апостольские послания, разницы между ними не было никакой - разные названия одной функции. Появление учителей тоже понятно - нужны были люди разумные, смыслящие в слове, способные научить других. Даже у большевиков было разделение на командиров и комиссаров - руководителей и идеологов.
Таким образом мы видим в апостольскую эпоху четыре основных служения - посланники, завхозы, надзиратели и учителя. Крестить неофитов мог любой христианин, да и сейчас это не отрицается. Предстоять на Агапе (от др.-греч. ἀγάπη «любовь», вечеря любви - вечернее или ночное собрание христиан для молитвы и причащения) мог тоже любой, но поскольку Благодарение над Чашей произносит один человек, избирался самый уважаемый из присутствующих. Это мог быть проходящий апостол, пресвитер, дьякон и тд. Это называется - первенство чести.
Яблоком искушения тут стала власть, проклятие рода человеческого. Больше всего её оказалось у надзирателей и они начали наступление. Первых надо было ликвидировать апостолов, чтобы под ногами не путались и в Дидахе, документе второго века, мы видим жесточайшие требования к апостолам, практически сводящие их деятельность на ноль, особенно в самих общинах, где уже царили надстмотрщики. «Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас.» (Третье послание Иоанна 9) И к концу второго века апостолов уже не стало. Следующие под прицел попали дьяконы - им было запрещено предстояние на трапезе специальным постановлением собора епископов. Последняя схватка развернулась в третьем веке. С учителями справиться было сложнее, они были умные. Но, как всегда, власть победила … Самый яркий эпизод этого противостояния - история Оригена, учителя александрийского.
Параллельно шли литургические реформы. Предстояние было приватизировано первым. Отныне Благодарение могли произносить только надзиратели и кому они позволят. Для этого был создан штат пресвитеров, выделив их в отдельную касту. С крещением такого никак нельзя было сделать и поэтому был изобретён чин миропомазания без которого крещение считалось неполным. Но самое прекрасное началось, когда возник чин Исповеди. И если вначале исповедь требовалась только тем, кто отпал во время гонений, чтобы вновь присоединиться к Церкви, и принимали её у отпавших мученики и исповедники, которые вынесли всё и устояли, то потом её быстро подгребли под себя надсмотрщики превратив в довольно универсальный инструмент воздействия на паству.
Таким образом, к концу третьего века сформировалась структура получившая название - иерархия. И, о чудо!! Когда на горизонте замаячила империя то оказалось - единственным интерфейсом общения с ней стала именно только что вылупившаяся иерархия, которая и получила все преференции от этого.
Разложение началось моментально. Народ в ужасе побежал в пустыни, сформировав монашеское движение. Да и государство тоже слегка оторопело от начавшегося беспредела и само начало наводить порядок в Церкви созывая соборы. Но это уже другая история.
Хочется сказать, в заключении, что так было не везде. Такое значение иерархия принимала только в системе империи. Так в Египте, Ирландии и у нас до «Никоновских реформ», пока живы были не имперские структуры общества, на первый план выходила церковная община и, как квинтэссенция её, община монашеская во главе с избираемым игуменом. Но империи чужда такая организация церкви и потому, так или иначе, империя всегда насаждала иерархию, как вещь ей понятную и сродственную. Безусловно в имперской системе иерархия имеет педагогическое значение. Сдерживаемая с одной стороны самой империей и с другой - общиной и монашеством. Но, в отсутствии этих факторов, она стремительно перерождается в раковую опухоль на Теле Христа, его Церкви.