Первая попытка эвакуации раненых из Грозного

Mar 13, 2023 11:33


Приблизительно в 16.00, при маневрировании на привокзальной площади, БМП-2 № 120 наехала на «башмак» для флага, торчавший из асфальта, и, развернувшись на нем, «разулась».

Механик-водитель БМП-2 № 120 рядовой сс/с В. Калинин так вспоминал этот эпизод:

- Когда вернулись на привокзальную площадь, налетел на какую-то трубу: «гусянка» слетела, и машина встала. К этому времени нас уже долбили, и пришлось восстанавливать гусеницу под огнём противника. Хорошо, что машина стала так, что я ее бортом прикрыт был[1].

В течение 10-20 минут офицеры-ремонтники помогли механику надеть гусеницу и восстановить подвижность машины.

- Пока мы ее «обували», появился первый раненый, - вспоминал старшина 1-й мср ст. прапорщик Керим-Заде.

Из расшифровки радиопереговоров 131-й омсбр:

- [16:22] - старшина Кудрявцев ранен в ногу и отправлен в лазарет[2].

В связи с этим, медики принимают решение вывезти первых раненых за город, в расположение бригады, для оказания им квалифицированной помощи.

Ст. лейтенант м/с О. Кожура, начальник медицинской службы 2-й мср, обратился к начмеду 1-го мотострелкового батальона с предложением эвакуировать раненых.

- Я говорю: «Николай Викторович, они же все поумирают без оказания специализированной помощи!» Тяжелораненым надо было срочно оказывать реальную помощь в стационаре, а не с бинтиком и жгутом вокруг них бегать![3]



Капитан м/с Н. Тупиков и сам понимал это. Он поставил задачу найти машину и подготовить раненых к эвакуации. Ст. лейтенант О. Кожура обратился к командиру роты капитану В. Николаеву с просьбой выделить БМП для вывоза раненых из города. Капитан В. Николаев разрешил использовать для этой цели собственную БМП-2 № 120. Вслед за тем, были подготовлены раненые.

Вспоминает начальник медицинской службы 2-й мср, ст. лейтенант м/с О. Кожура:

- У нас карточки были отрывные, цветные - «форма 100» называется. Там просто оторвал, написал фамилию и отдал раненому. Я им всем эти карточки под бушлаты позасовывал. Обращаюсь к Тупикову: «Я все сделал, теперь их надо вывезти из города. Там встретит начмед Пешков - он все знает». Подхожу к механику-водителю и говорю: «Дали разрешение на вывоз раненых, готовь машину!»[4].

Началась загрузка раненых в десантный отсек машины.

Рядовой сс/с В. Калинин, механик-водитель БМП-2 № 120, так вспоминал этот эпизод:

- Ко мне подошел старший лейтенант медслужбы Олег Кожура и приказал грузить в машину раненых и убитых. Не скажу, сколько их было, я запомнил только одного раненого и одного убитого.

О. Кожура, начальник медицинской службы 2-й мср, ст. лейтенант м/с:

- И мы открыли десантные двери и туда загрузили этих раненых. Старались, как можно больше поместить в БМП. Народу набили, сколько влезло. Механик-водитель машины - опытный солдат сверхсрочник, а наводчик - «дембель» - грамотный и довольно отважный. Тупиков меня спрашивает: «Ты дорогу помнишь?» Отвечаю: «Запомнил примерно, как заходили».

В качестве сопровождающих, в БМП сели оба врача - Н. Тупиков и О. Кожура. Ст. лейтенант м/с О. Кожура приказал не закрывать люки, чтобы при попадании в БМП кумулятивной гранаты, не возникло избыточного давления внутри машины.

Ст. лейтенант м/с О. Кожура:

- Мы прошли вдоль вокзала и повернули с площади направо (на ул. Комсомольскую - прим. авт.). И встали на улице, по которой заходили на вокзал. Командую механику: «Вперед!»[5].

До ул. Рабочей машину с ранеными сопроводил ст. лейтенант В. Макаров на БРЭМ-4 № 140.

- Я их до первого перекрестка довел, - вспоминал ст. лейтенант В. Макаров. - Там, где недостроенная гостиница была (перекресток ул. Рабочей и Комсомольской - прим. авт.). И дальше они сами пошли - повернули на перекрестке влево, как бы на выход из города. А я вернулся на вокзал.

БМП-2 № 120 начала движение по ул. Рабочей. Но не успела дойти до перекрестка с проспектом Орджоникидзе, как получила попадание кумулятивной гранаты в правый борт. Предположительно, гранатометчик работал с недостроенной гостиницы «Россия».

В статье «Январские дни в Грозном» словами капитана м/с Николая Тупикова этот эпизод описан так:

- Всего через два квартала - страшный удар в правый борт, который, на наше счастье, был загружен солдатскими пожитками, принявшими на себя кумулятивную струю гранатомета. После легкого шока чувствую - правый десант горит, раненые кричат. Приказываю: «Назад, на вокзал!» Олега Кожуру серьезно контузило - удар гранаты пришелся под его сиденье[6].

- Мы проехали, может, секунд пять-семь. И вдруг удар - бабах!!! - рассказывал ст. лейтенант м/с Кожура. - Кумулятивный снаряд попал в правый фальшборт, ровно посередине. Меня, как молотом ударило - по всем частям тела со всех сторон сразу! И машина, почему-то, остановилась. От дыма глаза режет. Внутри башни все черное, ничего не видно, дышать нечем! Раненые кричат! Подо мной что-то горит, трещит! В любую минуту боекомплект мог воспламениться. В машине он отстрелян был процентов, может, на двадцать. Толкаю сбоку солдата наводчика, а он не отвечает[7].

Противник добавил по БМП из стрелкового оружия. Ст. лейтенант Кожура попытался высунуться из люка, чтобы осмотреться, но по броне защелкали пули, и он оставил эту идею.

- Я по внутренней связи кричу механику: «Нас подбили!» А он мне отвечает: «У меня дыма нет! Все работает, все целое!» Я спрашиваю: «Так чего ты стоишь?! Сейчас вторым по нам зарядят! Срочно разворачивайся и возвращайся назад!» Что-то он ответил, вроде: «Может, не надо?» Я ему: «Нас подбили! Сейчас машина взорвется! Давай, разворачивай и обратно на вокзал!» С пожаром внутри мы бы все равно далеко не уехали[8].

Механик-водитель БМП-2 № 120 рядовой сс/с Калинин развернул машину и вернулся на вокзал, на то же место, откуда выезжал с ранеными. Началась спешная разгрузка машины. Солдаты и офицеры били кувалдами по замкам заклинивших десантных дверей, кидали снег и песок, чтобы затушить пламя.

- Достали меня из машины, - вспоминает начальник медицинской службы 2-й мср ст. лейтенант м/с О. Кожура, - подтащили под стену вокзала. Механик-водитель вылез сам, а наводчику помогли - он живой еще был[9].

В конце-концов, всех раненых удалось эвакуировать из БМП. Однако, машина еще горела, и сохранялась опасность ее взрыва и повреждения близ стоящей техники. В связи с этим, было принято решение отбуксировать поврежденную БМП-2 № 120 подальше от вокзала. Буксировку организовал ст. лейтенант В. Макаров, приказав подручному механику-водителю БМП-2 № 113 рядовому Н. Островскому подцепить горящую машину тяговыми тросами к своей БРЭМ-4 № 140.

Свидетельствует заместитель командира 1-й мср по вооружению ст. лейтенант В. Макаров:

- Я ее начал оттаскивать - то ли она на ручнике стояла, то ли чего! Я не смог ее сдвинуть с места.

Когда стало ясно, что горящую БМП сдвинуть не получится, рядовой Н. Островский начал отцеплять горящую машину от БРЭМ-4. В этот момент, взорвались пары топлива в баках БМП-2 № 120.

- Я стал обходить горящую «стодвадцатую». - Вспоминал рядовой Н. Островский. - И когда оказался у кормовых десантных дверей, взорвались баки и боекомплект. Я был метрах в пяти-десяти от БМП - как не сгорел не знаю! Из кормы пламя, как реактивная струя, в меня вышло. У «калаша» аж дуло согнуло, а мне лицо и руки опалило!

БМП-2 № 120 взрывается. Предположительно, вначале пожар вызвал взрыв паров топливных баков, что спровоцировало дальнейшую детонацию боекомплекта. Башня, ПТУР и навесное оборудование взлетают вверх, ребристый лист срывает, и возникает сноп пламени. В результате пострадали военнослужащие, тушившие горящую машину: рядовой Островский, рядовой Калинин, майор Хмелевский, ст. лейтенант Макаров и др. Вот, как о взрыве БМП и его последствиях вспоминали участники событий.

Ст. лейтенант В. Макаров, заместитель командира 1-й мср по вооружению:

- Первое, что полетело - ребристый лист [капот - прим. авт.]. Он задел все оборудование. А потом башня взлетела и упала на БРЭМ. Меня самого немножко по голове ударило.

Рядовой сс/с В. Калинин, механик-водитель БМП-2 № 120:

- Я рядом с ней стоял, меня взрывом на землю откинуло. Очнулся - башни нет, машина горит.

Ст. лейтенант м/с О. Кожура, начальник медицинской службы 2-й мср:

- Били, били, били по замкам, а потом кто-то кричит: «Сейчас взорвется боекомплект!» Буквально в секунду отбежали все, и машина взорвалась. Я вижу, башня взлетает высоко и падает рядом с БМП[10].

Ст. лейтенант Ю. Морозов, командир 3-го тв 3-й тр:

- Я помню, башня подлетела выше вокзала! Броневой лист улетел! А установка ПТУР упала рядом с танком, где меня перевязывал в это время, по-моему, Тупиков. Я говорю: «Сейчас вниз все падать будет! Надо залезть под танк!» Мы под передний лобовой лист залезли, а установка ПТУРовская рядом с нами упала! Хмелевскому осколками от взрыва посекло лицо.

Рядовой Н. Островский, механик-водитель БМП-2 № 113:

- Подбежали медики, увели меня в укрытие, мазь на лицо наложили, обмотали голову бинтами, только глаза да рот оставили. Часа два полежал я в какой-то комнате вместе с другими ранеными - потом к своим ушел - нечего лежать: глаза видят, руки работают[11].

По свидетельству рядового сс/с В. Калинина, раненого старшину Кудрявцева разместили в импровизированном лазарете здания вокзала. Туда же отвели новых раненых, получивших повреждения при взрыве БМП-2 № 120. Серьезней всех пострадал командир 1-го мсб майор С. Хмелевский. Он получил тяжелую контузию и осколочные ранения, и вынужден был сдать командование батальоном капитану Р. Клупову[12]. Рядовой Н. Островский получил ожоги рук и лица.

- Я Островского позже видел, - рассказывал  заместитель командира 1-й мср по воспитательной работе лейтенант А. Константинов. - У него все волосы, выступавшие из-под шлемофона, сгорели, и лицо почернело.

Капитан м/с Н. Тупиков отправился к командиру бригады и доложил, «что пробиться невозможно и всех раненых целесообразно доставлять на вокзал. Там - в бывшей «Комнате матери и ребенка», где случайно оказалось много теплых одеял и чистых простыней - …уже более основательно, оборудовали свой временный медпункт»[13].

[1] Свидетельство Владимира Калинина // http://www.memoriesnorth.narod.ru/

[2] Оверчук А. Разгром // Московский Комсомолец. 1995. 28 января.

[3] Интервью со ст. лейтенантом м/с О. Кожурой // http://www.memoriesnorth.narod.ru/

[4] Интервью со ст. лейтенантом м/с О. Кожурой // http://www.memoriesnorth.narod.ru/

[5] Интервью со ст. лейтенантом м/с О. Кожурой // http://www.memoriesnorth.narod.ru/

[6] Козовенко М.Н., Старенченко Ю.Н., Тупиков Н.В. Январские дни в Грозном // газета, С. 14.

[7] Интервью со ст. лейтенантом м/с О. Кожурой // http://www.memoriesnorth.narod.ru/

[8] Интервью со ст. лейтенантом м/с О. Кожурой // http://www.memoriesnorth.narod.ru/

[9] Интервью со ст. лейтенантом м/с О. Кожурой // http://www.memoriesnorth.narod.ru/

[10] Интервью со ст. лейтенантом м/с О. Кожурой // http://www.memoriesnorth.narod.ru/

[11] Вырвавшийся из ада // Гатчинская Правда, 1995, 7 марта, с. 3.

[12] Светицкий К., Базавлук А. Интервью с подполковником Зрядним В.И.

[13] Козовенко М.Н., Старенченко Ю.Н., Тупиков Н.В. Январские дни в Грозном // газета, С. 14.

Previous post Next post
Up