"Я отпущу язык - пусть он поет, а мысли мешают пению"

Apr 08, 2016 17:32

Итак, два тура московского конкурса АП позади, завтра - третий, решающий. Серьезный разговор о радостях и огорчениях этого года еще предстоит (обещаю, что он будет непременно - тем более, что теперь ему не надо конкурировать с аналогичным текстом о Петаккорде :-(). А пока, как обычно, подборка перлов ( Read more... )

перловка, авторская песня

Leave a comment

bbzhukov April 9 2016, 01:00:05 UTC
Там много чего намешано. Во-первых, мишки сильно различаются по своей любви к мясу. Это примерно как у людей с деньгами: все их хотят, вопрос в том, на что тот или иной человек готов ради денег. Так и у медведей: кавказский мишка, набредя на погибшее или оказавшееся в беспомощном положении животное, разумеется, случая не упустит, но сколько-нибудь регулярно не охотится и в общем-то не умеет этого делать. А вот у тех же камчатских медведей охота - занятие регулярное и один из главных способов пропитания. Есть различия и внутри популяций: одни более страстные и умелые охотники, другие предпочитают наедаться иными кормами (хотя это не значит, что они не любят мясо - просто они не готовы тратить для его добычи те усилия, которые необходимы.) Опять же, когда дичи много и она доступна, доля охотничьей добычи в "бюджете" увеличивается практически у всех медведей и наоборот. Вот эту склонность к охоте на живую крупную дичь я и обозначил словом "кровожадность".

Во-вторых, разные медведи-охотники по-разному оценивают человека как возможную добычу. Это тоже очень много от чего зависит: от истории взаимоотношений человека и медведя в данной местности - есть ли регулярная медвежья охота или нет, была ли недавно война, резня или еще что-то, от чего остались неприбранные трупы (Мантейфель пишет, что после гражданской войны в бассейне реки Кан в Сибири сформировалась целая группировка медведей-людоедов) и т. д., а также от природной осторожности/дерзости данного медведя, от того, насколько он голоден в данный момент, от его личного опыта и опять же т. д.

В-третьих, медведь может напасть (и в нынешнем мире чаще всего и нападает) на человека не в гастрономических целях, а потому, что человек представляется ему угрозой или чем-то досаждает. Тут многое зависит от индивидуального характера медведя и отнюдь не сводится к осторожности: того же Добрыню, с которым работал Николаенко, никак не назовешь очень осторожным - но он так ни разу и не проявил никаких агрессивных намерений. Есть ситуации, когда медведь нападает практически обязательно, но и в других случаях никаких гарантий нет. Тут действительно беда в том, что у медведей нет развитой внутривидовой коммуникации, в том числе сигналов угрозы. Если медведь недоволен поведением другого медведя, он просто отвешивает ему плюху - и тот дает сдачи либо уходит. Беда в том, что человеку такое выражение недовольства может стоить жизни: единственный удар медвежьей лапы может раздробить всмятку грудную клетку или напрочь снести голову. А медведь, может, вовсе и не хотел его убивать, просто у него нет другого способа сказать "вали отсюда!". И да - по морде ничего не прочтешь, за мгновение до удара он выглядит, как обычно.

Впрочем, мы углубились в частную этологию бурого медведя. Предмет, конечно, жутко интересный, но в данной дискуссии - явный оффтоп. Если б я еще музыкально-исполнительские перлы вывешивал - тут да, без обращения к некоторым формам поведения медведя было бы не обойтись :-)...

Reply

ext_2805946 April 9 2016, 02:54:16 UTC
Не-е-е... Я, было, тоже грешил на "офф-топ". А потом глянул на "Музыку" под Вашей перловкой - и убедился: всё в тему!:)
(Чем я и завершил реплику чуть повыше:)).
Не говоря уж о благодарности за просвещение (в сколь доступной, столь и увлекательной "выжимке")!

Reply

bbzhukov April 9 2016, 03:34:55 UTC
:-)

Reply


Leave a comment

Up