И снова на дворе поздняя осень нечетного года, и снова в Московском городском центре авторской песни начинаются прослушивания I тура московского городского конкурса. С красивым круглым юбилейным номером - ХХХ.
Впрочем, никаких особенных юбилейных торжеств не предполагается. Все в общем-то как обычно. Для тех, кто впервые слышит о таком действе - условия конкурса можно прочитать
вот тут. А здесь я только вкратце напомню основные вещи:
- Участвовать в I туре может любой желающий. Достаточно только позвонить или приехать в ЦАП (адрес по ссылке) и заявиться в конкурс. Ответственный секретарь Галина Ивановна назовет вам дату ближайшего прослушивания, если эта дата чем-то не устраивает - можно договориться на другое число. Но тянуть не советую: практика показывает, что I тур начинается ни шатко, ни валко, а на последних прослушиваниях происходит форменное столпотворение. И та же практика показывает, что при переходе числа участников прослушивания за 30 вменяемость любого жюри не гарантирована. Это не значит, что на 31-м номере жюри дружно впадает в помрачение, но... там уже возможно всякое.
- Конкурс имеет статус московского, но прописки никто не спрашивает.
- Вход на все конкурсные мероприятия свободный (как насчет заключительного гала-концерта - честно говоря, не помню). На I тур имеет смысл прийти (помимо непосредственных участников, естественно) тем, кто хочет поболеть за того или иного участника (но просьба вести себя при этом прилично и шумных перформансов не устраивать) и тем, кто собирается участвовать в дальнейшем или вообще еще не решил, участвовать или нет. Просто посмотреть, что это такое. На концерты II тура советую приходить вообще всем, кто интересуется современным состоянием авторской песни. На мой взгляд, именно эти концерты - самая интересная часть конкурса, поскольку их участников отбираем мы, а не всякие там великие барды, ничего не понимающие в авторской песне некоторый первичный отсев уже произведен, а никого, кого стоило бы послушать, еще не потеряли.
- Формальные жанровые ограничения минимальны: на конкурс должны быть представлены песни и притом на русском языке. Больше ограничений нет. (Вступать в споры по этому поводу я не буду: если кому-то и эти рамки кажутся слишком узкими, значит, это просто не его конкурс.) Однако тем, кто считает, что авторская песня - это любая, у которой есть авторы, я бы советовал сначала ознакомиться с предметом. Жюри I тура готово выслушать кого угодно и с чем угодно (в пределах вышеуказанных условий), но отбирать будет все-таки в соответствии со своим вкусом. Что не означает, что все нарушители канонов будут непременно отсечены - но даже для того, чтобы осмысленно нарушать канон, надо его как минимум знать.
- Конкурс традиционно проводится в пяти номинациях: автор стихов и музыки, автор песен на чужие стихи, исполнитель-солист, дуэт, ансамбль. Две последние номинации рассматриваются как исполнительские и оцениваются по соответствующим критериям. Число номинаций, в которых может выступать одно физическое лицр, не ограничено, но в каждой оно может выступить только один раз. И большая просьба - выступая в исполнительских номинациях (особенно в сольной), не петь песни собственного сочинения. Если хотите, чтобы вас оценили как исполнителя - не сочтите за труд разучить что-нибудь не свое. А если хотите петь непременно свое - добро пожаловать в авторскую номинацию.
- Большая просьба к конкурсантам-авторам приносить тексты песен, желательно распечатанные (хотя и рукописные тоже принимаются). Открою страшную тайну: хотя это требование прямо прописано в Положении о конкурсе (см. по ссылке), его нарушение не считается достаточным основанием для снятия участника с конкурса. Но в отсутствие текстов жюри труднее работать - что не только влияет не лучшим образом на адекватность оценок, но и раздражает арбитров. Так что нарушители вредят в первую очередь себе. Пожалейте и себя, и жюри.
Тем авторам музыки, которые выбирают для своего творчества малоизвестные тексты, хорошо бы тоже прихватывать их с собой. Но поскольку "малоизвестный" - понятие относительное, а требовать тексты Пушкина или Бродского было бы просто неприлично, это не более чем пожелание.
- Хочу предупредить сразу, хотя наверняка объяснения такого рода будут: никакие темы не запретны и никакие темы не предпочтительны. То же самое относится к авторской позиции и т. п. вещам. За патриотизм/духовность/политическую злободневность (а равно за романтику/верность традиции/позитивный взгляд... и чем там еще обычно гордятся?) здесь никаких печенек не дают. Но и шелобанов тоже. Так что самый верный критерий выбора репертуара - пойте то, что вам самим больше всего хочется спеть. Именно сейчас, на данном этапе вашей творческой эволюции.
Ну вот, вроде сказал все, что хотел. Кроме самого главного: первое прослушивание - прямо сегодня, 8 ноября в 19.00. Если вы вдруг ощутили желание прям немедленно участвовать - звоните в ЦАП (495 953 73 07). Возможно (и даже скорее всего), сегодняшнее прослушивание будет немноголюдным, и вам найдется место. Но лучше все-таки договариваться заранее.
И последнее. За мной должок: предыдущий московский конкурс стал первым за двадцать лет, который я не прокомментировал после его окончания. Не буду вдаваться в причины, почему так случилось, скажу только, что очень жаль: конкурс оказался одним из самых урожайных на интересных людей за те же двадцать лет. Проидется в этом году наверстывать - комментировать сразу два конкурса. Что ж, тоже интересный опыт, никогда такого не делал.
Ну вот и все. Тем, кто намерен пойти на конкурс (в каком бы то ни было качестве) - до встречи. Остальным - ждите новостей.