О христианизации монголов Александром Невским. Часть 1.

Feb 10, 2024 15:23


Посмотрел ролик К. Жукова о неком научном труде двух авторов: д.и.н., профессора Багдасаряна В.Э. и архимандрита Сильвестра (Лукашенко). Называется труд "Стратегия Александра Невского и цивилизационные трансформации XIII века". Естественно, прорвало...

Ознакомиться с трудом можно здесь.

Что сказать... Нда... Научным редактором выступил д.и.н., профессор Иерусалимский Ю.Ю. (ЯрГУ), рецензентами - д.и.н., профессор Володихин Д.М. (МГУ им. Ломоносова) и д.и.н., профессор Реснянский С.И. (РУДН). И вот несмотря на всё это, такой... как бы поприличнее сказать... хрени я не читал давно. Собственно, и подвигло меня к её прочтению, что ну не могут уделённые высокими званиями и должностями учёные участвовать в создании.... этого. Оказалось - могут. И ещё как. 9-/



Коллаж о том, как это могло бы быть.

Аннотация:


Цель представляемой вниманию читателя монографии состоит в реконструкции стратегических ориентиров политической и религиозной деятельности Александра Невского в контексте мировых цивилизационных и геополитических трансформаций. Параллельно рассматривается ход исторического процесса в рамках различных цивилизационных сообществ и их взаимодействия. Предлагается интегрированная версия истории столетия, как столкновение различных вариантов религиозных проектов. Результаты проведенного исследования состоят в обосновании вероятности выдвижения и реализации Александром Невским стратегии «мягкой силы», состоящей в установках снятия угроз с востока и расширения границ христианского цивилизационного ареала посредством распространения христианства среди монголов.

Теоретическая значимость исследования определяется переосмыслением стратегии Александра Невского как активной политики религиозно-идеологического влияния. Практическое значение работы связано с потенциалами формирования новой культурной политики России на восточном направлении.

Определение:

Аннотация - краткое описание книги, которое дает читателю представление о произведении, рассказывает завязку сюжета или обозначает общую тему книги.

Я это к чему... Пусть "реконструкция ориентиров", коль авторам неизвестны источники, описывающие деяния князя Александра Ярославича - почему нет? Пусть "интегрированная версия истории столетия, как столкновение различных вариантов религиозных проектов", коль авторы считают, что до них все описывали развитие человеческой цивилизации исключительно с точки зрения религиозной разобщённости и никак иначе, интеграция - это всегда интересно. Пусть даже авторы решили оценить вероятность возникновения у Князя Александра мысли: "А не распространить ли мне христианство среди монголов, чтобы легче с ними было договариваться?" - в конце концов, выдвижение гипотезы, проверка её и анализ полученных результатов - классика научного подхода к исследовательскому процессу. Но вот насчёт практического значения работы... Кто там главный игрок на восточном направлении от нас - Китай?

Вы что, ребята, предлагаете России официально заняться христианизацией Китая???

Вот и я... того. А поскольку ум мой в очередной раз несколько вскипел, решил я труд сей посмотреть попристальнее: уж больно необычную цель поставили перед собой авторы.

Введение

Общее впечатление о введении - ... я даже и не знаю, как его описать. Похоже, что во введении авторы постарались не столько обосновать важность и новизну выбранной темы исследования (напомню: реконструкция стратегии Александра Невского, как бы это ни выглядело), сколько постарались, как могли, натянуть старый тезис "Россия меж двух огней" на новый глобус.

Нет, что наши западные "партнёры", включая и часть некого "славянского мира", века аж с... 15-го никак не отойдут от того, что они прошляпили, как на их восточном рубеже из ниоткуда вдруг возникла некая Moskovia, способная любому рано или поздно навалять если не по гланды, то по помидоры точно - это понятно: да - обидно. Но Александр Невский - это совсем век не 15-й, не говоря уж о 16-м с его Айвеном Зе Терриблом. Ни о какой единой Руси во времена князя Александра Ярославича говорить не приходится - почитайте русские летописи: да, после прихода монголов любимое занятие русских князей - резьба по родственникам - заметно поутихло, но... ни на минуту не прекратилось. Самого Александра новгородцы выгнали от себя вот прямо за год с небольшим до Чудского сражения, что, согласитесь, выглядит довольно странно для некой "единой" Руси и под "единым" руководством. К тому же сами новгородцы к остальной Руси себя никак не относили. Соответственно, и Русь в лице ближайших к Новгороду княжеств никакой любви к тому не испытывала и при случае устраивала Новгороду... продовольственные блокады - в местных летописях последствия этих блокад расписаны в лицах, да так, что особо впечатлительным читать не рекомендую. Какую Русь тогда князь защищал? Если и мог князь Александр что единое защищать, так в первую очередь это свои личные феодальные права, что он, кстати, в действительности блестяще и сделал!

Применительно к 13-му веку авторы обозначают три угрозы для Руси: с востока - монголы, с запада - крестоносцы (в виде Ливонского ландмайстерства Тевтонского ордена, что, в общем-то, не одно и то же), и третья угроза - исламская. И тут же, вот прямо сразу, перекидывают мостик в современность: мол, и сейчас коллективный Запад нас массово игнорит, блокирует и стремится духовно захватить, с востока нам грозит китайская технологическая кабала, а с юга - "... усиление тюркского фактора в исламском мире, выражаемое в реактуализации идеологии пантюркизма" (как я понимаю, этакий застенчивый пендель в сторону Эрдогана 6-). И что делать? - Изучать наследие Александра Невского, отвечают авторы, и действовать по его заветам.

А как изучать? Это - самое интересное. Авторы сетуют, что

XIII век, к сожалению, не предоставляет большого объема источников для должной реконструкции исторического процесса. «Белых пятен» и разрывов в применении к этой эпохе гораздо больше, чем репрезентативных срезов. В отношении к Руси, подвергшейся ударам монгольских нашествий, проблема дефицита источников стоит особенно остро.

Большой объём - это сколько? Вот только среди русских летописей события 13-го века описываются примерно в 40 источниках, Да: часть - компилятивные, но штук 20 можно смело принять. Кроме того, есть европейские источники: ливонские хроники всякие, де Плано Карпини (очевидец, между прочим), "Великая хроника о Польше, Руси и их соседях" - по-видимому, собранная из свидетельств очевидцев (польский вариант резьбы по родственникам там описан тоже весьма занимательно 4-), да мало ли чего при желании можно найти... Но - авторам недостаточно. Недостаточно для достижения обозначенной цели.



- Элементарно, Ватсон!

Ожидать, что будут найдены новые источники в отношении Александра Невского, конечно, возможно, но вероятность такого обнаружения невелика. Соответственно, без «домысла» реконструкция средневековой истории и, в частности, истории XIII столетия невозможна. Другое дело, что это домысливание должно подчиняться логике исторического процесса, которая, в свою очередь, опирается на доступную источниковую базу, верифицированные факты. В представляемой книге мы таким образом сознательно идем на легитимизацию домысла. Домысел ограничивается в данном случае сферой реконструкции стратегии и тактики Александра Невского, но не распространяется на исторический контекст, являющийся фактологической опорой для выдвигаемых предположений.

Вот тут я... это... того во второй раз: ребята, вы точно научный труд писали, а не книгу из серии "Жизнь замечательных новохроноложцев"?

Если учёному недостаточно данных для достижения поставленной цели, он либо ищет их, либо заявляет, что объективных данных недостаточно для исследований и на время отказывается от них. Или навсегда, когда уж вообще безнадёга. Но не таковы авторы: "Если данных не хватает, то... мы их домыслим!" - Где-то о чём-то подобном я уже слышал...



А! Нет! Да! 4-)

Вообще местами довольно трудно понять, о чём идёт речь. Вот в аннотации заявлена цель "реконструировать стратегию Александра Невского", и в приведённой выше цитате тоже упомянута она, но в конце введения вот так вот русским по белому:

Цель представляемого рассмотрения заключается в восстановлении мирового контекста деятельности Александра Невского.

То бишь, до этого "рассмотрения" "мировой контекст деятельности Александра Невского" был неизвестен? Или был известен, потом - утерян, и вот сейчас трудами авторов восстановлен?

Вместо «лоскутной» истории отдельных сообществ в данном случае предлагается рассмотреть мировую интегрированную историю, сфокусированную на вопросе стратегического целеполагания русской великокняжеской власти.

Какие "отдельные сообщества"? Раньше история составлялась из "лоскутов" отдельных сообществ, и в предлагаемом труде все "лоскуты" впервые интегрированы и сконцентрированы на великокняжеской власти Александра Невского?

Речь не идет об открытии новых фактов, а об интеграции различных фактологических линий исторического нарратива в единый метанарратив.

А вот тут авторы, что называется, расчехлились конкретно: они не будут утруждать себя какими-либо анализами даже известных сведений, они их "интегрируют", используя в качестве инструмента... свои домыслы, поскольку ничего другого у них попросту нет. Вместо "лоскутной истории отдельных сообществ" должно получиться... таки да: лоскутное одеяло, шитое самыми разноцветными нитками - феноменальный подход к исторической науке! Таки новохроноложцы? 6-)



Но вернусь к угрозам.

Угроза монголов

Не возражаю - была. Ровно в той же степени, в какой сейчас центральная власть РФ угрожает Башкирии, Тыве, Удмуртии, Татарстану, Крыму и т.д. Причём угроза совершенно не формальная: не так уж и давно Чечня в этом убедилась, при всём моём уважении к чеченцам. Ни одно даже протогосударственное образование не согласится добровольно разваливаться на части и будет всячески защищать свою целостность.

Во времена князя Александра Русь, как пишут авторы - "одно из самых крупных государств мира" (которым в концепции "рассмотрения" авторов руководил Александр Невский 6-) в виде отдельных княжеств довольно давно являлась частью улуса Джучи - именно что полноценного государства в составе Монгольской империи. Я как-то собрал статистику монгольских (да и татарского периода - до Василия II Тёмного включительно) походов на Русь по летописям, и оказалось, что процентов на 30 это были карательные экспедиции против, как бы сегодня сказали, сепаратистов, налоговых уклонистов и террористов, а всё остальное - несанкционированные центральной властью инициативы разных ордынских князей и "договорняки" русских князей с ними же на предмет ограбить и убить других русских князей (грабёж и захват населения являлся платой за услуги). Кстати, за самовольное нападение на Русь ордынские князья могли понести - а некоторые и несли! - наказание вплоть до секирбашки. Монголы, конечно, были очень жестокими правителями, но они точно знали: чем больше платёжеспособного податного населения, тем больше постоянных налогов можно собрать.

Если Александр Ярославич и мог как-то уменьшить эту угрозу, то только "А давайте я сам тут разберусь, а потом бабосики вам просто занесу."

Вбоквел

Подыскивал подходящий пример - набрёл на эпизод монгольской переписи в Новгороде: ну вот так показательно оказалось 6-). Итак, согласно Новгородской 1-й летописи...

В лето 6765 (1257). Прииде весть из Руси зла, яко хотять Татарове тамгы и десятины на Новгороде, и смятошася люди через все лето.

Уже само начало записи показывает, как новгородцы соотносили себя с "единой Русью" - никак, хотя князем в то время у новгородцев был родной сын Александра Ярославича - Василий, а посадником - Михалко Степанич, давний ставленник князя Александра. Зимой "мятущиеся" новгородцы убили посадника Михалка, который, по-видимому, был сторонником уплаты налогов монголам, после чего в Новгород пожаловал сам князь Александр Ярославич, да ещё и с представителями тогдашней ФНС. Не будучи уверенным в отеческих чувствах, сын князя Александра - Василий почёл за лучшее сбежать в Псков, дабы чего боком не вышло. Новгородцы же каким-то образом договорились с понаехавшими налоговиками, дали немало мзды, и те отъехали с чувством глубокого удовлетворения, сам же Александр Ярославич остался: его посадник убит, и за это кто-то должен непременно пострадать. По-видимому, был учинён сыск, который показал, что в деле оказался замешан сын Александра - Василий, а на плохое его подбили некий Александр же с какой-то дружиной. Зачинщики были казнены: "овому носа урезаша, а иному очи выимаша, кто Василья на зло повел" - очень по-христиански. Сына Василия князь Александр сослал куда-то в Низовскую землю - его бока не пострадали. Замечу: монголы в том году приезжали не перепись проводить, а налоги взять. И сколько-то да взяли.

Перепись случилась через год - в году 6767 (1259):

Той же зимы приеха Михаило Пинещиничь из Низу со лживым посольством, река тако: аже не иметеся по число, то уже полкы на Низовскои земли: и яшася Новгородци по число.

Михаил Пинещинич - довольно успешный дипломат князя Александра Ярославича; Низ, Низовская земля - Владимиро-Суздальское княжество, где и великокняжествовал Александр Ярославич; почему посольство "лживое" - сказать не могу, видимо какая-то идиоматика того времени. Суть требований - сообщить монголам количество податного населения и не буянить: в случае чего - княжеские войска уже наготове. После Михаила Пинещинича для проведения переписи в Новгород пожаловали налоговые инспектора: Беркай и Касачик, с жёнами своими и прочими сопровождающими. Как и предполагалось, новгородцы тут же учинили бунт и по старой своей традиции начали бить морды чиновникам, в данном случае - монгольским переписчикам. Те - к князю Александру: "Уважаемый, мы - люди подневольные, начальство приказало - мы делаем, охрану давай, а то мало ли что выйдет...", и охрана им была предоставлена в лице посадничьего сына и наличествующих детей боярских. Воодушевлённые охраной, налоговики заявили новгородцам: "Говорите нам своё число, или мы уедем, и уж тогда..." Самые благоразумные новгородцы - те, кому было чего много терять - согласились, беднота же - "Фигушки! Мы вам своё число, а вы нам - налоги?" После чего по ещё одной старой доброй новгородской традиции решили друг друга немножко порезать, но тут в город вошёл князь Александр Ярославич с татарским спецназом, и резать друг друга новгородцам резко расхотелось. Под новгородский зубовный скрежет перепись была таки проведена, после чего переписчики благополучно отбыли восвояси. Отбыл и князь Александр, оставив на новгородском княжении другого своего сына - Дмитрия.

Я к чему этот вбоквел... Во-первых, встречал у тру-ру-патриотов что-то вроде: "Александр Невский - предатель, новгородцы восстание против монгольской переписи подняли, так он их всех под нож..." и т.п. Как видите, документы (Новгородские 1-я и 4-я летописи, по крайней мере), говорят о том, что всё это - ЛПиП (если кто понимает 4-). В который уж раз получается, что те, кто про всю эту кровавую ахинею талдычит, либо невежды, если первичку не читали, либо мерзавцы, если читали и врут. А во-вторых, это - конкретный пример того, как князь Александр Ярославич выполнял свои функции уполномоченного управителя автономной области Русь в составе улуса Джучи: крови православной он нисколько не стеснялся, но и лишней старался не допускать.

Далее:

Угроза крестоносцев

Была? - Безусловно, была. То, что авторы называют крестоносцами всех, кто угрожал Руси с Запада - тоже пусть так, тем более, что некая доля правды в этом таки есть. Но вот с побудительными мотивами...

Как я понял, за основу угрозы с Запада авторы приняли за аксиому тезис нашего нынешнего верховного православного иерарха: "... те, кто с запада - интересовались нашими душами". Справедливо? - Справедливо. Но только ли это? Но в основном только ли это?

Тем, кто опасается за свои чувства верующего, последующее читать строго не рекомендую. На всякий случай.

А кем были для католиков православные христиане? Если кому неизвестно - схизматиками, раскольниками, еретиками, практически теми же, кем спустя 400 лет стали для тогдашней русской православной церкви старообрядцы после никоновской церковной реформы.

Может быть, католики как-то особо зверски относились именно к православным - так нет: буквально за 10 лет до Чудского сражения закончился Альбигойский крестовый поход, в течение которого католики вырезали почти миллион катаров, тоже христиан, но не православных. Не пришлась католикам по душе их концепция дуалистичности мироздания, а потому - под нож.

Может быть, православие, как конфессия, в те времена была какой-то особо миролюбивой - так опять же нет: буквально в то же самое время, вот прямо во времена Александра Ярославича православная Никейская империя резала своих же православных единоверцев-болгар так, что шуба заворачивалась. Впрочем, и латинян она резала с неменьшим удовольствием.

Может быть, Русь православная того времени отличалась особым миролюбием к своим соседям? Тогда стоит почитать о постоянных заволочских походах новгородцев, согласно концепции авторов - подвластных "единому" государю Александру Невскому, и чем они там занимались: убийства и грабёж местного населения, захват земель, обложение оставшихся жителей данью. И таки да: на захваченные земли шли православные попы, ставили церкви и крестили аборигенов, уничтожая или изгоняя всех противящихся тому "язычников". То есть... то есть, занимались ровно тем же, вот прямо один-в-один, чем планировали заниматься и занимались "крестоносцы" на Руси. Мечом и крестом можно сделать гораздо больше, чем только мечом.

Угроза ислама

К маме не ходи - угрозу ислама авторы увидели в том, что Берке, сидевший во времена Александра Невского на ордынском троне, принял ислам.

И? - И всё. В смысле - вообще: всё. В связи с принятием ханом Берке ислама взаимоотношения между русскими княжествами и центральной властью улуса изменились ровно никак. А если взять взаимоотношения Орды и тогдашней РПЦ, то для последней стало даже чуть легче: если ранее от ордынских налогов освобождались только те церкви, которые молились за "ордынского царя", то с 1257 года вообще вся православная церковь освобождалась от налогов.

Лаврентьевская летопись, год 6765 (1257):

"поидоша вси князи в Орду, и чтив Оулавчия и вся воеводы его и возвратишася во своа си. того же лета Глеб приде оу Кановичь [и?] оженився в Татаре. тое же зимы бы число и изочтоша всю землю Русскую, только не чтоша кто служить оу церкви."

Оулавчий - Улагчи, внук Бату, был в то время ханом улуса Джучи - Орды, в том же году умер, власть в Орде захватил Берке. И в том же году ордынскими чиновниками была произведена перепись населения Руси, за исключением... Новгорода (см. Вбоквел выше 6-). И отдельно в летописи упомянуто, что церковнослужители не были посчитаны и, следовательно, были освобождены от ордынских налогов. И так было до самой смерти князя Александра Ярославича в 1263 году.

Может быть, авторы имели в виду некую угрозу от южных исламских государств? Тогда юмор ситуации в том, что именно Орда закрывала Русь от этой возможной угрозы:



На карте показаны территории, входившие в состав улуса Джучи. Получается, что формально государство состояло из Золотой Орды и Руси. Кстати, карта ничего не напоминает? 4-)

Вообще с точки зрения демонстрации ордынской угрозы русским княжествам авторы выбрали довольно неудачный период. В 1258 году Смоленское княжество подверглось разорению со стороны тогдашнего католического Литовского королевства, и что же сделал хан Берке, предположительно угрожавший по мнению авторов Руси? - Он послал против литовцев старого, заслуженного - ещё с Бату в походы ходил! - вояку Бурундая, который навставлял литовцам таких пистонов, что тем надолго расхотелось безобразничать на русских землях улуса Джучи.

Если уж взять хоть какую-то, хотя бы потенциальную исламскую угрозу Руси со стороны Орды, то это появится лишь спустя 50 лет после смерти князя Александра при хане Узбеке, когда тот сделал ислам официальной религией Золотой Орды.

Надо ещё иметь в виду, что вот прямо во времена Александра Невского у хана Берке было гораздо, гораздо более увлекательное занятие: далеко на юге он резался со своими дальними родственниками - Хулагуидами. И у него там далеко не всё и не всегда удачно складывалось. Если авторы полагают, что это время - наиболее удачное, чтобы глубоко в своём государстве развязать межрелигиозные розни, то это надо быть... очень, очень сильно и альтернативно одарённым.

Не менее альтернативно одарённым нужно быть, чтобы в такой обстановке заниматься своей религиозной пропагандой среди подданных своего сюзерена, да ещё и на собственной сюзерена территории.

"Христианизация монголов - не исключено, что в этой установке и состояла основная стратегическая задача Александра Невского."

Кто знаком с творениями г-д Фоменко и Носовского (лучше - в изложении Клима Жукова 4-), сразу услышат в этой цитате знакомый мотив: не исключено, так значит... значит, так оно и было! 6-)

Про дядю Петю

То бишь, к тебе относятся по принципу "плати налоги и живи спокойно", твоя религия освобождена от всяких повинностей (что-то всё это мне напоминает...), а ты будешь вести подрывную пропаганду против своего шефа с надеждой, что станет только лучше?

image Click to view



Впрочем, если, как пишут авторы, "... основу проводимой контекстуализации составили религиозно-идеологические основания политических процессов" (что бы это ни означало), то... всё может быть.

Так. Надо собраться с духом: впереди - ещё пара статей по этому захватывающему произведению 9-/.

летописи, история, русь, лажа, история россии, бдыщ!

Previous post Next post
Up