Вернусь немного к Борису Годунову. И вот, почему.
Просматривая документы по началу смутного времени, наткнулся на подробное донесение сотника Ивана Некрасова царю Борису Годунову. Стрелецкому сотнику в июле 1601 года было поручено быть приставом при князе Василии Никитиче Романове и доставить того в ссылку в Яранск (ну куда в России без Вятки-то 4-). В этом донесении Некрасов сообщает слова Василия Романова:
“Погибли де мы напрасно, без вины, ко государю в наносе, от своей же братьи; а они де на нас наносили не узнався, а и сами де они помрут вскоре, преже нас.”
То бишь, Василий Никитич довольно непрозрачно намекает, что старшие братья что-то учудили против царя Бориса, донесли на родственников поклёп, сами они умрут, а другим из-за них дальше гибнуть. Один из братьев Романовых - Александр - и впрямь, вроде бы, был убит по приказу царя Бориса, Михаил - заморён голодом, Фёдор-Филарет - пострижен в монахи, а вот c Василием и Иваном обошлись несколько менее сурово.
Иван Никитич был сослан в Пелым и содержался прикованным цепью к стене до 1602 года, но довольно быстро был возвращён на службу.
С Василием Никитичем - тоже интересно, поскольку его история ссылки более документирована.
Приставу Некрасову относительно Василия среди прочего был дан и такой наказ “... чтоб… лиха никоторого над собою не учинил”.
В дороге же:
“А корму Василью давать с человеком: по колачу да по два хлеба денежных, да в мясные дни по две части говядины да по части боранины, а в рыбные дни по два блюда рыбы, какова где лучится, да квас житной; а на корм послано с ним сто рублев денег.”
Сто рублей только на пропитание - сумма по тем временам очень немалая. Тем более, что при аресте Василия сотник никакого “человека” не нашёл и повёз в ссылку Василия Никитича одного, без слуги. Василий такой заботы не оценил и попытался сбежать, украв у пристава ключ от цепей, но бдительный сотник вовремя всё обнаружил и стал садить на цепь Василия понадольше.
“А в Яранской приехав занять себе и для Василья двор в городе, чтоб от церкви, и от Съезжей избы, и от жилецких дворов подале; а будет такого двора нет, и Ивану, присмотря место, велеть двор поставить, чтоб не близко жилецких дворов и дороги бы мимо двор прохожия не было; а на дворе велеть поставить хором, две избы, да сени, да клеть, да погреб, и около двора городба.”
Согласитесь, довольно приличные условия содержания: усадьба с хозпостройками, огород, и всё - за казённый счёт - не очень походит на суровое наказание для “государева злодея и изменника”.
Однако, в Яранске Василий Романов не задержался надолго: по царскому указу он в сопровождении того же Ивана Некрасова был отправлен в Пелым, к его брату - Ивану Никитичу, который содержался под охраной другого пристава - Смирного Маматова. Смирной Маматов должен был отправиться в Москву, а Некрасов - сторожить уже обоих братьев Романовых - Василия и Ивана.
В январе 1602 года пристав Маматов сообщил царю:
“И я, холоп твой, у Ивана у Некрасова взял твоего Государева изменника Василия Раманова больна, толко чуть жива, на чепи, и кормовыя денги девяносто рублев десять алтын две деньги, и посадил его с братом с его, с Иваном Рамановым, в одну избу;”
По этому случаю окольничим С. Н. Годуновым, родственником Бориса Годунова, занимавшимся политическим сыском, и дьяком Е.Д. Вылузгиным в том же январе было учинено расследование (!): “... по государеву наказу велено ему [Некрасову] вести Василья Романова, а ковати его не велено, и он, Иван, почему так воровал, мимо государева наказу вел его скована и на чепи, и отдал его толко чем жива Смирному Маматову?”
Некрасов отвечал, что выезжал из Москвы вместе с Маматовым, который вёз Ивана Романова закованным в цепи. Поскольку наказ стольнику был очень тщательно охранять Василия, то и он заковал своего Романова тоже в цепи. Однако, после того, как они проехали Чебоксары, пристав Василия расковал, ну и тот, первым делом, спёр у Некрасова ключ от цепей и выкинул его в воду. Пришлось сотнику новый ключ купить и Василия от греха подальше обратно заковать. Думал, так лучше царёв наказ исполнит. А что чуть жив Василий добрался, так в дороге заболел, везли его в санях.
Заодно выяснилось, что и Ивана, и Василия Романовых хоть и держали в одной избе, но прикованными к разным углам. По результатам расследования царь Борис остался недоволен излишней суровостью приставов, и отправил Смирному Маматову наказ:
“А Иван Некрасов нашим бояром в роспросе сказывал: по нашему наказу велено ему ехати с Москвы с Васильем Романовым в Еранской город, и береженье к нему велено держати великое; и поехал он с Москвы вместе с тобою, с Смирным, и ты Ивана Романова повез с Москвы скована; и он, Иван, смотря на тебя, повез Василья с Москвы сковав же; а как он Василья привез на Пелым и отдал его тебе, и ты деи, у него взяв Василья, посадил с братом с его, с Иваном, в одной избе на чепях по углом. А по нашему указу Ивана и Василья Романовых ковати вам не велено: и вы то сделали мимо нашего указу. И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б Ивана и Василья росковал; а того б еси берег, по прежнему нашему наказу, накрепко…”
Василий от болезни не оправился и 15 февраля 1602 года умер.
Вообще очень интересно почитать официальные документы относительно младших Романовых и некоторых их родственников, как же над ними кровавый царь Борис в хронологическом порядке изгалялся.
30.06.1601 - наказ дьякам А. Власьеву и Н. Федорову о высылке Ивана Романова в Пелым
01.07.1601 - наказ дьякам А. Власьеву и Н. Федорову о высылке Василия Романова в Яранск
01.07.1601 - наказ сотнику И. Некрасову о высылке князя Ивана Черкасского в Малмыж
01.07.1601 - наказ дьякам А. Власьеву и Н. Федорову о высылке князя Александра Репнина из Яранска, где он служил, в Уфу
01.07.1601 - наказ дьякам А. Власьеву и Н. Федорову о высылке Марии Шестовой (тёщи Фёдора Романова) в Алатырь и пострижении её в монахини
01.07.1601 - наказ воеводе А. Исленьеву о посылке князя А. Репнина в Уфу и передаче того М. Нагому
03.07.1601 - наказ приставу Я. Вельяминову о высылке Марии Шестовой в Чебоксары и пострижении её в монахини
02.08.1601 - сообщение воеводы Ж. Зиновьева о пострижении Марии Шестовой
04.08.1601 - прибытие Василия Романова в Яранск, высылка Александра Репнина из Яранска
09.08.1601 - наказ сотнику И. Некрасову о переводе Василия Романова из Яранска в Пелым
21.11.1601 - наказ дьяку Н. Федорову о переводе пристава Смирного Маматова в Москву и о содержании Ивана и Василия Романова вместе под присмотром сотника И. Некрасова
08.12.1601 - наказ сотнику И. Некрасову о назначении его приставом при Иване и Василии Романовых
01.01.1602 - сообщение пристава С. Маматова о приёме больного Василия Романова
10.01.1602 - протокол допроса окольничим С. Годуновым сотника И. Некрасова об условиях этапирования и болезни Василия Романова
15.01.1602 - наказ приставу С. Маматову расковать Ивана и Василия Романовых и содержать их согласно прежнего царского указа
15.02 - сер. марта 1602 - сообщение пристава С. Маматова о смерти Василия Романова
28.03.1602 - наказ приставу С. Маматову о переводе Ивана Романова в Уфу
[где-то здесь должно быть изменение решения по Ивану Романову: он направлялся на службу в Н. Новгород]
28.05.1602 - наказ приставу В. Хлопову о переводе князя Ивана Черкасского (племянника Ивана Романова) на службу в Н. Новгород и поселении его вместе с Иваном Романовым
28.05.1602 - наказ казанскому воеводе князю И. Голицыну о выделении судов для переезда Ивана Романова и князя Ивана Черкасского в Н. Новгород
01.06 1602 - сообщение о прибытии князя И. Черкасского в Н. Новгород
25.07.1602 Иван Романов прибывает в Н. Новгород, по дороге болел
И т.д. К зиме 1602-1603 г.г. Иван Романов и князь Черкасский были в Москве.
Вообще все “зверства” происходили с июля 1601 по январь 1602 года. И какие зверства - всем ссыльным запрещалось иметь связи со всеми, кроме их приставов: никаких разговоров, никаких писем. Размещаться они должны были в описанных усадьбах: центральное здание, пара вспомогательных, сарай, огород. Причём главное здание строилось именно для проживания ссыльных, а не их охранников: кажется, пристав Некрасов специально на это указывал своему подопечному.
Питание им было определено вполне достойное, а после января 1602 года - вполне соответствующее их положению. К примеру, рацион Ивана Романова и князя Черкасского на август 1602 года:
“И как к вам ся наша грамота придет, и вы б, по прежней и по сей нашей грамоте, князю Ивану и Ивану, с людми их, давали, в Нижнем Новегороде, в посные дни по шти блюд рыбы, какова лучится, а в мясные дни по три части боранины да по три части говядины, а хлеб давали как им мочно сытым быть без нужи, а пить давали квас житной; а будет учнут просити пива или меду, и вы б им пиво и мед давали, а имали б есте пиво и мед с кабака, у Юрья у Нелединского да и дияка нашего у Василья Панова. А однолично б у вас князю Ивану и Ивану ни в чем нужи никоторые не было.”
Если кормовые деньги закончатся, предписывалось получить из местной казны ещё денег на содержание, сколько потребуется. И почти в каждом наказе приставам было требование следить, чтобы опальные ничего над собой не сотворили. Вот такие суровые условия содержания были.
Показателен случай с приставом Некрасовым: как стало известно о болезни Василия Романова и прибытии его в Пелым в цепях, тут же на место выехал главный “сыскарь” Годунова сотоварищи, провёл расследование и, видимо, раздал виновным полагающиеся подарки, после чего пристав Некрасов из документов исчез.
А что Фёдор-Филарет? А жил Филарет в келье. И как жил...
Был при нём “малой”: вазу ночную вынести, спину почесать, какие-нибудь другие надобности справить… Правда, сетовал Филарет, что не со старцем живёт. Пристав Воейков доносил: “И то он говорит того деля, чтобы от него из кельи малого не взяли, а он малого добре любит, хочет душу свою за него выронить.” - не подумайте чего лишнего: в донесениях о жизни Филарета непременно было б указано 4-). На то донесение в ответ был прислан наказ:
“...и ты б старцу Филарету платье давал из монастырские казны и покой всякой к нему держал по нашему указу, чтоб ему ни в чем нужи не было; а буде он захочет стоять на крылосе, и ты б ему на крылосе стояти поволил, толко б с ним никто тутошних и прихожих людей ни о чем не розговаривали…”
Ситуация та же: казна полностью обеспечивала все житейские потребности опального Романова, но общаться никак и ни с кем позволено не было, и вместо малого подселили таки старца. Самому же “старцу” Филарету было на то время 45 лет.
16.03.1605 года пристав Воейков сообщал в Москву о поведении Филарета в Антониево-Сийском монастыре:
“... февраля в 3 день сказывали ему старец Илинарх да старец Леванид: февраля ж де в 3 день, в ночи, старец Филарет его, старца Илинарха, лаял, и с посохом к нему прискакивал, и из кельи его выслал вон, и в келью ему, старцу Илинарху, к себе и за собою ходити никуда не велел; и живет де старец Филарет не по монастырскому чину, всегды смеется неведомо чему, и говорит про мирское житье, про птицы ловчие и про собаки, как он в мире жил, и к старцом жесток; и старцы приходят к нему, Богдану, на того старца Филарета всегды с жалобою, лает их и бить хочет, а говорит де старцом Филарет старец: «Увидят они, каков он вперед будет»; а ныне де в Великий пост у отца духовного тот старец Филарет не был, и к церкви и к тебе на прощанье не приходил, и на крылосе не стоит.”
То бишь, 4 года (постригли Фёдора Романова в 1601 году) - практически до своего “освобождения” Лжедмитрием I будущий патриарх всея Руси, будучи сам монахом, буянил в монастыре, терроризировал других монахов и клал на монастырские правила, что под рукой было.
В результате 22.03.1605 года в монастырь был доставлен наказ игумену Иову взять Филарета под свою личную ответственность, чтоб тот таки стал соблюдать монастырские правила. Правда, долго это не продлилось: 30.06.1605 ставший к тому времени царём Лжедмитрий I назначил Филарета (Фёдора Романова) ростовским митрополитом. По иронии судьбы фактически с этого момента и начался путь Романовых к царскому трону.
Ну и как вам “зверства” Годунова над Романовыми?