Загадочный город Вардин: где он?

Aug 21, 2021 18:15


С Меркурием Смоленским, вроде, немного разобрался, хотел, было дальше двинуться - куда там!

Про конец Батыги-хана снова приведу цитату от 1247 года из хронографа Пахомия:

Батый же в та времена еще возбеснѣся, рускою кровию не насытися,   но устремися итти на Угорскую землю. И тамо многия грады и веси   попленилъ. Восхотѣ же взяти и самый великий Вардинъ градъ. Град же той   Вардинъ стояше среди Угорския земли. Посредѣ же его содѣланъ столпъ   камененъ превысокъ зѣло. Крал же Угорский затворися во граде и взыде на   столпъ, сматряше злаго мучителя и моля Бога со слезами, дабы подал   побѣду на мучителя Батыя; слышав же, яко и сестру его взя нечестивый   Батый. И се внезапу нѣкто предста кралю и рече ему: «Слез ради твоихъ   даэ̋т ти Господь побѣдити злочестиваго царя Батыя». И сия рекъ, и   невидимъ бысть. Крал же сошедъ со столпа, и видѣ стояща осѣдлана коня и   секѣру на немъ, и разумѣхъ, яко будетъ помощь Божия. И вседъ на конь, и   изыде из града со всѣми вои своими; и нападоша на варвары, избиша   безчисленное множество, и самого Батыя безбожнаго краль Владислав уби.   Нѣцыи же повѣствуютъ, яко сего краля Владислава крестилъ святый Сава,   Сербский святитель, понеже и братъ ему бѣ.

При всей своей нелепости и смехотворности, в этой своей части Русский летописец  описывает событие, которое вполне могло быть, и которое регулярно  случалось. Некий отряд монголов подошёл к городу, городской феодал  вскарабкался на донжон, вроде этого



Примерный вид "столпа"-донжона.



- вот вам и "столп", обозреть на приключившуюся напасть, оттуда он что-то увидел, его торкнуло, "Ба!",  вскрикнул он, сскарабкался с донжона, выехал со своей братвой к  супостатам и навалял им местных звездюлей по полные немогуи. После чего  женщины стали кричать ему "ура" и  бросать в воздух лифчики, а местный журналюга записал эту историю на  козлином пергамене, естественно, всё переврав. Хм... наверное, это могло  быть, но, всё-таки, намного, намного позднее 6-).

В  общем-то, самый обычный раннесредневековый европейский случай, вот как  за угол сходить по... кхм... ну да. Тем не менее, исключая "крала Владислава" и безбожного Батыя, которые, вроде, не встречались даже нелично, среди всей псевдоисторической ботвы есть одна ягодка: "великий Вардин град". А что это за "град", и откуда архиепископ Пахомий мог его взять?  Ведь не просто же так он его придумал.

Во-первых, посмотрел Угорскую землю - Венгрию на довольно подробной карте Яна Янссона конца 16-го века и никакого Вардина "среди Угорской земли" не нашёл. То же - на карте фра Мауро 1459 года. На современной карте нашёл-таки Вардин-Вардэн, но в Бельгии.



Wardin, Бельгия

Батый в Бельгии - это надо обладать уж очень расширенным сознанием 6-).

Может,  не Вардин, а Варден? Орфография - конёк русских летописцев 6-). Сразу  нашёлся Warden 52477, Альсдорф, Германия. Ну и названия с Warden оказались нередки в окрестностях Будапешта.



Правда, выяснилось, что "warden" с английского - смотритель, надзиратель и это - довольно распространённая в Европе фамилия.

А, может, Вардим? - Нашёлся и Вардим, на Дунае, на границе Румынии и Болгарии.



Вардим, Болгария

Тем  более, что через городок этот проходил римский лимес, и римляне вполне  могли соорудить там укрепление, в котором со временем мог появиться "столп"  - сторожевая башня. Тем более, что из своего западного похода часть  войска хана Бату возвращалась именно правым берегом Дуная и, значит,  точно с песнями и плясками проходила через Вардим. Вардин - Вардим:  почему нет? Ан нет.

В тоске и печали искал я другие старые карты "Угорской земли",  чтобы проверить, а нет ли на них в центре этой земли какого-нибудь  Вардина-Вардена-Вардима и прочих производных, и вот, почти что в центре карты Венгрии и Балкан Ковенса и Мортье от 1730 года вижу...



Grand Varadin

Святы демократы! Так вот же ж он: "самый великий Вардин град", прямо так нерусским по белому и написано: le Grand Varadin. Сразу нашёлся он и на более старой карте Яна Янсона 1666 года, только не всей Европы, а отдельно Венгрии:



Varadyn

Заметьте: тоже на острове. Нашлась даже карта начала 17-го века самого Варадинума, как он назывался на латыни, и тоже посреди речных рукавов:



Varadinum. Braun & Hogenberg, 1618

За рекой на горизонте - горы Vjlak. В очередной раз не подвёл архиепископ Пахомий: враньё - враньём, но есть и фактический материал - город Вардин. Вот так.

А  где ж сей славный град ныне находится? Подсказку дала карта Ковенса и  Мортье, где указано название реки, на которой находился город: Шереш-Кереш. Правда, в Венгрии она так до сих пор и называется, а вот в Румынии она уже - Кришул-Реледе. Пришлось применить занимательную триангуляцию и по указанным на картах известным городам - Токай и Сегез - определить место лё Гранд Варадин. Интимный конец треугольника пал в окрестностях города Орадя, Румыния. И моментально нашлось: Ора́дя (рум. Oradea), Надьварад (венг. Nagyvárad), Гроссвардейн (нем. Großwardein). Да. Он. Великий Вардин град.

Чтобы не было сомнений - вот:



Гор на другом берегу реки, вроде уже нет, только поля: видать, посрывали трудолюбивые румыны 6-).

На карте Брауна и Хогенберга, похоже, даже нашёлся "столп", с которого "крал Владислав"  мог обзирать окрестных монголов в ожидании прихода. Согласитесь, нечто  изображённое посередь дороги от моста уж очень напоминает развалины  какой-то башни:



Так что и второй признак - "столп", вроде бы как, на месте. А что ж насчёт того, кто кому какой конец отхватил? - О-о-о... Концов было предостаточно.

Жил-был Рогерий Апулийский.  Мало-помалу, делал себе церковную карьеру, но в 1241 году шеф послал  его по своим делам в Венгрию, и Рогерий попал. В прямом смысле: в плен к  монголам. Которые именно в это время наводили шорох на венгерского  короля Белу IV. После многих мытарств  Рогерию удалось сбежать от монголов и, чтобы его венгерский вояж даром  не прошёл, он написал воспоминания, как оно там всё было. В том числе и о  захвате Варадина монголами, свидетелем чего Рогерий был лично. Творение  своё он назвал Горестная песнь о разорении Венгерского королевства татарами. Нам она доступна на русском языке в переводе А.С. Досаева, 2012. Брали Варадин войска Кадана.



Иллюстрация из книги Магистр Рогерий Горестная песнь о разорении Венгерского королевства татарами. 2012.

Началось в Варадине так же, как и, в общем-то, в остальной Европе: "Да что могут эти глупые зусулы супротив наших рыцарей?"  - епископ Варадина с рыцарями разбил передовой отряд монголов и, решив,  что дело сделано, распустил их большую часть по домам. Зусулы получили  своё. Однако оказалось, что веселье только начиналось. Монголы устроили  епископу маленький сюрприз, в результате которого большинство консервов  было приготовлено в собственном соку, а у епископа внезапно обнаружилось  срочное дело за пределами Варадина. Оставшиеся недоготовленными  консервы сочли лучшим последовать за епископом.

После  столь славного начинания венгерский король Бела IV решил встретиться с  ханом Бату. Хан был не против, и встреча состоялась у речки Шайо. Уж не  знаю, откуда Рогерий узнал подробности этой встречи, но описал он точно  то, как монголы своим любимым тактическим приёмом раскатали войска Белы  по белым косточкам. Кому лень искать монгольскую тактику - пожалуйте  сюда: О дикости монголо-татар и цивилизованных европейских рыцарях.

... тела многих убитых лежали на полях и дорогах, одни с  отсеченной головой, другие расчлененные на части, многие были сожжены в  поселениях и церквах, в которых пытались скрыться. Эта погибель, это  уничтожение и опустошение тянулись на расстоянии двух дней
пути -  столько земля была окрашена кровью. Тела возвышались над землей подобно  тому, как стоят на пустынных пастбищах стада скота, овец и свиней, или  подобно тому, как стоят в каменоломнях вырубленные для строительства  камни.

- так Рогерий расписывает художества монголов.

Вообще,  конечно, труд Рогерия нужно читать сплошняком: только тогда можно  проникнуться всей глубиной европейской военной мысли. Но и выдержки не  оставляют сомнений, с кем монголы имели дело.

Варадинский  епископ, как я уже помянул, от своей паствы э-э-э... удалился по  большому делу, так что утопающим не оставалось ничего другого делать. К  чести Рогерия нужно сказать, что он в Варадине тогда остался. Правда,  ненадолго.

Король Кадан, как уже было сказано в другом месте, после того как  была завоевана Рудана и был схвачен комит Арискальд, отобрал для себя  шестьсот наилучшим образом вооруженных тевтонцев, которые были под  властью этого комита. После того, как те указали путь для татарских  предводителей, татары, пройдя через леса и рощи, скалы и пропасти,  внезапно появились в окрестностях города Варадина.

К тому времени уже Рогерий понял, с кем придётся иметь дело, а  потому предпочёл удалиться из Варадина в лес. Монголы город освежевали  за милую душу, вырезав всех, кто был не столь проницателен, как Рогерий,  но замка брать не стали, а стали в пяти милях от города.

Поскольку татары много дней не приходили к замку, люди поверили,  что те навсегда ушли отсюда. Воины и прочие, кто находился в замке,   уверившись в их уходе, в большом числе вышли из замка и поселились в  уцелевших домах.

После  этого... да: монголы снова вырезали под ноль всех наивных и медленных и  принялись за замок. Семью камнемётными  машинами они разбили крепостную  стену в самом слабом месте, после чего... "А вот и мы! Небось не ждали?"

Поскольку в соборную церковь они сразу войти не смогли, принеся  огонь, они сожгли и церковь, и бывших в ней знатных женщин, и всех  остальных, кто там оказался. В прочих же церквах они совершали столь  великие злодеяния с женщинами, что было бы лучше не говорить о них, дабы  людей не подвигнуть к совсем уж дурному. Бывшая же за городом в поле  знать, горожане, воины и каноники - все без всякого сожаления были  перебиты. После этого они полностью разорили могилы святых, нечестивыми  ногами попрали мощи, благовония, кресты, золотые кубки, сосуды и  разорили все прочее, отданное для сооружения алтаря. Они приводили в  церкви попеременно мужчин и женщин и после позорного их употребления там  же их и убивали.

Продолжалось  это месяцами. Монголы уходили, венгры возвращались в свои селения,  монголы приходили, грабили остатки, употребляли и убивали венгров, после  чего уходили, чтобы через некоторое время вернуться снова за очередной  партией венгров.

Жить  столь оживлённой жизнью Рогерию не захотелось и он сдался монголам,  которые Рогерия подобрали, обогрели и приставили к немудрёному делу.  Когда монголы уходили их разорённой в пух Европы, Рогерий, опять же по  проницательности своей, решил от монголов уйти, что ему с успехом и  удалось. После этого Рогерий отправился в Рим, отчитался перед  начальниками и написал свою Горестную песнь. Жизнь свою Рогерий Апулийский окончил сплитским архиепископом в 1266 году.

Вот  так оно случилось с великим градом Вардином. А что до "крала  Владислава" что, согласно Русскому летописцу, расхвостал под Вардином  несчастного Батыгу секирой от макушки до... э-э-э... седла, так то, как  видно, сущие сказки.

культура, летописи, история, русь, история россии

Previous post Next post
Up