Загадка сандалий Меркурия Смоленского

Aug 08, 2021 11:19


Подзабросил я что-то Русский летописец - пора поправить дело.

Ежели кто не в теме относительно Русского летописца - вам в начало: Русский летописец: не будите инженера. После этого много чего понаписано - да, очень многабукав оказалось, и последнее - о Батыге-хане и его занимательном конце.  В заключение той статьи я написал, что, мол, интересно: какая нелепица  следующей будет? И ведь как получилось: нахожу в летописце, на чём в  прошлый раз остановился, поднял глаза чуть выше - и за годом 6755 (он же  - 1247) читаю:

"В лѣто 6755 году ноября въ 24 день убиенъ бысть мученикъ Меркурий Смоленский от злочестиваго же царя Батыя."



Святы еноты! - Так то ж тот самый Меркурий, от которого, согласно упомянутому же Слову о Меркурии Смоленском, Батыга-хан с криком "Шоб мене быть здорову!"  с малой дружиной чуть ускакал! Что-то не то: там - Меркурий едва Батыге  конец не отхватил, а тут - сам от хана свой конец нашёл... Непонятно,  надо б концы с концами свести. 6-)

Во-первых, исторический контекст



Действие  происходит во время завоевания Руси ханом Бату, то есть, между 1237,  когда войска Бату пошли в Западный поход, и 1255-1256 г.г. - смертью  хана. В Слове о Меркурии год вообще не упоминается, Русский летописец  указывает год гибели Меркурия 1247, однако, в официальном житии св.  Меркурия Смоленского означен 1239 год. Уже в который раз автор летописца  приводит сведения, мягко говоря, сомнительного качества, а вот в  1238-1239 годах, когда татарские войска, возвращаясь из Западного  похода, прошли в том числе и через смоленские земли, правда, самого  Смоленска не тронули, так что эпизод с какой-либо стычкой русских и  татарских отрядов вполне мог быть. Правда, зачем было нападать на татар,  которые и так шли мимо, с определённым риском навлечь большие  неприятности на Смоленск - непонятно: жестокость, с которой татары  подавляли малейшее им противодействие, уже тогда была известна.

Во-вторых, фигура Меркурия Смоленского

Подробная Ипатьевская летопись не упоминает Меркурия ни в 1238, ни в1239, ни в 1240 годах, ни далее. Так же - Новгородские 1-я и 4-я, Воскресенская летописи  и прочие, летописи польские и литовские - нигде о таком чуде не  упоминается. Что, в общем-то, и неудивительно: сведения о святом  мученике содержатся только в абсолютно неисторическом и ещё более  нелетописном Слове и Русском летописце.  Более того: существуют несколько версий сказания, которые довольно  сильно различаются и описанием самого Меркурия, и обстоятельствами его  гибели, (к примеру - вариант, кажется, Минейский: в Жития святых по изложению свт. Димитрия Ростовского) и все они - от официального жизнеописания св. муч. Меркурия. Желающим ознакомиться хотя бы с одним анализом сказания о Меркурии - см., к примеру, Ранчин А. М. Слово о Меркурии Смоленском.  Вполне вероятно, что Меркурий Смоленский - своеобразное переиначивание  тоже святого мученика  Меркурия Кесарийского. Тот тоже был ярым  христианином, громил врагов без счёта за веру-царя-отечество и погиб  тоже усекновением головы, правда, от своего же "царя"-язычника.  И того, и другого верующие христиане поминают в один день - 24 ноября  по старому стилю. Так что само существование Меркурия Смоленского  предстаёт довольно сомнительным.

Позвольте, а как же мощи? Как же копьё и щит, которые Меркурий заповедовал повесить над своим гробом?? Как же шлем и "железные сандалии"???

В-третьих... а какие ваши доказательства?

А доказательства довольно своеобразные.

Пишется,  что мощи святого были утеряны после разрушения первоначального места  хранения святынь поляками в 1611 году, но я нашёл довольно свежую публикацию, где говорится, что

"В настоящий момент мощи Меркурия Смоленского находятся в Смоленском Авраамиевом монастыре."

-  ??? Это как - мужики не знают? Правда, где-то читал, что некто  нашёл-таки частицу мощей Меркурия Смоленского и передал её на хранение  церкви. Интересно, как он её определил? Какая-то сопроводительная  записка была?

Упоминаний о щите я вообще нигде не нашёл, кроме как в Слове о Меркурии.

Копье,  шлем и сандалии хранились в кафедральном соборе Смоленска, но копьё  было забрано французами в 1812 году и кануло в лету, а шлем был украден в  1954 году и до сих не найден и, по-видимому, уже не будет. Так что  остались одни "сандалии". Вот они:



Сандалии святого Меркурия. Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор), Смоленск.

По большому счёту, с них эта статья и началась, поскольку посмотрел я на них, посмотрел - и обомлел: это... оно... как же так?

Ничего не замечаете, нет? Это ж, вроде, 13-й век - не замечаете? - Так "сандали" ж сделаны под правую и левую ноги!

- "Ну и в чём дело?" - А вот, в чём, сравните:



Слева - "сандалии" Меркурия, а справа - сабатоны максимилиановского доспеха, 16-й век, изумительное произведение кузнечного искусства.

- "Так это - случайно!" - Нет, не случайно, а практически - повально:



Рыцарские доспехи, Арсенал, Грац, Австрия.



Эволюция формы подошвы сабатонов: а) 1290-1390. b) 1300-1490. с) 1500-1530. d) 1530-1540. е) 1540-1550. f) 1550-1560. g) 1560-1590

Практически до конца 16-го века латные рыцарские ботинки по форме подошвы на различались на левый-правый.

- "Ну они ж тупыыые... А вот у нас, на Руси..." - А у нас на Руси - вот:



Сапоги Петра I, Оружейная палата

Конец века 17-го, между прочим. Царя российского обувь. Так-то.

И ещё: присмотритесь повнимательнее к "сандалиям"



По бокам "сандалий" - шпеньки, явно намекающие на крепление к ним шпор. "Крышки",  по-видимому, крепились к основе ремешками через ушки. То есть, это -  специализированная кавалерийская обувь, но...  подошва -  цельнометаллическая! Сабатоны же изготовлялись с ламелями, и в них можно  было эффективно вести бой и пешим, поскольку они не мешали ступне  сгибаться. Мало того, что "сандалии" - специализированная обувь, она ещё  и крайне узкоспециализированная, предназначенная исключительно для конного боя. В этих "изделиях"  пеший воин был бы более похож на ржавого железного дровосека, чем на  бойца. Если и можно найти обувь, наилучшим образом соответствующую цели  поскорее погибнуть "за царя-веру-отечество", то... с трудом, с трудом.

Кроме  того, по жизнеописанию Меркурий попал в Смоленск молодым человеком, а  потому рыцарский доспех к его воинской службе должен был быть изготовлен  уже на Руси и по русскому образцу. Я пересмотрел массу иллюстраций по  снаряжению русских конных воинов и нигде не увидел чего-либо похожего на  сабатоны: либо явные сапоги, либо нечто похожее на кольчужные чулки. В  работах А.Н. Кирпичникова тоже ничего даже подобного мне не попалось.



Фрагмент иллюстрации Радзивилловской летописи

- "Но ведь кто-то их для чего-то изготовил?" - Таки да. В этом и вопрос: кто, где и зачем?

То,  что они слабо соотносятся с русской традицией латного доспеха,  более-менее ясно. Они принадлежали какому-то европейскому бедному  рыцарю? - Нууу... не знаю. У него хватило денег на нормальное среднее  защитное снаряжение, но не хватило на нормальную рыцарскую обувь, и он  заказал у деревенского кузнеца вот такую уродливую поделку, в которой  даже просто ходить - сущее мучение, не то, что вести бой? - Как-то это  очень странно: зачем? Достаточно было обычных сапог или ботинок из  толстой кожи.

Здесь нужно обратиться к временам создания источников сведений о Меркурии Смоленском: Слову и Хронографу Пахомия  (он же - Русский летописец). Последний был точно создан в 17-м веке, а  первый исследователи относят к веку 16-му, то есть оба отстоят от  описываемого чуда по меньшей мере лет на 300. Интересно, что мне  попалась некая презентация о Меркурии Смоленском, в которой приводится  не только фото "сандалий" святого, но и его шлема:



Вот шлем из презентации покрупнее:



Первоисточника по шлему я, правда, не нашёл. И вот, какое дело: "шлем Меркурия"  также никак не похож на русские шлемы 13-го века, но несколько  смахивает на что-то европейское . Опять же пересмотрел множество  иллюстраций и рисунков - ничего подобного не нашёл. Странная смесь  каски-капелина 17-го века



и позднеримского гребневого шлема.



Шлем Беркасово II, начало IV в.

Вот ещё в сравнении с одним из шлемов Арсенала в Граце:



Согласитесь:  наводит не некоторые определённые мысли. Кстати, шлем Меркурия  именуется и как шишак, а шишак и капелин друг от друга отличаются, вроде  как, не сильно.

Источники сведений о Меркурии Смоленском - 16-17 в.в., "сандалии"  непонятного происхождения, но тоже век 15-17, и шлем, если, конечно, на  фотографии шлем Меркурия Смоленского, по конструктивным и  технологическим признакам тоже более всего относится к средним векам -  всё это никак не "бьётся" с указываемым  временным периодом - веком 13-м, но отчётливо указывает на время  оформления культа Меркурия Смоленского: 16-й, возможно - 15-й века.

Возвращаясь к "санданиям", приведу цитату из интервью смоленского агиографа Э.А. Стороженко:

"Так называемые «сандалии» святого Меркурия - это металлическая  рыцарская  обувь. К XIII веку они не относятся, их возраст определяли по  внешнему  виду, других анализов, насколько мне известно, произведено не  было. Эта  обувь, вероятно, относятся к XIV-XV векам. Как они стали  ассоциироваться  с именем святого Меркурия? Возможно, что с каким-то  человеком,  обращавшимся с молитвой к святому Меркурию, произошло чудо, и  он в знак  признательности подарил свою железную рыцарскую обувь в  собор, с тем,  чтобы их разместили возле мощей святого Меркурия. Здесь  при мощах эта  обувь какое-то время хранились и, естественно, они  назывались обувью  святого Меркурия Смоленского, но это вовсе не  означает, что этот  артефакт принадлежал лично святому во время его  земной жизни."

Вот  как-то так. Хотите доказательств существования святого - их есть у нас!  Что, шлем - польского гусара (вспоминаем, кто копьё спёр в начале 17-го  века)? - И что? Это ещё надо доказать. Что сандалии из арсеналов  каких-то подвалов инквизиции? - Таки тоже. Вы чего прицепились? Сказано:  святого, а это - не обсуждается. С таким подходом узнать, кто, где и  зачем изготовил это "чудо враждебной техники", задача - потруднее тетракварк открыть.

Что,  кстати, нисколько не умаляет религиозного значения святого и  артефактов, ему приписываемых. Религиозные верующие молятся же не самим  иконам, а тому, что они олицетворяют. Я надеюсь 4-).

А  насчёт "сандалий"... Будь у меня такая обувь, я б её тоже постарался  поскорее кому-нибудь подарить. И не надо мне для этого никакого чуда! 6-)

культура, летописи, история, русь, история россии

Previous post Next post
Up