Vaya con dios my darling
Vaya con dios my love
... Вот как только слышу эту песню, сразу вспоминаю совершенно потрясающее исполнение её Лесом Полом и Мэри Форд. А тут в ЖиЖе увидел пост про него - и понеслось 6-).
Настоящее имя - Лестер Уильям Полсфус. Попробуй-ка сразу выговорить - Полсфус, потому и Пол 6-).
В восемь лет научился играть на губной гармонике, затем - на фортепиано, а потом - на гитаре. Ну и пошло-поехало. К тому же в Лестере проснулся изобретатель. Кто в детстве этим не баловался? Помнится, примерно в том же возрасте я "изобрёл" независимую автомобильную подвеску и с ней даже склеил из бумаги и соплей то, что сейчас называется багги 6-). А Леса "пробило" на музыкальные "примочки". Он изобрёл носимый на шее держатель для губной гармошки, который позволил ему играть на обеих сторонах инструмента без помощи рук, аккомпанируя себе на гитаре - до сих пор производится по его базовой конструкции. К тринадцати годам Пол уже выступал на полупрофессиональном уровне как кантри-певец и гитарист. Играя в придорожных заведениях в районе Уокеша, где он родился, Пол начал экспериментировать со звуком. Желая, чтобы его акустическая гитара была услышана большим количеством людей, он приспособил иглу фонографа к своей гитаре и подключил ее к радиодинамику.
В семнадцать лет Пол играл уже с Texas Cowboys Руба Тронсона, а вскоре после того, как бросил школу, присоединился к Radio Band Санни Джо Волвертона в Сент-Луисе. Затем - Чикаго: днём Пол изучает и играет кантри, а по вечерам - джаз. В этой среде Лестер познакомился с Артом Тэйтумом - великолепным джазовым пианистом, и понял, что лучше сосредоточиться на одном инструменте - гитаре. С того момента гитара сопровождала Пола до самой его смерти.
Чуть позже уже Лес Пол создал своё трио: помимо него самого, в нём играли Джим Эткинс (брат Чета Эткинса, того самого, гитариста) и Эрни Ньютон. Перебравшись в Нью-Йорк, парни наскоком взяли Фреда Уоринга, который принял их в свой знаменитый бигбэнд. В то же время Лес, Джим и Эрни выступали и как трио. Работали они тогда очень напряжённо. Уже упомянутый Арт Тэйтум, Бенни Гудмэн, Рой Элдридж, Коулмэн Хоукинс - это люди, с которыми тогда играл молодой (чуть-чуть старше 20-ти) Лес Пол! Затем был Лос-Анжелес, шоу Бинга Кросби, которого Лес взял не наскоком, но хитростью. Позже, уже после ВМВ, Пол играл с Нэтом Кингом Коулом, Лайонелом Хэмптоном, Томми Дорси, Уилли Смитом, Сидом Кэтлеттом и прочими, и прочими, и прочими.
Вот пишу это, и не оставляет мысль: насколько судьбы великих музыкантов по сути одинаковы. Тот же
Бонамасса: с раннего возраста играл и играл, с друзьями создал группу, потом играл со старшими великолепными музыкантами, оттачивая свой стиль, потом сам стал гением гитары. Точь-в-точь как Лес Пол - рутина 6-).
Насчёт стиля. Когда я в свои нежные годы услышал мелодиевскую пластину В погоне за тенью. Лес Пол и Мэри Форд, (блин, она до сих пор где-то у меня есть!), то просто офигел, насколько стремительно, легко и затейливо играл гитарист (теперь-то я знаю, КТО это был 6-). Он умудрялся быстрые соло играть аккордами! Вот послушайте:
Click to view
Здесь он с женой - Мэри Форд. Они поженились в 1949 году. Их дуэт был довольно долго очень популярен. Однако... ничто не длится вечно: к началу 60-х популярность дуэта Пол/Форд упала, а ещё через несколько лет Мэри и Лес развелись. Постепенно Лес Пол отошёл от музыки. В 70-е он записался с Четом Эткинсом (блин, есть у меня эти записи - где??? - старый башмак! 5-), и до конца жизни время от времени поигрывал в клубах. Я нашёл довольно много видео, где Лес играет с разными музыкантами. Вот, например, с неким Брайаном Мэем:
Click to view
А здесь он играет со Стивом Миллером. Совсем незадолго до своей смерти.
Click to view
Лес Пол умер в 2009 году...
Вы заметили, как Пол в начале ролика удивлённо воскликнул: "Fender???"
Когда я искал фото Леса Пола к этой статье, я чуть матом не изругался: гуголь раз за разом подсовывал мне бесконечные ряды фото электрогитар. Я даже писал "les paul, a man, not a f*cking guitar!" 6-).
Пол сконструировал цельнокорпусную электрогитару в 1941 году. Однако к тому времени, когда в 1952 году Les Paul Standard была готова к производству, и компания Gibson собралась её выпускать, Лео Фендер уже начал массовое производство Fender Broadcaster. Тем не менее, гитары Les Paul приобрели весьма преданных поклонников, а универсальность и сбалансированность сделали их любимыми инструментами и Эрика Клэптона, и Джимми Пейджа, и Питера Фрэмптона, и - да! снова! - Джо Бонамассы. На Гибсоне Les Paul играет великий Билли Гиббонс 7-).
Ричи Самбора о своей гитаре Les Paul самом Лесе:
"Я играю на ней все: от хэви-метала до блюза и джаза. Создав Les Paul, он [Лес Пол] просто треснул всех прямо по башке: мне она [гитара] нравится больше, чем все подруги, что у меня были, вместе взятые! Я называю его [Леса Пола] крестным отцом рок-н-ролла. Без него никто из нас не имел бы работы."
Вот сейчас пишу статью, фоном в ютрубе что-то играет - звук-то знакомый! Спевает-то Стивен Сигал с Арутюновым, но гитарист, что от них слева стоит, играет на...
Click to view
Честное слово: я - не специально! Теперь понятно, почему я так назвал статью: Гитара и человек?
И это я ещё совершенно никак не продолжил об изобретательской деятельности Пола. Многодорожечная и комбинированная запись, устройства для обработки звука - да и много чего ещё. Без Леса Пола мир был бы беднее. Конечно, кто-нибудь, когда-нибудь и как-нибудь непременно сделал бы то же самое, но это было бы уже по-другому...
И, напоследок, Джо Бонамасса о своей гитаре Gibson Joe Bonamassa Les Paul Studio. На английском, но, в общем-то, всё понятно и так.
Click to view
"Я должен играть на Лес Поле. Я включаю его в усилитель, и он звучит, как я - в точности как я и предполагаю, он должен звучать. Что либо еще просто не имеет значения."